Методическая разработка урока русского языка на тему Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
2 класс, УМК «Школа России»
ШИРИНА АЛЁНА АЛЕКСАНДРОВНА,
учитель начальных классов
МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №4»,
Аннотация
Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО: определены планируемые предметные и метапредметные результаты, продуманы педагогические приёмы и формы организации учебной деятельности с учётом системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, подобраны проблемные и творческие задания. Она помогает построить учебный процесс, направленный на формирование у учащихся общеучебных навыков и способов самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи, что создаёт условия для развития личности и её самореализации. Разработка может быть полезна учителям начальных классов, руководителям методических объединений, а также студентам педагогических учебных заведений.
Введение
Значимое место в изучении русского языка во 2 классе отводится темам «Предложение», Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над предложениями и текстом в целом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Основная часть
Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока :урок сомнений и поиска истины.
Цель для учителя: создать условия для знакомства обучающихся с понятиями подлежащее и сказуемое.
Цель для обучающихся: узнать научное название главных членов предложения и как они подчеркиваются в предложении.
Предметные результаты: знание научного названия главных членов предложения, умение находить главные члены в предложении и подчеркивать их.
Метапредметные результаты (УУД):
личностные –ценностное отношение к учебной деятельности, желание учиться, ценностно-смысловая ориентация в отношении к поведению в процессе учебной деятельности, уважение к иному мнению, соблюдение основных моральных норм при сотрудничестве со сверстниками, принятие базовых ценностей: «доброжелательность, терпимость, уважение»,принятие и осваивание различных ролей обучающегося;
познавательные –умение анализировать и выделять схожие и отличительные признаки, классифицировать данные объекты, использовать имеющиеся знания для нахождения ответа на вопрос, делать вывод, определять тему урока и ставить цель учебной деятельности, доказывать своё мнение, используя имеющиеся знания, анализировать имеющиеся знания и определять недостающие для ответа на вопрос, работать с учебником и извлекать необходимую информацию, читать схемы и рисунки, анализировать иллюстрации, работать со справочником в учебнике, осваивать способы поискового характера, выделять главное, сопоставлять с эталоном;
регулятивные –организовывать своё рабочее место, навык самоконтроля, принимать учебную цель, ставить и сохранять учебную задачу, организовывать свою деятельность для решения задачи, планировать свою деятельность, удерживать цель до получения результата,
оценивать запас имеющихся знаний, разграничивать имеющиеся знания и те, что нужно усвоить, работать по предложенному плану, самостоятельно выбирать план действий для решения поставленной задачи, соотносить свою деятельность с поставленной целью, оценивать ход деятельности и её результат, сопоставлять предыдущую и последующую оценки;
коммуникативные -вести диалог с учителем и со сверстниками, излагать своё мнение, выслушивать и принимать мнение других, налаживать сотрудничество, обмениваться мнениями, договариваться и приходить к единому решению.
Формы работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: ТСО, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, листы самооценки.
Используемые технологии :здоровьесберегающая, поисковая.
Педагогические методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Педагогические приёмы: проблемный поиск, , самостоятельное нахождение информации, организация работы в группах, сравнительно—аналитическая работа с учебником, , опрос-итог, обобщение и классификация понятий.
Используемые технологии: технология проблемного обучения , здоровьесберегающая технология.
Ход урока
Этап урока/ Форма работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Организационный момент / фронтальная работа Создаёт условия для эмоциональной, мотивационной подготовки обучающихся к усвоению нового материала и формирования навыка самоорганизации и самоконтроля.
- Наш урок я хотела бы начать с пословицы: « Птица славится пером, а человек умом». (Презентация, слайд 1)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Сегодня на уроке мы будем добывать новые знания. Я вам желаю хорошего настроения, приступаем к работе.
Проявляют эмоциональную отзывчивость к словам учителя, пробуждающим любознательность
- Высказывают своё мнение, объясняя смысл пословицы. Личностные:
ценностное отношение к учебной деятельности
и желание учиться.
Регулятивные:
навык самоорганизации и самоконтроля,
принятие учебной цели.
Актуализация знаний/ фронтальная работа
Создаёт условия для актуализации знаний, необходимых для усвоения новых.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, обращая внимание на орфограммы.
- Посмотрите на слайд (Презентация, слайд2), что вы увидели?
- Докажите, что это предложение.
- Найдите главные члены предложения.
- Запишите предложение в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы.
