Рабочая программа по географии 10 класс очно -заочное обучение, индивидуальное обучение


Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п. Костюшино
Андреапольского района Тверской области

«Утверждаю»
«Согласовано» Приказ № ______ от ____________
Протокол № _______ от _____________ ИО директора школы:________
Заседания МС (Л.Ф. Добролюбова)
Руководитель _____________________
_________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 10 класс
базовый уровень
Очно-заочная форма обучения
По индивидуальному плану
(колония-поселение)
Составила учитель географии
Молодкина О.В.

Костюшино 2016
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе:
стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2013 г.
примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии на базовом уровне среднего общего образования в объеме 72 часов, в том числе: в 10 классе - 36 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 36 часов (1 час в неделю).
В ГКОУ Дудинской ВСШ получение среднего полного образования рассчитано на 3 года, география изучается в 10-11 классах по 1 часу в неделю.
Данная рабочая программа по географии в 10 классе рассчитана на 36 часов в год (из расчета 1 учебный час в неделю, 36 недель).
Данная рабочая программа адаптирована к учебному плану ГКОУ Дудинской ВСШ для индивидуального обучения в котором на изучение географии отводится 1 час в неделю, которые распределены так, что 0,16 часа в неделю учебный материал изучается классно-аудиторно, 0,84 часа в неделю отведено на самостоятельное прохождение материала обучающимися.
Исходя из этого, в рабочей программе по географии 10 класса (по индивидуальному плану) – 6 часов в год (36 недель, 0,08 часа в неделю на одного человека, 2 ученика) отводится на классно-аудиторное изучение учебного материала, а 30 часов в год отводится на самостоятельное изучение учебого материала обучающимися.
Для прохождения программы в полном объёме учитель определяет темы и количество часов на самостоятельное изучение материала обучающимися. Это одно из обязательных условий учебного процесса в классах очно-заочной формы обучения.
№ п/п № п/п
Классно-аудит. изучение Тематическое планирование 10 класс(по индивидуальному плану)
Раздел программы Общее число уроков Классно-аудиторное изучение раздела Самостоятельное изучение раздела Дата
Раздел I. Современная политическая карта мира (3часа). 3 1 2 1-2 Современная политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время 2 2 3 1 Многообразие стран современного мира и их основные группы. 1 1 Раздел II.Человек и природные ресурсы Земли (3часа). 3 1 2 4-5 2 Природные ресурсы. 2 1 1 6 Ресурсообеспеченность стран мира. 1 1 Раздел III. География населения мира (4 часа). 4 4 7-8 Население мира. Расовый и половозрастной состав населения. 2 2 9-10 Размещение населения мира. Урбанизация. 2 2 Раздел IV. География мировой экономики (8 часов). 8 1 7 11-12 3 Мировая экономика и МГРТ 2 1 1 13-16 Промышленность. Сельское хозяйство. 4 4 17-18 Анализ отраслевых карт. 2 2 19-20 Обобщение по теме: «Общая характеристика стран мира" 2 2 V.Регионы и страны мира .Тема№1.Англоязычная Америка (6 часов). 6 1 5 21-22 4 Регион Северная Америка. 2 1 1 23-25 США. 3 3 26 Канада. 1 1 Тема№2Латинская Америка (8 часов) 8 1 7 27-28 5 Латинская Америка. 2 1 1 29 Население Латинской Америки . 1 1 30-31 Экономика. 2 2 32 Регионы Латинской Америки. 1 1 33 Бразилия 1 1 34 Северная и Латинская Америка. 1 1 35-36 6 Обобщающие уроки по курсу географии 10 класса 2 1 1 итого 36 6 30 Основное содержание программы (36 часов)
Тема 1. Современная политическая карта мира (3 часа)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.
Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.
Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.
Практические работы
1. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.
2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».
3. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.
Тема 2. Природа и человек в современном мире (3 часа)
Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.
Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.
География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.
Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.
Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.
Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Практические работы
Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.
Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.
Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.
Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».
Тема 3. География населения мира (4 часа)
Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.
Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.
Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.
Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.
География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).
Практические работы
Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг.
Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности..
Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (2 часа)
Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.
Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.
Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.
Практические работы
Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:
Страны Отрасли их международной специализации
Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (6 часов)
Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.
Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.
Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.
Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).
Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).
Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.
Практические работы
1. Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.
2. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.
3. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.
4. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.
Часть II. Региональная характеристика мира.
Тема 1. Северная Америка (6 часов)
Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира.
