Методическая разработка урока русского языка во 2 классе По теме: Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7 «Ступени»
















Методическая разработка
урока русского языка во 2 классе

По теме: Исследование слова с точки зрения
разных разделов русского языка.









Разработала:
Усманова Ирина Семёновна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория














Верхний Уфалей

Пояснительная записка

Актуальность идеи разработки

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
По определению И. П. Подвласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».
В данной методической разработке представлен конспект урока, основанный на нетрадиционной организации учебного процесса.

Обоснование её новизны и нестандартности

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Организация нестандартных уроков русского языка в начальной школе позволяет широко применять разнообразные методы и приемы, которые способствуют формированию универсальных учебных действий.
Привожу пример нестандартного урока, нацеленного на формирование УУД.
В данной методической разработке представлена система педагогических средств, которая интегрирует в себе уже известные в методике и практике учителей начального общего образования средства и новые средства (задания с элементами творчества).

Апробацию (была ли разработка апробирована, если да - указать возраст детей, год апробации)

Представленная методическая разработка в целом не апробирована,
многократно апробированы все методы и приёмы в отдельности.

Предполагаемую результативность (какие компетенции учащихся развиваются, и формируются в ходе занятия)

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе является необходимым и обусловлено потребностями практики, оно оказывает положительное влияние на процесс становления письменной речи, даёт учащимся возможность повысить свои учебные достижения, быть успешными и реализовать себя в любой творческой деятельности.

Цели:
Дидактическая: Сформировать умение учащихся исследовать слова с точки зрения
разных разделов русского языка.

Психологическая: Сформировать общий приём умственных действий при исследовании слова с точки зрения разных разделов русского языка.

Коррекционно-развивающая: Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия. Обеспечить в ходе занятия развитие речи учащихся: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи учащихся; усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач. Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции.

Воспитательная: Воспитание языкового чутья. Стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через создание ситуации успеха.

Планируемые результаты:

Личностные: Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи. Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Осуществление контроля по результату и способу действия. Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.

Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа. Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения. Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов. Владение общим способом решения задач. Установление причинн-следственных связей, аналогий. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Построение монолога, владение диалогической формой речи. Точная и последовательная передача необходимой информации. Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности. Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра. Формулирование собственного мнения и позиции.

Предметные: Осуществление: анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа. Проведение: сравнения по заданным критериям; обобщения. Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.



Этапы урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
УУД





ЛУУД
РУУД
ПУУД
КУУД

1. Организационный момент.
- Внимательные среди вас есть?
- Кто услышит свое имя нужно сесть.








2. Постановка учебной задачи.
2.1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- А догадливые среди вас есть?
- Что случилось здесь?
Речевая логическая задача
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенёк, под которым спал, а вода всё прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенёк совсем скрылся под водой. Откуда взялось столько воды? - подумал заяц, но так и не догадался.
- Ребята, что случилось здесь?
- Назовите приметы весны
Весна торопилась на речкуСтупала на твердые льдины - открылись речные глубины (вскрытие водоёмов)
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд! (ледоход)
Речка вышла из берегов, затопила луг, лесным жителям грозит беда (половодье)
- Природа вздохнула, пробудила могучие силы. Шумят потоки вод, проклёвываются первые листочки, в воздухе тоже чувствуется весна - пахнет талой землёй, отсыревшей корой деревьев.
Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Стихотворение Е.Баратынского
Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
- Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна)
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).
- Чему вы будете учиться на занятии? (Учиться писать парные согласные на конце слов).
2.2. Объявление темы и задачи урока.
Отвечают на вопросы. Воспроизводят модель. Записывают слоги под диктовку. Выполняют рисунок. Ставят учебную задачу.
Задаёт вопросы. Акцентирует внимание на модели. Диктует слоги. Помогает установить границу между знанием и незнанием.
Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения стойчивая учебно-познавательная мотивация учения
Принятие и сохранение учебной задачи.
Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

3. Изложение (открытие) нового знания.
3.1. Лексика.
– Что такое весна?
(Весна – время года, следующее за зимой.)
– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни").
3.2. Орфография – наука о правильном письме.
Весна
– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
Вспомните правило написания безударных гласных в корне слова.
3.3 Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.
Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.
[ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]
– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.
3.4. Словообразование – раздел науки о языке, изучает строение слов и способы их образования.

Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.
весны
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.
Морфемный разбор слова.
3.5. Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.
– Какой частью речи является слово весна? (Существительное)
– Что вы знаете о существительном?
Тест по теме: “Имя существительное”
1. Имя существительное обозначает:
а) признак предмета;
б) действие;
в) предмет.
В
2. Имя существительное отвечает на вопрос:
а) Что делает?
б) Какой? Какое?
е) Кто? Что?
Е
3. Имена существительные бывают:
а) м.р., ж.р.;
б) ж.р., с.р.;
с) м.р., ж.р., с.р.
С
4. Имена существительные изменяются:
а) по родам;
н) по числам и падежам.
Н
5. Имя существительное в предложении:
а) подлежащее и второстепенный член;
б) сказуемое.
А
Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.
Выберите морфологические признаки этого существительного:
одушевленное – 1;
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.
Ответы: 2 4 5 7
3.6. Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.
Составить словосочетание:
I вариант.
(прил. + сущ.)
II вариант.
(гл. + сущ.)
ранняя весна
чудесная весна
дружная весна
голубая весна
люблю весну
говорю о весне
Распространите предложение, используя словосочетания из скобок
- Звонко заливаются песней птицы. Распевают вовсю, громко, переливчато. Звучные песни украшают нашу весну.
Лес наполнен пением (лес весенний, пением птичьим).
Скворец принёс гусеницу (принёс быстро, гусеницу толстую).

Упражнение «Подумай прав ты или нет, и дай правильный ответ».
- Скворцы прилетели, потому что наступила весна. Наступила весна, потому что прилетели скворцы.
- Появились сосульки, потому что пришла весна.
Пришла весна, потому что появились сосульки.
Д/З Составление рассказа «Разговор скворца с сосулькой»

Называют предметы. Выполняют звуко-буквенный анализ. Записывают названия отдельных изображённых предметов. Доказывают необходимость проверки зонких/глухих парных согласных на конце слов и определяют способ проверки. Выводят правило правило написания парных звонких/глухих согласных на конце слов:
Предлагает иллюстративный материал, слова для звуко-буквенного анализа. Организует общеклассную дискуссию. Контролирует правильность выводов.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Осуществление:
- анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- синтеза как составление целого из числа.
Проведение:
сравнения по заданным критериям;
обобщения.
Построение монолога, владение диалогической формой речи.




Модулируют правило
Организует моделирование
Учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи
Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Точная и последовательная передача необходимой информации.



Формулируют новое знание












Организует формулировку нового знания
Учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи.
Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов. Владение общим способом решения задач
Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности



Записывают слова, формулируют освоенный на уроке новый способ действия. Составляют коллективныерассказы в группах.
Кнтролирует применение учащимися нового способа действия.
Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов
Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
Установление причинн-следственных связей, аналогий.
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Постановка вопросов, построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра.

4.Самоконтроль. Самооценка.
1. Выполните звуко - буквенный анализ слова весна.
2. Образуйте новые слова по схеме
(весенний) (весенняя)
(весеннее)
(весенние)

3. Восстановите текст, для этого вместо пропусков поставьте номер предложения.
Три весны.
В полях показалась земля. ____ На реке тронулся лёд. Река стала вольной. ____ Сошёл последний снег. Ожили леса. Деревья оделись в новый наряд. ____
1. Это настала вторая весна, речная.
2. Пришла третья весна, лесная.
3. Это настала первая весна, полевая.

Самостоятельно выполняют тесты. Осуществляют самоконтроль и самооценку.
Наблюдает за самостоятельной работой детей. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Осуществление контроля по результату и способу действия.
Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формулирование собственного мнения и позиции

5. Рефлексия деятельности.
- Чему вы учились на занятии?
- Кто дал больше правильных ответов?
- Что вам понравилось на занятии?
- Ребята, смотрите, наблюдайте!
Свои тайны лес открывает только тому, кто внимательно умеет читать книгу природы, бережно относится к ней.









15