Организовывает проверку:
- Проверьте себя по слайду ( Презентация, слайд 3)- Оцените свою работу. Если правильно вставили пропущенную орфограмму, поставьте + над орфограммой.
У кого три + за эту работу? Погладьте себя по голове, вы молодцы. Принимают учебную задачу.
- Записывают число, классная работа в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя:
- предложение
- это несколько слов, которые выражают законченную мысль.
-называют основу предложения.
- записывают, вставляя пропущенные орфограммы.

Самопроверка по слайду, с объяснением орфограмм.
- Самооценивание по заданному критерию.
Личностные:
ценностно-смысловая ориентация в отношении к учению и поведению в процессе учебной деятельности, уважение к иному мнению.
Познавательные:
умение анализировать и выделять схожие и отличительные признаки, классифицировать, использовать имеющиеся знания для нахождения ответа на вопрос, делать вывод.
Коммуникативные:
излагать своё мнение, выслушивать мнение других, налаживать сотрудничество.
Регулятивные:
сохранять учебную задачу, организовывать свою деятельность для её решения.
- Вы сказали, что предложение состоит из слов, а как называется любое слово в предложении?
- На какие две группы можно разделить члены предложения?
- сколько главных членов в нашем предложении?
- Сравните их.
- Есть отличия?
- У каждого главного члена предложения есть своё научное название и подчёркиваются в предложении тоже по- разному, а кто-нибудь уже может предположить какие названия они имеют, и как подчеркиваются в предложении?
- Сегодня на уроке мы и узнаем- верными ли были ваши предположения. - Член предложения.
- Главные и второстепенные.
- Два.
- Есть, они отвечают на разные вопросы.
- Высказывают свои предположения. Постановка цели и задач урока/ фронтальная работа
Рефлексия на начало урока
Создаёт условия для постановки целей и задач урока, составления плана работы на урок.
- О чем мы будем говорить на уроке?
- Назовите тему урока. ( После ответов учащихся , появляется
Презентация, Слайд 4)- Какую цель поставим на урок? ( На верхнюю ступеньку пустой лестницы, изображенной на доске, выставляет карточку с записанной целью, после того как учащиеся предположат свой вариант . Приложение 1)
- Чтобы достигнуть цели урока, нам нужно решить несколько задач.
- Давайте сформулируем первую задачу на урок? ( Выставляет на ступеньки карточку с задачей 1 после того, как её предположат ученики. Приложение 1).Тут же на слайде вылетает задача1. ( Презентация , анимация. Слайд 4)- Давайте сформулируем вторую задачу.
( Выставляет на ступеньки карточку с задачей 2 после того, как её предположат ученики. Приложение 1). Тут же на слайде вылетает задача 2. ( Презентация , анимация. Слайд 4)- Сформулируйте третью задачу урока.
( Выставляет на ступеньки карточку с задачей 3 после того, как её предположат ученики . Приложение 1). Тут же на слайде вылетает задача 3. ( Презентация , анимация. Слайд 4)- Это наш план на урок, который нужно выполнить, чтобы достичь цели урока.
- (Презентация. Слайд 5)Но прежде, чем мы приступим к решению плана , возьмите листы самооценки, (Приложение 2) оцените свои знания на начало урока по данной теме.
-Поднимите руку, у кого наверху крестик. А кто бы хотел, чтобы крестик был выше? Тогда приступим к решению задач. - Высказывают своё мнение.
- Формулируют тему урока:
названия главных членов предложения.
- Формулируют цель урока: «Узнать как называются главные члены предложения и как выделяются в предложении».
1. Узнать как называются главные члены предложения и как их подчеркивают в предложении.
2. Закрепить полученные знания.
3.Проверить полученные знания.
Осуществляют самооценку своих знаний на начало урока на индивидуальных листах.
Проявляют эмоциональную отзывчивость к словам учителя, пробуждающим любознательность. Личностные:
мотивация к учению, уважительное отношение к иному мнению.
Познавательные:
определять тему урока и ставить цель учебной деятельности; доказывать своё мнение, используя имеющиеся знания; анализировать имеющиеся знания и определять недостающие для ответа на вопрос.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, удерживать цель
до получения результата, оценивать запас имеющихся знаний,
разграничивать имеющиеся знания и те, что нужно усвоить.
Коммуникативные:
вести диалог с учителем, излагать своё мнение, выслушивать
мнение других.