Общая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории США и её подразделение на три части. Выгоды ЭГП США, сухопутные и морские границы; соседи США. Федеративное государственное устройство США. Штаты США. Двухпартийная система в США.
Население США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и миграционного прироста. Особенности формирования американской нации. Белое, афроамериканское, латиноамериканское население. Аборигены. Проблемы расовой дискриминации. Возрастно-половая структура населения. Размещение населения по территории страны. Показатели плотности населения. Направления внутренних миграций населения. География городов. Городские агломерации и мегалополисы США. Особенности сельского расселения.
Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Замедление темпов экономического роста; финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы. Роль американских ТНК в создании «второй экономики» США. Лидерство США в мировом промышленном производстве. Ведущие отрасли горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Лидерство США в мировом сельскохозяйственном производстве. Постадийная специализация в сельском хозяйстве США. Особенности транспортной системы США. Переход к постиндустриальному обществу.
Особенности территориальной структуры хозяйства США. Факторы, воздействующие на эту структуру. Концентрация хозяйственной жизни в мегалополисах США. Высокоразвитые и депрессивные районы в США; региональная политика.
География промышленности США. Природные ресурсы для развития промышленности США; увеличение зависимости от импорта. Основные черты географии топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной металлургии, машиностроительной, химической и текстильной промышленности США. Понятие о четырёх промышленных поясах.
География сельского хозяйства США. Природно-ресурсные предпосылки для развития этой отрасли. Отрасли, определяющие профиль растениеводства в США. Отрасли, определяющие профиль животноводства в США. Сельскохозяйственные районы (пояса) США.
География транспорта США, её конфигурация. Главные транспортные магистрали и узлы. Развитие отдельных видов транспорта.
Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала.
Развитие внутреннего и международного туризма в США. Главные туристские районы, национальные парки.
Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране окружающей среды.
Макрорегионы США. Макрорегион Северо-Востока, города Нью-Йорк и Вашингтон. Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго. Макроргегион Юга, город Атланта. Макрорегионы Запада, города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
Краткая экономико-географическая характеристика Канады. Размеры территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население Канады; англо-канадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города. Канада как высокоразвитая страна. Четыре отрасли её международной специализации. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.
Практические работы
1.Используя текст и рисунки учебника, рассчитать долю трех главных мегалополисов США в площади и населении страны.
2.Используя данные о структуре ВВП США (сельское хозяйство – 1%, промышленность – 17%, сфера услуг – 82%), составить круговую диаграмму этой структуры. Сравнить её со структурой валового мирового продукта и структурой ВВП других крупных стран.
3.Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», составить в тетради круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции.
4.Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, железной руды в США, рассчитать обеспеченность ими (в годах). Пользуясь данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитать долю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Сделать выводы из этого анализа.
5. Используя материал учебника, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы чёрной металлургии США» по следующей форме:
Название района Тип ориентации Главные центры
Приозёрный
Северо-Аппалачский
Приатлантический
6. Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также экономической картой США в географическом атласе, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:
Название пояса Ведущие отрасли промышленности Главные центры
7. Нанести на контурную карту Северной Америки: 1) наиболее крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железнодорожные магистрали США и Канады.
Проектные задания
1.На основе материалов учебника и дополнительных источников информации (литература, Интернет, ГИС, ГЛОНАСС), разработать индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями этой страны. Провести коллективную презентацию подготовленных проектов и выбрать лучший из них.
Тема 2. .Латинская Америка (10 часов)
)Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и федеративные государства. Колониальные владения.
Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и её краевым прогибам. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия.
Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента его формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.
Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в начале XXI в. и переход к ускоренным темпам экономического роста. Горнодобывающая промышленность стран Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки. Их главные центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве Латинской Америки. Главные отрасли земледелия и животноводства и их размещение. Особенность транспортной системы региона, «линии проникновения».
Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Ускорение темпов экономического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС.
Размеры и профиль горнодобывающей промышленности; основные центры. Размеры и профиль обрабатывающей промышленности; основные центры. Позиции Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы.
Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные новостройки в Амазонии. Особое значение крупнейших городских агломераций: Рио-де-Жанейро и «экономической столицы» страны – Сан-Паулу. Главные транспортные новостройки.
Практические работы
1. Нарисовать ментальную карту стран Латинской Америки с нанесением на нее границ субрегионов.
2. По «визитной карточке» на форзаце учебника определить формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки. Составить соответствующую классификационную таблицу в тетради.
