Рабочая программа по русскому языку 4 класс 8 вид надомное обучение

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для обучающихся 4 класса надомного обучения специального коррекционного VIII вида на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Русский язык 1-4 кл./авт.- Воронкова В.В., Белов В. М., Экк В.В., Соколова Н. Д., Кувшинов В. С., Мирский С. Л., Павлова Н.Н., Мозговой В.М., Евтушенко И.В., Перова М.Н., Грошенков И.А. для подготовительных, 1 - 4 классов специальных (коррекционных) П 78 учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2010г – 192 с.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматики способствует их умственному и речевому развитию.
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования и науки РФ, сокращена со 170 часов в год, 5 часов в неделю до 68 часов в год, 2 часов в неделю, согласно учебному плану МОУ «Староалейская средняя общеобразовательная школа № 2» надомного обучения в 2012 – 2013 учебном году по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида.

Рабочая программа рассчитана на 68 ч

УМК:

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ А.К.Аксёнова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 320с.
2. Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1- 4 кл.). Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980.-160с.
3. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы- М.: Школа- Пресс, 1995.- 128с.
4. Русский язык: учеб. для 4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида /А.К. Аксёнова, Н.Г.Галунчикова.- М.: Просвещение, 2007. – 271.: ил. – (Специальная коррекционная общеобразовательная школа).

Учебно-тематический план
по предмету русский язык на 68 часов в год


№ п/п
Наименование раздела, темы
Всего часов

1.
Раздел первый: «Повторение»
2 часа

2.
Раздел второй: «Звуки и буквы»
14 часов

3.
Раздел третий: «Слово»
21 часов

4.
Раздел четвёртый: «Предложение»
21 часов

5.
Раздел пятый : «Повторение»
10 часов



Содержание тем учебного курса

ПОВТОРЕНИЕ

Практическое построение простого предложения, ление предложений с употреблением слов в косвенных дежах по вопросам, из слов, данных в начальной форм заканчивание предложений; восстановление нарушение порядка слов в предложении.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (вода воды) или подбора по образцу родственных слов (вода водный).

СЛОВО

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное на- иисание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Составление и запись небольшого рассказа по серии кар- I инок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, тыка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого ста (2030 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного тек вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя большого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного и аккуратного пись списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных необходимости) и прописных букв:
я Группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
й труппа - О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я; :
я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
я группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений По учебнику в ответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов цел словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных тексго соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном рядке.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, н что, чтобы (с помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе просам.
Составление небольших рассказов на предложенную телем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и ротов речи, выражение связей и отношений между ре ными объектами с помощью предлогов, союзов, нек наречий..
Повторение пройденного.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:
составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (3035 слов).
Учащиеся должны знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Календарно – тематическое планирование

№ урока
Темы и подтемы учебного курса
Кол-во часов
Дата по плану


Раздел первый: «Повторение»
2 ч


1
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.
1 ч


2
Р.р. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
1 ч



Раздел второй: «Звуки и буквы»
14 ч


3
Алфавит. Звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
1 ч


4
Р. Р. Составление и запись рассказа по сюжетным картинкам (учеб. с. 21, № 13)
1 ч


5
Употребление Ь на конце и в середине слова.
1 ч


6
Разделительный Ь перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И.
1 ч


7
Контрольное списывание с заданием по темам: «Употребление Ь на конце и в середине слова. Разделительный Ь перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И»
1 ч


8
Сочетание гласных с шипящими. Правописание ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
1 ч


9-10
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
2 ч


11
Р.р. Составление рассказа с опорой на план и данные предложения. (с.51, №17)
1 ч


12
Ударение. Различение ударных и безударных гласных.
1 ч


13-15
Правописание безударных гласных путём изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
3 ч


16
Диктант по теме: «Звуки и буквы»
1 ч



Раздел третий: «Слово»
21 ч


17
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
1 ч


18
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. (311, с.103)
1 ч


19
Р.р Упражнение в составление предложений на заданную тему. (328, с.110)
1 ч


20-21
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
2 ч


22
Р.р Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
1 ч


23
Диктант по теме: «Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом»
1 ч


24
Имена собственные. Расширение круга имён собственных: Названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
1


25
Р.р Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
1 ч


26
Предлоги ДО,БЕЗ,ПОД,НАД,ОКОЛО,ПЕРЕД. Раздельное написание предлогов с другими словами.



27
Самостоятельное составление рассказа по картинкам с использованием нужных предлогов.
1 ч


28
Разделительный Ъ.
1 ч


29
Диктант по темам: «Имена собственные. Раздельное написание предлогов с другими словами. Разделительный Ъ.
1 ч


30-34
Родственные слова. Общая часть родственных слов.
5 ч


35
Выборочное списывание по заданию учителя.
1 ч


36
Р.р. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
1 ч


37
Диктант по теме: «Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень)».
1 ч








Раздел четвёртый: «Предложение»
21 ч


38-39
Членение речи на предложения.
2 ч


40-41
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
2 ч


42
Р.р. Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
1 ч


43
Самостоятельное списывание текста целыми словами и словосочетаниями с заданием.
1 ч


44
Упражнения в составлении предложений и членении речи на предложения (повторение)
1 ч


45
Диктант по теме: «Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится».
1 ч


46
Распространение предложений.
1 ч


47-48
Установление связи между словами в предложениях по вопросам
2 ч


49
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20-30) слов по данным учителем вопросам.
1 ч


50
Проверочное списывание с заданием по теме: «Установление связи между словами в предложениях по вопросам»
1 ч


51
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)
1 ч


52
Р.р. Выделение предложений из текста. Правильная постановка знаков препинания в конце предложения.
1 ч


53
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Повторение.
1 ч


54
Диктант по теме: «Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)».
1 ч


55
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
1 ч


56
Второстепенные члены предложения (без деления на виды)
1 ч


57
Контрольное списывание с заданием по темам: «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды)»
1 ч


58
Р.р. Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, н что, чтобы (с помощью учителя).
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
1 ч



Раздел пятый повторение пройденного
10 ч


59-61
Повторение пройденного.
3 ч


62
Р.р. Распространение простых предложений. (с.251, 335)
1 ч


63-65
Повторение пройденного.
3 ч


66-67
Подготовка к итоговой контрольной работе.
2 ч


68
Итоговый диктант за год.
1 ч




Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:

1. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Воронкова В.В., Белов В. М., Экк В.В., Соколова Н. Д., Кувшинов В. С., Мирский С. Л., Павлова Н.Н., Мозговой В.М., Евтушенко И.В., Перова М.Н., Грошенков И.А. для подготовительных, 1 - 4 классов специальных (коррекционных) П 78 учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2010г – 192 с.
2. Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1–4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. – Белгород: Изд-во Бел РИПКППС, 2007, 38 с.
3. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушением чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей школ различных типов. М.: АРКТИ, 2005 – 400 с.
4. Тетрадь по обучению грамоте, ил В.В. Воронкова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 48 с.:ил. – (Специальная коррекционная общеобразовательная школа).
5. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.- 176с.









13PAGE 15


13PAGE 14615




15