Урок русского языка для 2 класса на тему: Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

филиал МБОУ Валгусской ООШ «СКЦ» - Большебакалдская ООШ










Проект урока по теме:
«Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения»





Выполнил: учитель начальных классов,
Фырнина Елена Викторовна
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы учителем начальных классов: 1 год















с. Большие Бакалды
2013 год

Урок русского языка во 2 классе
УМК: «Школа России»
- Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012
- Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого – М.: Просвещение, 2012
Раздел: «Члены предложения»
Тема урока: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения»
Тип урока: открытие нового знания
Учебная задача: познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого, анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся научатся:
предметные: определять границы предложений, правильно ставить знаки препинания в конце предложений, составлять предложения из данных слов, находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, выделять основу предложения, обобщать имеющиеся знания о главных членах предложения; проводить простейший синтаксический разбор предложений по данному учителем образцу, оценивать правильность проведения синтаксического разбора; метапредметные: работать с информацией, со схемой, по образцу, предложенными учебником и учителем; анализировать, делать выводы, сравнивать; личностные: аргументированно отвечать, обосновывать свое мнение, давать оценку своей деятельности на уроке, уметь работать самостоятельно и в содружестве
Оборудование: карточки для рефлексии, лента «светофор», схема «Главные члены предложения», учебник Русский язык. 2 класс под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; рабочая тетрадь. Русский язык. 2 класс под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся уже знакомы и умеют находить такие понятия, как «предложение», «знаки препинания в конце предложения», «члены предложения», «главные члены предложения», «основа предложения», «второстепенные члены предложения»; имеют первоначальные навыки работы с текстом.
Этапы урока и хронометраж:
Организационный момент (1-2 минуты)
Введение в тему урока (7-8 минут)
Открытие нового знания (10 минут)
Физкультминутка (1-2 минуты)
Обобщение изученных знаний (10 минуты)
Первичное закрепление (10 минуты)
Рефлексия. Подведение итогов урока (5 минут)
Домашнее задание
Содержание урока:
№ п/п
Этап урока
Деятельность
Формируемые УУД



учителя
обучающихся


I
Организационный момент
- Скажите, какой раздел учебника мы с вами сейчас изучаем? – Что мы уже узнали о членах предложения? – Как вы думаете, всё ли мы узнали о членах предложения?
- Готовы продолжить работу? – Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. - Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое. Значит, за работу!
- Мы изучаем раздел «Члены предложения» - Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. – Нет. Мы ещё не знаем, как они называются, как связаны между собой. – Да.
(Дети выполняют просьбу учителя.)
Личностные: самоопределение к деятельности, нравственно – этическая ориентация Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества


II
Введение в тему урока.
(Актуализация знаний)
Орфографическая минутка. (На доске записаны предложения.)
Пришла осень птицы не поют они улетели в теплые страны.
Предметные: самостоятельная работа с текстом по заданию учителя. Регулятивные: контролирование процесса и результата своей деятельности



- Разделите текст на предложения. Спишите, правильно обозначьте границы предложений. – Прочитайте. Голосом покажите границы предложений. – Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
(Самостоятельная работа детей) (Проверка.)



(Самоопределение к деятельности)
- Прочитайте первое предложение. – О чем говорится в этом предложении? – Что говорится об осени? – Посмотрите внимательно на наше предложение. Из каких членов предложения оно состоит? – Вспомните, что составляют главные члены предложения? (Аналогично разбираются остальные предложения.)
- Пришла осень. – Об осени.
– Она пришла.
– Предложение состоит из главных членов предложения.
- Главные члены предложения составляют основу предложения.
Личностные: самоопределение к деятельности Познавательные: ответ на вопросы учителя, опираясь на полученные ранее знания; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.



(Постановка учебной задачи)
- У каждого члена предложения есть своё название. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются главные члены предложения. - Откройте учебник на странице 32. Прочитайте тему урока. – Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?



- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. – Учиться находить основу предложения – подлежащее и сказуемое.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно

III
Открытие нового знания
Упр. 35 (с. 32) – Прочитайте задание, скажите: что нужно сделать в этом упражнении? – Какие предложения подходят к первой схеме? – Обоснуйте свое мнение.


- Какие предложения подходят ко второй схеме? – Докажите.