3. Доля индейцев во всем населении отдельных стран составляет (в %): в Боливии – 63, в Гватемале – 54, в Перу – 47. В Эквадоре – 40, в Мексике – 15, в Чили – 9, в Панаме – 6, в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине – 2-4. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона картодиаграмму.
4. Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, серебра. Укажите причины такой специализации.
5. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные районы, специализирующиеся на производстве кофе, какао-бобов, сахарного тростника, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии на базовом уровне ученик10 класса должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, и главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
УМК:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт.
УМК учителя:
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2010 г.
Максаковский В.П.
Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2010 г..
Видиофильмы и презентации.
Мультимедийная обучающая программа: Экономическая и социальная география мира 10 класс.
Тесты по Географии 6-10 класс Автор Александр Летягин Издательство Астрель - Олимп Москва 2001 год.
Библиотека учителя География Сборник заданий и упражнений 6-10 классы Автор: В.И Сиротин. Москва Дрофа -2004 год.
География в таблицах 6-10 классы Справочное пособие Авторы В.В. Климанов, О.А. Климанова 3- издание Москва Дрофа -2000 год.
Контрольно-измерительные материалы. География. 10 класс. Е. А. Жижина М. «ВАКО»
Календарно-тематическое планирование по географии в 10 классе . Классно – аудиторное изучение учебного материала.
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Виды контроля, измерители Практические работы Дата проведения урока
Раздел I. Современная политическая карта мира (3часа).
1-2 Современная политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время 2 Вводная лекция.
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира на современном этапе .Многообразие стран современного мира и их основные группы.
Знать \ понимать основные географические понятия и термины.
Анализ политической карты мира.
Эвристическая
беседа с использованием карт атласа Составление систематизирую- щей таблицы
«Государственный строй стран мира»
3 Многообразие стран современного мира и их основные группы.
1 Лекция с элементами беседы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации . Роль и место России в современном мире . Знать \ понимать основные географические понятия и термины.
Анализ политической карты мира.
Эвристическая
беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт.
Характеристика политико-географического положения страны, его изменение во времени.
Раздел II.Человек и природные ресурсы Земли (3часа).
4-5 Природные ресурсы.
2 Лекция. Природные ресурсы, их виды. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Знать: особенности основных видов природных ресурсов.
Уметь: оценивать и объяснять ресурсоообеспеченность отдельных стран и регионов. Заполнение таблицы по результатам сравнения карт. Определение ресурсообеспеченности стран. 6. Ресурсообеспеченность стран мира. 1 Практикум. Квалификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире. Ископаемые природные ресурсы, земельные, водные, лесные, ресурсы Мирового океана, агроклиматические, рекреационные. Знать: особенности основных видов природных ресурсов.
Уметь: оценивать и объяснять ресурсоообеспеченность отдельных стран и регионов. Анализ карт. Раздел III. География населения мира (4 часа).
7-8 Население мира. Расовый и половозрастной состав населения. 2 Лекция с элементами беседы. Воспроизводство населения .Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Языковой состав. Наиболее крупные народы. Половой состав населения. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую политику; различия в уровне и качестве жизни населения. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических и геоэкологических объектов, таблицы по результатам сравнения карт. 9-10 Размещение населения мира. Урбанизация.
2 Семинар Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города – главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Крупнейшая агломерация и мегаполисы. Сельское население. Знать: термины «средняя плотность населения», «урбанизация», «мегаполис», «агломерация». Уметь: показывать на карте примеры крупнейших городов мира. Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Раздел IV. География мировой экономики (10 часов).
11-12 Мировая экономика и МГРТ 2 Вводная лекция
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. 13-16 Промышленность. Сельское хозяйство.
4 Лекция с элементами беседы. Деление стран на страны аграрные , индустриальные , постиндустриальные . Отраслевая структура экономики . Международное разделение труда – высшая форма географического разделения труда .
Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
Размещение его основных отраслей . Оценивать и объяснять территориальную концепцию производства Опрос . Анализ карт .
17-18 Анализ отраслевых карт.
2 Практикум
Секторы мировой экономики . Деление стран на страны аграрные , индустриальные , постиндустриальные.
Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
Размещение его основных отраслей . Оценивать и объяснять территориальную концепцию производства Анализ карт .
Анализ отраслевых карт атласа. 19-20 Обобщение по теме: «Общая характеристика стран мира" 2 Лекция с элементами беседы. Политическая карта мира. Природные ресурсы, их виды. Роль природных ресурсов в жизни общества. Воспроизводство населения .Типы воспроизводства населения Деление стран на страны аграрные , индустриальные , постиндустриальные.
