Урок русского языка: Исследование слова «зима» с точки зрения разных разделов русского языка


Предмет: русский язык.
Тема урока: Исследование слова «зима» с точки зрения разных разделов русского языка.
Тип урока: урок - исследование.
Форма урока: урок с компьютерной поддержкой с элементами интегрирования.
Цель урока: организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке по определению и применению способов УУД в исследование слова «зима» с точки зрения раздела русского языка.
Задачи:
Обучающие:
*формирование и развитие учебных действий ,систематизация и углубление знаний в обобщение основного программного материала.
Развивающие;
*развивать познавательные процессы (речь, мышление, внимание, память);
* развивать умение применять логические операции ( сравнение, анализ);
*развивать связную устную и письменную речь учащихся;
*расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
Воспитывающие:
*воспитывать интерес к предмету;
*формировать самооценку;
*ценностно-нравственное воспитание.
Технологии:
1. ИКТ – технологии,
2. работа в паре,
3. дифференциация,
Оборудование: компьютер, экран, карточки, тест.
Планируемые результаты:
1. предметные результаты:
*умение производить известные виды грамматического анализа,
*умение наблюдать за использованием языковых средств в произведениях русской литературы
2. личностные результаты:
* самоопределение,
*осознанная самооценка,
*самоконтроль и коррекция,
3. ценностно-нравственная ориентация:
*коммуникативная компетенция,
*мотивация к учебной деятельности,
4. общеучебные УД
*универсальные логические действия,
*синтез как составление единого целого из частей,
*построение логической цепи рассуждений по алгоритму.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Меня зовут Вера Витальевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.
На уроке русского языка.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
- Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.
2.Чтение загадки.
Пожаловала к нам
…… Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ……. (зима)

Звучит музыка П.И.Чайковский “Зима”.
Учитель читает стихотворение «Зима» (Р. Кудашева)
Вот зима пришла серебристая,Белым снегом замела поле чистое.Днем с детьми на коньках все катается,Ночью в снежных огоньках рассыпается...В окнах пишет узор льдом-иголочкой.И стучится к нам во двор со свежей елочкой.
2. Постановка задачи урока.
Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зима. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.
Как зима богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат.
Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово зима с точки зрения разных разделов русского языка.
(Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).
Объяснение нового материала
а)Заполнения листа самооценки.
Лексика - изучает словарный состав русского языка.
– Что такое зима? (Зима – время года, следующее за осенью.)
– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова).
Зима - Самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.
Зима – одно из четырёх времён года, между осенью и весной..Энциклопедический словарь
Зима - город (с 1917) в Российской Федерации, Иркутская обл., на р. Ока,близ впадения в нее р. Зима. Железнодорожная станция. 38,6 тыс. жителей(1992). Лесопильно-деревообрабатывающая промышленность. Химический завод;электрохимический комплекс.
Переносное значение слова зима: "волшебная зима "
Орфография – наука о правильном письме.
Зима
– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
– Как проверить безударную гласную ?– Запишите в тетрадь.
Зима - зимний, зимушка.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.
Задание. Выполнить транскрипцию слова зима.
зима – 2слога
– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.
Зима, коньки, санки, горка, лыжи, снежки, мороз, метель, вьюга, иней.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.
– Какой частью речи является слово зима? (Существительное)
– Что вы знаете о существительном?
4.Тест по теме: “Имя существительное.”1. Имя существительное обозначает:
р) признак предмета;
м) действие;
у) предмет.
2. Имя существительное отвечает на вопрос:
в) Что делает?
д) Какой? Какое?
м) Кто? Что?
3. Имена существительные бывают:
а) м.р., ж.р.;
ж) ж.р., с.р.;
н) м.р., ж.р., с.р.
4. Имена существительные изменяются:
к) по родам;
и) по числам и падежам.
5. Имя существительное в предложении:
к) подлежащее и второстепенный член;
п) сказуемое.

Самопроверка – должно получиться слово умник.
Выберите морфологические признаки этого существительного :зима – сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед.ч.
одушевленное – 1;
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; 2 4 5 7
мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.
Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.
Составить словосочетание:
I вариант.
(прил. + сущ.)
II вариант.
(гл. + сущ.)
Суровая зима. Снежная зима. Желанная зима. Сказочная зима.
- Составьте предложение с одним словосочетанием.
Зима для вас …
Дети: чародейка, красавица, искусница,мастерица на все руки, лебедь белая, царица белокожая, хозяйка природы, желанная гостья,кружевница, седая колдунья, рукодельница,белоснежка, госпожа метелица, хохотушка,проказница, матушка, сказочница, умница.
5.Работа в паре по карточка.
Прежде чем начинать парную работу, учитель знакомит детей с заданиями и даёт время на то, чтобы ребята могли договориться, какое задание они будут выполнять совместно.
Карточка №1
Прочитай выразительно, озаглавь текст, спиши,3-е предложение разбери по членам.

Зимой русский лес сказочен и чудесен. Снег украшает пушистые ветки деревьев. Смолистые шишки висят на елях. В серебряном уборе стоят красавицы – берёзки.

Карточка №2
Составь из слов каждой строки предложения и запиши.
Морозы, трескучие, настали, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, воробьи, кормушке, и, синички.
Карточка №3
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели , где есть приставки в словах
Закрутила м.тель. Белка поспешила к гн. зду. Гн.здо у зв.рька тёплое. Забралась белка в гн.здо, прикрылась пуш.стым хвостиком. Затихла непогода. Вылезла белка из гн.зда. Вкусная еда у пушистого зв.рька запасена в кладовой.
6. Рефлексия
Используется рефлексивный экран
- Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось…
7.Итог урока
Спасибо за старание, Ведь главное – желание,А навык и умения С годами к вам придут.