Первичное усвоение новых знаний / работа в парах
Физкультминутка
- Как мы уже говорили, что главные члены предложения имеют своё научное название и чтобы узнать какие именно , вы будете работать в парах, следуя данному плану. Давайте повторим правила работы в парах.
- А сейчас давайте посмотрим план вашей работы. (Презентация , слайд 6)Приложение 3 ( В приложении 3 показан материал учебника с которым учащиеся будут работать)
Учитель оказывает индивидуальную помощь парам. - Принимают учебную задачу, определяют свою пару.
Повторяют правила работы в парах.
- знакомятся с планом, приступают к работе следуя плану. Познавательные:
делать вывод, работать с учебником и извлекать необходимую информацию, осваивать способы поискового характера.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, самостоятельно выбирать план действий по решению поставленной задачи, работать по выбранному плану, навык самопроверки.
Коммуникативные:
вести диалог со сверстником, излагать своё мнение, выслушивать иное мнение, обмениваться мнениями, договариваться и приходить к единому решению.
Личностные:
соблюдение основных моральных норм при сотрудничестве со сверстниками, принятие базовых ценностей: «доброжелательность, терпимость, уважение»
Организует коллективный контроль выполнения задания.
- Задает вопросы:
1. Какие названия имеют главные члены предложения. ( Щелкает презентацию, где вылетает ответ после ответа учащихся. Презентация. Слайд 7).2.Что обозначает подлежащее?
Что обозначает сказуемое?
( Щелкает презентацию, где вылетает ответ после ответа учащихся.
Презентация. Слайд 7).3. На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?
( Щелкает презентацию, где вылетает ответ после ответа учащихся.
Презентация. Слайд7).4. Как подчеркивается в предложении подлежащее?
Как подчеркивается в предложении сказуемое? Анализируют добытые знания, осуществляя самоконтроль.
- Подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее обозначает о ком или о чём говорится в предложении.
- Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.
- Подлежащее отвечает на вопрос кто? Или что?
- Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что сделают?
- Подлежащее подчеркивается одной чертой.
- Сказуемое подчеркивается двумя чертами. Оценим работу при помощи «Лесенки».
( Приложение 4).- Какая первая задача стояла перед нами?
- Как вы думаете, справились мы с первой задачей? ( Ставит знак + на первую ступеньку лестницы на доске). Оценивают свою деятельность в парах, используя приём «Лесенка».
- Узнать как называются главные члены предложения и как их подчеркивают в предложении.
- Да, мы узнали названия главных членов предложения. - А для того, чтобы хорошо думать и работать, предлагаю вам немного отдохнуть и сделать разминку.
Приложение 5Выполняют упражнения. Первичная проверка понимания / работа в группах - Чтобы решить следующую задачу, я предлагаю вам поработать в группах и заполнить пропуски в схеме. ( Приложение 6)- Но перед работай в группах давайте вспомним правила работы в группах.
- Оказывает индивидуальную помощь группам.
- Организует проверку выполнения работы:
Давайте проверим, а остальные группы внимательно слушайте, ваша задача не только выслушать ответы групп, но и проверить правильно ли они выполнили, если вы согласны с ответом группы, поднимите карточку с +, если не согласны с ответом группы поднимаем каточку с -.
( Приложение 7)- Организовывает оценивание в группах:
Оцените свою работу в группах на карточках по критериям. ( Приложение 8).- Решили мы вторую задачу? ( Ставит знак + на лестнице на доске). Принимают учебную задачу, организуют работу в группах, повторяют правила работы в группе.
Заполняют пропуски в схеме.
- Осуществляют проверку выполненного задания.
- Оценивают работу в группах по критериям.
- Да, мы проверили полученные знания. Познавательные: работать со схемой, извлекать из него нужную информацию, сравнивать и анализировать объекты, использовать имеющиеся знания для выполнения задания.
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу, осуществлять контроль за действиями партнёра и оценку результата его деятельности, адекватно воспринимать оценку результата своей деятельности.
Коммуникативные:
налаживать сотрудничество, допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, ясно излагать свою.
Личностные: интерес к учебному заданию и деятельности, понимать значение знаний для человека, принимать и осваивать различные роли обучающегося.
Первичное закрепление / работа в парах - Чтобы решить следующую задачу, я предлагаю вам поработать в парах с упражнением 36 на странице 33.
( Приложение 3). В показан материал учебника с которым учащиеся будут работать).
- Давайте прочитаем задание в упражнении 36
- Попробуйте озаглавить стихотворение.
- Что нужно сделать в данном упражнении?