Знать понятия: Политическая карта мира. Природные ресурсы, их виды. Роль природных ресурсов в жизни общества. Воспроизводство населения .Типы воспроизводства населения Деление стран на страны аграрные , индустриальные , постиндустриальные. Опрос . V.Регионы и страны мира .Тема№1.Англоязычная Америка (6 часов).
21-22 Регион Северная Америка. 2 Лекция с элемента- ми беседы . США и Канада— два государства составляющих регион. Географическое положение , природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения . Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Англоязычной Америки , их демографическую ситуацию . Составлять комплексную географическую характеристику стран Англоязычной Аvерики . Опрос . Анализ карт . 23-25 США.
3 Практикум
США . Территория. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США – «витрина» рыночной экономики . Работать с карта- ми США ,уметь анализировать таблицы и статистический материал.
Анализ карт, устный опрос .
26 Канада.
1 Практикум
Канада . Особенности территории . Чем Канада похожа на Россию . Особенности развития экономики. Называть географические объекты Канады , показывать их на карт. Анализ карт , устный опрос.
«Составление характеристики Канады». Тема№2Латинская Америка (10 часов)
27-28 Латинская Америка. 2 Лекция с элементами беседы Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона .Природные ресурсы региона .
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность Латинской Америки
Анализ карт , устный опрос .
29 Население Латинской Америки .
1 Практикум Этнический состав , темпы роста . Контрасты в размещении населения ,их причина . Темпы и уровень урбанизации . Знать и уметь оценивать демографическую ситуацию в Латинской Америки , этнический состав. Анализ карт . фронтальный опрос. 30-31 Экономика. 2 Семинар
Экономика : современные экономические преобразования , структура экономики , отрасли её специализации Уметь анализировать комплексные карты.
Уметь делить регион на составляющие . Показывать географические объекты.
Анализ карт , устный опрос 32 Регионы Латинской Америки.
1 Практикум
Регион – крупнейший экспортёр сырьевых товаров. Регионы Латинской Америки: Карибский , Атлантический, регион Андских стран .Особенности их развития. Уметь анализировать комплексные карты.
Уметь делить регион на составляющие . Показывать географические объекты. Анализ карт, устный опрос.
33 Бразилия. 1 Лекция Бразилия – крупнейший экспортёр сырьевых товаров. Экономика : современные экономические преобразования. Уметь анализировать комплексные карты.
Уметь делить регион на составляющие . Показывать географические объекты. Анализ карт, устный опрос.
34 Северная и Латинская Америка.
1 Обобщающий урок
Англоязычная Америка и Латинская Америка . Образ жизни и контрасты.
Знать историю открытия этой части света.
Уметь пользоваться картами и статистическим материалом . Анализ карт, устный опрос.
35-36 Обобщающие уроки по курсу географии 10 класса 2 Экономические регионы Уметь анализировать комплексные карты.
Уметь делить регион на составляющие . Показывать географические объект Анализ карт, устный опрос.
№ классно-аудиторных занятий Тематическое планирование по географии 10 класс (заочная группа)
Тема урока Кол-во часов Дата
Раздел I. Современная политическая карта мира (3часа).
1-2 Современная политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время 2 3 Многообразие стран современного мира и их основные группы. 1 Раздел II.Человек и природные ресурсы Земли (3часа).
4-5 Природные ресурсы. 2 6 Ресурсообеспеченность стран мира. 1 Раздел III. География населения мира (4 часа).
7-8 Население мира. Расовый и половозрастной состав населения. 2 9-10 Размещение населения мира. Урбанизация. 1 Раздел IV. География мировой экономики (10 часов).
11-12 Мировая экономика и МГРТ 2 13-16 Промышленность. Сельское хозяйство. 4 17-18 Анализ отраслевых карт. 2 19-20 Обобщение по теме: «Общая характеристика стран мира" 2 V.Регионы и страны мира .Тема№1.Англоязычная Америка (6 часов).
21-22 Регион Северная Америка. 2 23-25 США. 3 26 Канада. 1 Тема№2Латинская Америка (10 часов)
27-28 Латинская Америка. 2 29 Население Латинской Америки . 1 30-31 Экономика. 2 32 Регионы Латинской Америки. 1 33 Бразилия 1 34 Северная и Латинская Америка. 1 35-36 Обобщающие уроки по курсу географии 10 класса 2