Рабочая программа по ПТО для 5 класса специального коррекционного образования VIII вида

Пояснительная записка.
Цели:
- разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями; обеспечение гражданского, трудового, эстетического и физического воспитания;
- приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; Задачи:
- обучение простейшим технико-техноллогическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке;
- коррекция и развитие трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению; выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы на пришкольном участке, цветниках, в учебной мастерской;
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Сведения о программе
Данная программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика, труд, природоведение, чтение.
Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике детей (например, все операции, связанные с цветочными семенами). Учащиеся могут и должны выращивать рассаду цветковых культур для озеленения школьной территории, выполнять некоторые работы по уходу за парком школы.
При обучении сельскохозяйственному труду и цветоводству развивается мышление и мелкая моторика; способность к пространственному анализу; речь; внимание; память. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.
В 5 классе учащиеся знакомятся со сбором, сортировкой и хранением семян цветковых растений; учатся вскапывать землю в цветнике; заготавливать земляную смесь для комнатных растений; размножать, выращивать комнатные растения и ухаживать за ними.
Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Место и роль учебного курса.
Организуя учебный процесс по цветоводству и декоративному садоводству, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета, дать детям оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы. Изучение цветоводства и декоративного садоводства формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных трудовых умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды;
- выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде;
- оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 210
количество часов в неделю – 6
Формы организации образовательного процесса
Урок – основная форма организации образовательного процесса.
Типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок – игра;
- урок- исследование;
- практическая работа (работа на клумбах и пришкольном участке).
Технологии обучения
Традиционные технологии:
объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
педагогика сотрудничества;
гуманно – личностная;
уровневая дифференциация;
информационно-коммуникационные технологии;
компьютерные технологии;
мультимедийные презентации;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- проверка знаний при помощи тестов;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- обобщающая беседа;
- проверка знаний при выполнении практических работ;
- контрольное списывание.
Планируемый уровень подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Способы сбора и хранения урожая;
Технологию выращивания отдельных овощных культур и цветочных растений;
Узнавать и называть цветковые растения, размножаемые семенами и вегетативно;
Строение многолетнего цветкового растения;
Виды удобрений, способы внесения в почву и хранение;
Виды защищённого грунта;
Назначение парников и теплиц;
Название цветников: клумбы, альпийские горки, рабатки, и т.д.
Учащиеся должны уметь:
Подготавливать почвенные смеси для парников, теплиц, комнатных растений;
Вскапывать и готовить почву к посадке рассады;
Определять место цветкового растения в цветнике.
Различать растения, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года;
Фасовать семена по пакетам;
Поливать комнатные цветы и пересаживать их способом перевалки;
Пользоваться мерными инструментами;
Выращивать бархатцы раскидистые из рассады.
Нормы оценок знаний, умений учащихся.
Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учёбе.
При выставлении оценки необходимо учитывать:
хорошие учебные и трудовые навыки;
понимание и выполнение инструкции;
принятие помощи и оказание помощи своим одноклассникам;
соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;
качество и аккуратность при выполнении работ;
умение ориентироваться в задании.
Отметка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил теоретический и практический материал, самостоятельно и в полном объёме использует теоретические знания и практические умения и навыки программного материала в практической деятельности, правильно отвечает на вопросы учителя, самостоятельно планирует свою работу, качественно изготавливает изделие, правильно организует своё рабочее место, выполняет правила техники безопасности и соблюдает санитарно-гигиенические требования, умеет пользоваться технологическими и инструкционными картами, чертежами
Отметка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил теоретический и практический материал; допускает незначительные ошибки в ответах на вопросы учителя и при изготовлении изделия; в основном умеет пользоваться технологическими, инструкционными картами, чертежами
Отметка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть теоретического и практического материала, допускает ошибки при планировании и выполнении работ, не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала, допускает ошибки при изготовлении изделия и неаккуратно выполняет задание, затрудняется подтвердить свой ответ конкретными примерами и использовать справочную литературу, операционные и инструкционные карты, наглядные пособия и другие средства
Отметка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный теоретический и практический материал, не отвечает на большую часть вопросов учителя, не может правильно спланировать выполнение работы, не может использовать знания программного материала, допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задания, не может самостоятельно использовать справочную литературу, операционные и технологические карты, наглядные пособия и другие средства.

Содержание рабочей программы.
В результате изучения курса цветоводства и декоративного садоводства ученик научится:
Культурные растения – 4 часа.
Различать культурные и дикорастущие цветковые растения по видам, устанавливать разницу между ними. Познакомиться с цветковыми растениями, наиболее распространёнными в местных условиях.

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений – 12 часов.
Устанавливать виды однолетних цветковых растений с крупными семенами, признаки созревания плодов с семенами цветковых растений.
Пользоваться простыми навыками ускорения созревания плодов и семян у некоторых цветковых растений. Усвоит способы и приёмы сбора, хранения и просушки семян. Доводить до зрелости «семена-сырец».