- А сейчас закройте учебник и обратите своё внимание на слайд. ( Презентация. Слайд 8)- Что вы видите?
- Обсудите в парах пропущенные орфограммы, вставьте их, спишите эти предложения в тетрадь и подчеркните главные члены.
Оказывает индивидуальную помощь парам.
- Организовывает проверку выполненного задания.( Презентация. Слайд 9)- Оцените свою работу в парах при помощи «Светофора». ( Приложение 9)- Принимают учебную задачу, определяют свою пару.
- Один ученик вслух читает задание.
- Высказывают свои предположения.
- Списать первые два предложения. Подчеркнуть в каждом предложении главные члены.
- Первые два предложения из упражнения 36 и в некоторых словах пропущены орфограммы.
- Выполняют задание в парах.
- Осуществляют самопроверку по образцу.
- Оценивают работу в парах. Познавательные:
определять учебную задачу, применять полученные знания для решения учебной задачи, анализировать объекты, выделять главное, делать выводы и аргументировать их.
Коммуникативные:
налаживать сотрудничество, допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, ясно излагать свою.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия для решения учебной задачи,
адекватно воспринимать результат деятельности и его оценку.
Личностные:
осознание ценности имеющихся знаний, смысла учения, уважительное отношение к иному мнению, интерес к новым знаниям,
ценностно-смысловая ориентация в отношении к учению и поведению в процессе учебной деятельности.
-Какая была третья задача урока?
- Решили мы её? ( Ставит + на лестнице на доске) - Закрепить полученные знания.
- Да Рефлексия
(подведение итогов) /
фронтальная,
индивидуальная работа Подведём итог урока:
- Какую цель мы ставили на урок?
- Достигли мы этой цели?
- Я предлагаю вам ответить на вопросы
( Презентация. Анимация. Слайд 10)- Возьмите листы самооценки и оцените свои знания на конец урока ( Приложение 2)- Кто обогатил или уточнил свои знания, поднимите руку.
-Открытия по этой теме ещё не закончились , вам предстоит ещё многое узнать.
- Сейчас я предлагаю вам закончить предложение ( Презентация. Слайд 11)- Некоторым ребятам за активную работу на уроке, я хотела бы приклеить смайлик в дневник ( Приложение 10) , так как 2 класс 1 четверть и отметки ещё не ставятся. Отвечают на итоговые вопросы урока, осуществляют самооценку своей работы и приобретенных знаний.
- Поднимают руку.
- По желанию высказывают свое мнение, заканчивая предложение.
- Адекватно воспринимают оценку учителя. Регулятивные: соотносить свою деятельность с её целью, оценивать ход деятельности и её результат, сопоставлять предыдущую и последующую оценку, ставить задачу.
Личностные: осознание ценности имеющихся знаний, смысла учения, мотивация.
Познавательные: делать и аргументировать выводы.
Коммуникативные:
излагать своё мнение, принимать иное мнение.
Домашнее задание/
индивидуальная - Для того, чтобы ваши знания были крепче, дома выполните задания, которое у вас на листах.( Приложение 11).- Есть несколько вариантов, дома посмотрите и выполните любое.
- Я желаю вам, чтобы ваши знания росли с каждым днём и вы радовались своим успехам.
- Спасибо за урок. - Принимают учебную задачу, проявляют интерес. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные:
ценностное отношение к учебной деятельности, желание учиться.
Познавательные: использовать полученные знания для решения задачи
Заключение
В ходе урока достигнута поставленная цель – создание условий для «открытия» учащимися нового знания. В активной деятельности они развивают свои общеучебные навыки. Структура урока соответствует заявленному типу. Отобранное содержание, формы организации учебной деятельности, педагогические приёмы, оборудование способствуют достижению цели урока. На всех этапах обучающиеся вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Развивается познавательная активность учащихся, память, мышление, совершенствуются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, коммуникативные и регулятивные качества. Деятельность учащихся построена с учётом их физических и психологических особенностей.
Список литературы для учителя
1. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.-М. : Баласс, 2012 – 272 с.
2. Русский язык. 2 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1 /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 6 –е изд.- М. :Просвещение, 2016.- 143с.
3.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под редакцией Н.Н.Деменевой. М. : АРКТИ, 2013.- 152 с. (Начальная школа).

Список литературы для учащихся

Русский язык. 2 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1 /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 6 –е изд.- М. :Просвещение, 2016.- 143с.
Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрать. Для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 6 –е изд.