- Выскажите мнение: являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему? - Давайте сделаем вывод. О ком или о чем говорится в каждом предложении? На какие вопросы отвечают эти слова? - Прочитайте правило на странице 32 и скажите, правильный ли вывод мы с вами сделали о том, что такое подлежащее. – Найдите в предложениях, которые мы записали, подлежащее. Как подчеркнете подлежащее? – А теперь скажите, что говорится в каждом предложении о подлежащем? На какие вопросы отвечают эти слова?
- Прочитайте правило на странице 33 и скажите, правильный ли вывод мы с вами сделали о том, что такое сказуемое.
– Найдите в предложениях, которые мы записали, сказуемое. Как подчеркнете сказуемое? – Спишите предложения первого столбика, подчеркните подлежащее и сказуемое.


– Сказать, к какому предложению подходит каждая схема. - Птицы летят. Дети играют. Слова птицы и дети отвечают на вопрос кто? Это одушевленные существительные. Слова летят и играют отвечают на вопрос что делают?
- Ветер дует. Дождь льет.
– В первом предложении говорится о ветре. Слово ветер отвечает на вопрос что? Во втором предложении говорится о дожде. Слово дождь отвечает на вопрос что? Слова дует и льет отвечают на вопрос что делает? – Да. Эти слова – основа предложения. В них заключается главный смысл предложений.
В каждом предложении говорится об одушевленном или неодушевленном предмете, который отвечает на вопрос кто? или что?
(Самостоятельное чтение детьми правила, опрос каждого обучающегося)
Подлежащие: ветер, дождь, птицы, дети. Подлежащее подчеркивается одной чертой. - В предложениях говорится о том, что подлежащее дует, льет, летят, играют. Это мы узнаем через вопрос что делает?, что делают?
(Самостоятельное чтение детьми правила, опрос каждого обучающегося)
- Сказуемые: дует, льет, летят, играют. Сказуемое подчеркивается двумя чертами. (Самостоятельное выполнение детьми задания, взаимопроверка)

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Познавательные: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство; построение несложных рассуждений - формулирование выводов
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, действие по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника Личностные: проявление познавательного интереса к новому учебному содержанию; умение сравнивать и группировать предложения, предметы по их признакам


IV
Физкультминутка
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Но если дунет ветер, Мы быстро полетим. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Мы немного полетали, Ветер стих, и мы устали. Стали тихо оседать, Чтоб на травушке поспать.


V
Обобщение изученных знаний
Упр. 36 (с. 33) - Прочитайте стихотворение.
– О чём это стихотворение? - Что означает выражение банный день? – Озаглавьте стихотворение. – Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое. (Образец разбора дает учитель. Второе предложение разбирает ученик.)

(Самостоятельное чтение детьми стихотворения З. Александровой «Загремел веселый гром» - О дожде в лесу. – Это день, когда люди моются, ходят в баню. – Банный день
(Фронтальная работа по образцу)
Познавательные: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: осуществление анализа с выделением существенных признаков, умение делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой.



Образец разбора Загремел веселый гром В этом предложении говорится о громе. Что? (кто?) гром. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.


VI
Первичное закрепление
- Что такое подлежащее?



- Что такое сказуемое?



Упр. 37 (с. 34) Работа со схемой. Упр. 38 (с. 34) Работа с текстом.
- Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопросы кто?, что?, подчеркивается одной чертой. - Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает?, что делают?, что делал?, что сделал?, что сделает?, что сделают? и др., подчеркивается двумя чертами. (Фронтальная работа) (Работа в парах)
Познавательные: применение разных способов фиксации информации  (словесный, схематичный), использование этих способов в процессе решения учебной задачи; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной форме; перевод её в словесную форму. Регулятивные: перевод информации из одного вида в другой (из словесной в графическую), отделение главного от второстепенного Личностные: сотрудничество с одноклассниками при выполнении учебной задачи Коммуникативные: создание высказываний разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватное построение их и использование в них  разнообразных средств языка; контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; работа с соседом по парте: распределение работы между собой и соседом,  выполнение своей части работы; использование правил, таблиц, для подтверждения своей позиции диалога









VII
Рефлексия. Подведение итогов урока
Карточка Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое На лугу распустились цветы. В траве стрекочут кузнечики. Летит зигзагами большая пестрая бабочка. Жук залез на травинку. Насекомые радуются лету и теплу.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: контролирование процесса и результата своей деятельности , осознание качества и уровня усвоения материала Познавательные: построение логической цепи рассуждений



- Оцените себя с помощью «Светофора».
(Сверка с образцом. Самооценка.)