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике – 10 часов.
Понять необходимость удаления отцветающих однолетних цветковых растений из цветника вместе с корнями; уборки растительных остатков на территории цветника. Выкапывать части растений из земли (клубней и корнеклубней).

Вскапывание почвы в цветнике – 12 часов.
Понимать, что такое борозда, запомнить глубину вскапывания земляного покрова. Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы. Познакомиться с приспособлением для данной операции – лопатой: её устройством, приёмами вскапывания, запомнить рабочую позу и технику безопасности при работе.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений – 12 часов.
Усвоить требования к качеству земляных смесей для комнатных растений, их составные части, условия хранения. Уметь самим составлять данные смеси, при этом определяя места для заготовки огородной или дерновой земли. Освоить правила заготовки перегноя. Применять на практике умения работы в цветнике осенью.

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев – 8 часов.
Правильно выполнять уход за территорией школы: очищать дорожки и площадки, сгребать опавшие листья, подметать и выравнивать песком садовые дорожки.

Бумажные пакеты для расфасовки семян -- 10 часов.
Применять на практике знания о назначении бумажных пакетов: фасовка мелкими партиями. Выполнять работы по заготовке пакетов. Сортировать семена, разбирая их на мелкие повреждённые и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные, при этом насыпать определённый объём семян в пакеты и заклеивать их.

Уход за комнатными растениями – 14 часов.
Пользуясь знаниями о свойствах воды и потребности комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определённой влажности воздуха, уметь ухаживать за ними. Выполнять правила и приёмы полива комнатного растения водой определённой температуры. На практике уметь определять влажность почвы в горшке или кадке (на ощупь). Находить применение знаниям по заготовке поливной воды для отстаивани

Практическое повторение – 10 часов.
Применять в жизни знания о комнатных и садовых растениях. Использовать знания о семенах растений, узнавать и выделять их из семенной смеси.
Цветковые растения, размножаемые семенами – 12 часов.
Пользуясь знаниями о семенном и вегетативном размножении цветковых
·растений уметь выращивать рассаду, пикировать её, осуществлять уход. Использовать на практике знание характеристик внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке – 18 часов.
Использовать полученные знания при выращивании рассады в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Готовить горшки с земляной смесью и высевать семена. Укрытие плёнкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. Осуществлять уход за всходами.

Перевалка комнатного растения – 10 часов.
Правильно выполнять подготовку цветочных горшков для пересадки растений способом перевалки. Соблюдать водный режим переваливаемого растения. Норму насыпки земляной смеси на дно сухого горшка. Правильно вынимать растение вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый.

Инвентарь для работы в цветнике – 6 часов.
Пользоваться знаниями о работе простейшими инструментами и приспособлениями в цветнике, соблюдая при этом технику безопасности.

Практическое повторение – 12 часов.
Пользоваться практическими навыками при уходе за комнатными растениями. Осознавать ценность цветковых растений, находить применение полученным знаниям на практике.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений – 8 часов.
Пользоваться знаниями о декоративных качествах крупносеменных однолетних цветковых растений, находить применение при озеленении и украшении школьного двора и прилегающей территории.

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений – 14 час.
Осознавать красоту, ценность природы и необходимость её беречь. Навыки выбора места в цветнике для посева крупносеменных однолетних цветковых растений. Пользоваться простыми навыками вскапывания почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Рыхлить и выравнивать верхний слой почвы.

Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений – 12 часов.
Выполнять правильно разметку посевных рядков и глубину заделки семян в зависимости от высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков. Применять на практике знания о сроках посева семян.

Высадка рассады бархатца раскидистого – 14 часов.
Применять в жизни знания о способах выращивания рассады бархатца (подготовка почвы, выбор и разметка мест посадки, выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады, способы полива). Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы.



Календарно-тематическое планирование (6 часов в неделю, всего 210 часов).

№ урока
Содержание раздела, темы
Кол-во часов
Дата


Вводное занятие.
2


1-2
Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества.
2



Культурные цветковые растения.
4


3
4
5
6
Культурные дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур.
Цветковые растения, наиболее распространённые в местных условиях. Растения, выращенные в цветниках и в комнатных условиях.
4



Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
12


7-8
Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами. Признаки созревания плодов с семенами цветковых растений.
2


9-10
Понятие «семена-сырец». Срок созревания и сбора семян.
2


11-12
Осыпание семян. Приёмы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.
2



Практические работы.



13-14
Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами.
2


15-16
Укладка плодов в картонные коробки. Установка на стеллажи для просушки.
2


17-18
Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень. Подвешивание в проветриваемом для дозревания семян.
2



Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
2


19-20
Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.
2



Практические работы.
8


21-22
Осенние работы в цветнике.
2


23-24
Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
2


25-26
Помощь старшим учащимся в выкопке частей растений.
2


27-28
Уборка растительных остатков на территории цветника.
2



Вскапывание почвы в цветнике.
4


29-30
Понятия борозда, глубина вскапывания.
2


31-32
Лопата, устройство. Приёмы вскапывания почвы. Рабочая поза для вскапывания. Техника безопасности.
2



Практические работы.
8


33-36
Прокладывание первой борозды.
4


37-40
Вскапывание почвы на заданную глубину.
4



Заготовка земляной смеси для комнатных растений.
4


41-43
Земляные смеси для комнатных растений. Требования к качеству земляных смесей. Составные части, хранение.
3


44
Приёмы составления смеси.
1



Практические работы.
6


45-46
Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли.
2


47-48
Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы.
2


49-50
Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя (или закупка торфяной смеси).
2



Практическое повторение.
2


51-52
Осенние работы в цветнике.
2



Вводное занятие. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
4


53-54
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
2


55-56
Дорожки и площадки на территории школы, приёмы и правила ухода за ними.
2



Практические работы.
4


57-58
Сгребание опавших листьев.
2


59-60
Подметание дорожек или выравнивание песком садовых дорожек.
2



Бумажные пакеты для расфасовки семян.
4


61-62
Бумажный пакет для семян: назначение, форма, размеры.
2


63-64
Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.
2



Практические работы.
6


65-66
Вырезка заготовок для пакета по трафарету.
2


67-68
Склеивание с двух сторон пакета.
2


69-70
Наклеивание на пакеты изображений цветов.
2



Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.
3


71-72
Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян.
2


73
Использование объёмных предметов для фасовки семян.
1



Практические работы.
7


74-75
Извлечение семян из сухих плодов.
2


76-77
Удаление обломков стеблей. Сортировка семян.
2


78-79
Насыпка определённого объёма семян в бумажные пакеты.
2


80
Заклейка пакетов.
1



Уход за комнатными растениями.
8


81-82
Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле.
2


83-84
Общее представление о потребностях комнатного растения в определённой влажности почвы и воздуха.
2


85-86
Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды.
2


87-88
Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь).
2



Практические работы.
6


89-90
Заготовка поливной воды для отстаивания.
2


91-92
Проверка влажности почвы в горшках и кадках.
2


93-94
Полив комнатных растений из детской лейки.
2



Практическое повторение.
10


95-98
Изготовление бумажного пакета.
4


99-100
Узнавание семян указанного учителем цветочного растения.
2


101-102
Выделение семян из семенной смеси.
2


103-104
Фасовка узнанных семян в пакет.
2



Вводное занятие. Цветковые растения, размножаемые семенами.
12


105-106
Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений.
2


107-108
Приёмы размножения тем и другим видом.
2


109-110
Пикировка рассады.
2


111-112
Уход за рассадой.
2


113-114
Характеристика внешнего вида растений, которые будут выращиваться в цветнике.
2


115-116
Характеристика декоративных качеств растений, которые будут выращиваться в цветнике.
2



Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.
6


117-118
Виды бархатца (высокорослый, раскидистый).
2


119-120
Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев.
2


121-122
Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях. Выращивание рассады бархатца раскидистого.
2



Практические работы.
12


123-124
Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков.
2


125-126
Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью.
2


127-128
Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки и в стаканы.
2


129-130
Укрытие плёнкой. Установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянными семенами.
2


131-132
После всходов – оставление одного растения. Умеренный полив, установка в хорошо освещаемое место.
2


133-134
Наблюдение за развитием растений.
2



Перевалка комнатного растения.
3


135-136
Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приёмы перевалки комнатного растения.
2


137
Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
1



Практические работы.
7


138-139
Полив переваливаемого растения.
2


140-141
Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка.
2


142-143
Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый.
2


144
Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.
1



Инвентарь для работы в цветнике.
6


145-146
Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначения.
2


147-148
разметка мест посева семян, посадка рассады,уход за растениями.
2


149-150
Правила безопасной работы с инвентарём и его хранение.
2



Практическое повторение.
10


151-154
Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе.
4


155-157
Уход за комнатными растениями.
3


158-160
Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.
3



Самостоятельная работа.
2


161-162
Подготовка почвы для посева семян. Посев семян цветочного растения в цветочные горшки.
2



Вводное занятие. Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений
8


163-164
Виды крупносеменных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и цветниках.
2


165-166
Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения.
2


167-168
Характеристика однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения.
2


169-170
Продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств
2



Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.
7


171-172
Выбор места в цветнике для посева крупносеменных однолетних цветковых растений.
2


173-175
Подготовка почвы.
3


176-177
Оформление краёв цветочных грядок.
2



Практические работы.
7


178-180
Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд.
3


181-182
Выравнивание краёв гряд.
2


183-184
Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.
2



Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений.
6


185-186
Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии.
2


187-188
Способы разметки посевных рядков. Глубина заделки семян при посеве.
2


189-190
Сроки посева семян.
2



Практические работы.
6


191-192
Разметка посевных рядков с помощью маркера или верёвки.
2


193-194
Углубление посевных рядков.
2


195-196
Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив
2



Высадка рассады бархатца раскидистого
2


197-198
Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.
2



Практические работы.
8


199-200
Подготовка почвы.
2


201-202
Разметка мест посадки.
2


203-204
Полив рассады.
2


205-206
Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады.
2



Практическое повторение.
2


207-208
Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.
2



Самостоятельная работа.
2


209-210
Разметка посевных рядков, посев односемянного цветкового растения.
2




15