Зеленый цвет – я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое. Желтый цвет - я еще не все понял. Красный цвет - я пока еще не понял, как находить подлежащее и сказуемое.



Домашнее задание.
Выучить правила.
Выполнить упр. 36 (с.33) . Найти основу в последнем предложении.




























Самоанализ урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Результат взаимодействия

Организационный момент
Учитель помогает ребятам синтезировать полученные знания, чтобы продолжить работу над разделом учебника; высказывает добрые пожелания детям, настраивает их на работу
У обучающихся формируется мотивация к учебной деятельности, возникает положительная эмоциональная направленность
У обучающихся наблюдается готовность к учебной деятельности

Актуализация знаний
Предложено задание с текстом на определение границ предложений с одновременным нахождением безударных гласных в корне (орфографическая минутка)
Самостоятельная работа детей, самопроверка
Задание соответствует содержательной установке урока. Дети свободно владеют предложенным содержанием. В работу включены все обучающиеся. В результате индивидуальной деятельности детей выясняется, что все они овладели предыдущим материалом с небольшим временным расхождением.

Самоопределение к деятельности
Синтаксический разбор предложений подводит детей к ответу на вопрос: «Что такое главные члены предложения?»
Ответы обучающихся на вопросы учителя, опирающиеся на полученные ранее знания; построение логической цепи рассуждений
Дети участвуют в диалоге, слушают и понимают других, оформляют свои мысли в устной речи

Постановка учебной задачи
Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог. Обсуждение затруднений в виде вопроса: «Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?»
Общий ответ детей на вопрос учителя: «Учиться находить основу предложения – подлежащее и сказуемое.»
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно

Открытие нового знания
Метод: подводящий к открытию знания диалог. Способы: диалог, парная работа. Фиксирование нового способа действий в языке дается через анализ и работу со схемами предложений.
Дети работают, соотнося предложения и схемы; объясняют, какая схема подходит к какому предложению. Высказывают мнение: являются ли слова, из которых состоит предложение, главными членами и почему? Самостоятельно обобщают полученные знания, делают выводы и сравнивают их с информацией учебника.
Поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство; построение несложных рассуждений - формулирование выводов

Обобщение изученных знаний
Синтаксический разбор предложений. Образец разбора дает учитель. Второе предложение разбирает ученик.
Самостоятельная работа детей с поэтическим текстом. Работа по предложенному учителем образцу.
Обучающиеся успешно справились с предложенным заданием. Детям предоставлена возможность самостоятельного комментирования.

Первичное закрепление
В качестве заданий предложены: 1) работа с о схемой, представленной в учебнике («Расскажите по схеме, как найти в предложении подлежащее и сказуемое»), 2) работа с текстом учебника с заданием: «Расскажите по очереди друг другу, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое; спишите, подчеркните главные члены предложения (грамматическую основу)»
Работа детей в парах и индивидуально. Контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; работа с соседом по парте: распределение работы между собой и соседом,  выполнение своей части работы; использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции диалога
Применение разных способов фиксации информации  (словесный, схематичный), использование этих способов в процессе решения учебной задачи; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной форме; перевод её в словесную форму. Создание высказываний разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватное построение их и использование в них  разнообразных средств языка.

Рефлексия. Подведение итогов урока
Использование карточек для индивидуальной работы. Задание: «Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое». Последующее оценивание своей работы на уроке , используя «Светофор»
Самостоятельная работа обучающихся с последующей сверкой с образцом и самооценкой.

Построение логической цепи рассуждений, контролирование процесса и результата своей деятельности , осознание качества и уровня усвоения материала








Самоанализ урока
Данный урок в разделе «Предложение» идет третьим по счету после тем «Что такое члены предложения», «Что такое второстепенные члены предложения?». Данная тема не является трудной для усвоения детьми, так как они уже знакомы с понятиями «главные члены предложения», «основа предложения». Поэтому при планировании урока большое место уделялось индивидуальной работе обучающихся и работе в парах. Для фронтальной работы была выбрана лишь работа по образцу (синтаксический разбор простого предложения). Главной задачей урока было научить детей обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого, работать со схемой, анализировать её и составлять по ней сообщения о главных членах предложения, так как уже в начальной школе мы должны научить детей работать с разными источниками информации, используя различные схемы и модели. Поэтому главный акцент урока был сделан на первичном закреплении. На уроке был организован самоконтроль и контроль со стороны соседа. Контроль учителя был более направляющим и корректирующим. Благоприятная психологическая атмосфера урока сложилась непосредственно в начале урока, когда с помощью улыбок дети передали свое хорошее настроение не только себе, но и всем окружающим. Отрицательных моментов на уроке не было, так как «царила» хорошая рабочая обстановка. Для более сильных учеников были предусмотрены «запасные ходы»: индивидуальные карточки с более усложненным языковым материалом. Я считаю, что на данном уроке были решены все поставленные учебные задачи. Перспективами своей дальнейшей деятельности я считаю более целенаправленную работу обучающихся не с отдельными предложениями, а с текстом, так как это поможет в дальнейшем ребятам сдать экзамены по русскому языку. Данный урок можно считать развивающим, так как он помог детям в становлении лингвистического мышления ( на этапе открытия нового знания), учебной самостоятельности (через умение работать с текстом, учебником, схемой, по заданному образцу) и , я надеюсь, в совершенствовании языковой интуиции.







РАЗДАТОЧНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ
ОБОЗНАЧАЮТ
О КОМ ИЛИ О ЧЕМ ЧТО ГОВОРИТСЯ
ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
В ПРЕДЛОЖЕНИИ О ПОДЛЕЖАЩЕМ
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
КТО? ИЛИ ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЮТ? И ДР.

(Кто?) Школьники (что делают?) учатся.
(Что?) Солнце (что делает?) светит.

Карточка
Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое
На лугу распустились цветы. В траве стрекочут кузнечики. Летит зигзагами большая пестрая бабочка. Жук залез на травинку. Насекомые радуются лету и теплу.
Карточка
Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое
По воскресеньям наша семья  гуляет в парке. На прогулку мы всегда берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются печеньем прямо из рук.  Птички клюют  крошки хлеба.
Карточка
Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое
Наступила весна. Вся природа ожила и засверкала. Дороги и тропки уже просохли. Какая радость!
Карточка
Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое
Наступили летние каникулы. Школьники собирают лекарственные растения. Дети сушат ромашку, крапиву, календулу, малину. Зимой мама заварит сушёную малину. Этим отваром она вылечит простуду.
Карточка
Прочитай. Подчеркни подлежащее и сказуемое
Дельфины зашли в залив. Внезапно ударил мороз. Льды закрыли дельфинам выход из пролива. На помощь пришел ледокол. Он проложил путь в открытое море. Но дельфины вначале не пошли за ледоколом. Они стали играть в заливе. Тогда моряки включили музыку. И дельфины поплыли за судном.
Карточка
Спиши. Вставь сказуемое в каждое предложение. Подчеркни главные члены предложения.
.... первые заморозки. Листья землю.
А в садах . астры. Цветок астры . звезду.
Слова для справок: устлали, напоминает, наступили, зацвели
Карточка
Составь из слов предложение. Какое слово лишнее? Почему? Спиши предложение, подчеркни основу предложения.
цветут    душистые   ландыши   зима

Карточка
Спиши. Вставь подлежащее в каждое предложение. Подчеркни главные члены предложения.
засыпает дорожки узкими лодочками.
.. сыплет золотые монетки.
. роняет желтые и красные звёзды.
.. сбрасывает темные фонарики.
Слова для справок: дуб, ива, береза, клен.
Карточка
Допиши в каждое предложение подлежащее, подходящее по смыслу. Подчеркни основу предложения.
Первого сентября        ______________ идут в школу.
Наступил жаркий ____________.

Карточка
Допиши в каждое предложение сказуемое, подходящее по смыслу. Подчеркни основу предложения.
Животные по-разному ____________________. Змеи и черепахи __________________ по земле. Птицы ____________________ в небе. Рыбы __________________ в водах рек, озёр, морей и океанов.

Тест
Обведи кружком ту цифру, которой, по – твоему, обозначено предложение.
Скоро зашумят.
Школьники сажают   сосны.
Весна, лес, море.
Ярко светит весеннее солнышко.
Мальчик удивился.
Быстрые реки.

Карточка
Составь из слов предложение. Спиши предложение, подчеркни основу предложения.
Над, летают, поляной, бабочки
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
      Подлежащее - это главный член предложения, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
     Сказуемое - это главный член предложения, который указывает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают? какова? и т.д.
     Например:   Ветки ивы коснулись земли.
Рассуждаем так: в предложении говорится о ветках: что? ветки. Это подлежащее, подчеркну одной чертой.
О ветках говорится, что они коснулись: что сделали? коснулись. Значит, это сказуемое, подчеркну двумя чертами.












15