РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Изобразительному искусству для 5 класса (индивидуальное обучение)


Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Изобразительное искусство» составлена для учащегося 5 класса(индивидуальное обучение) на основе следующих документов:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012; - Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
- Письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 06.05.2014 г №6 «Об утверждении Порядка регламентации и отношений государственных муниципальных организаций и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным образовательным программам на дому или медицинских организациях»;
- Образовательная программа МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган Ульяновской области;
- Рабочие программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2013;
- Примерные программы по учебным предмета «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
- Изобразительное искусство: 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; М.: Просвещение, 2013 г.
- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013г.
Н.А. Горяева. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 5 класс ФГОС – Моска.: Просвещение 2014 г.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю. Данная рабочая программа разработана для учащегося 5 класса МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган, находящегося на индивидуальном обучении (7вид) и рассчитана на 9 часов, 1ч в месяц.
Общие цели учебного предмета «Изобразительное искусство»
  Художественное образование предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства. Приобщаясь через восприятие к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к восприятию богатства человеческой культуры.
Целью художественного воспитания и обучения изобразительному искусству в 5 классе является изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культурыРоссии, развитие творческих способностей и совершенствование восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Основные задачи курса:
1. Формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и о формах его существования в повседневном окружении людей, знакомство с историей декоративно - прикладного искусства в жизни человека.
2. Овладение и закрепление умений, навыков, способов художественной деятельности.
3.Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
4.Воспитание культуры восприятия произведений народного изобразительного искусства: умение выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; любви к своему народу и уважения к ее традициям, прошлому, многонациональной культуре.
5. Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе собственного замысла. 
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса направлено на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства  в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом индивидуального обучения на изобразительное искусство выделено 1ч в месяц, всего 9 часов. Программа разработана для учащегося 5 класса МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган, находящегося на индивидуальном обучении (7 вид).
Базовыми для программы являются разделы «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», « Декор – человек, общество, время»,«Декоративное искусство в современном мире».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся: беседа, дискуссия, коллективная и самостоятельная работа,практические и тематические беседы.
Основной формой проведения занятий является урок:урок-творчество, урок-беседа,урок-путешествие.
Данная рабочая программа также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава, в малых группах – ученики обсуждают работы друг друга, результаты творчества.
 Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность  дает возможность учащимся  использовать полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, плакаты и панно для оформления класса. Решение творческих продуктивных задач — главный способ осмысления мира. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся или всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Важное значение имеет воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания  выполняются коллективно и они эффективны  при условии разумно организованной работы группы учащихся или всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные,  предметные и метапредметные результаты освоения курса изобразительного искусства в 5 классе.
 Личностные результаты:
-формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
-  развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
-  формирование духовных и эстетических потребностей;
-  овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
 Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
-  ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение представлений о некоторых формах художественной деятельности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и  математикой.
Межпредметные связи:ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка); литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка); технология (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца); история (история древних славян, народного промысла, мифов и эпосов, история древних государств, цивилизации)
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 5 классе является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- умение по заданному алгоритму выполнять собственные эскизы;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства;
Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства
- умение  пользоваться языком изобразительного искусства;
- умение слушать и понимать высказывания собеседников;
- умение договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- умение  согласованно работать в группе: планировать, распределять, понимать общую цель проекта и выполнять свою роль в группе.
II. Содержание учебного предмета
    
       «Древние корни народного искусства» (3ч).
Дети знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоение языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
«Связь времен в народном искусстве» (2ч).
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях народного промысла. При изучении керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
«Декор – человек, общество, время» (2ч).
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
«Декоративное искусство в современном мире» (2ч).
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета). Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Тематическое планирование
№ Название раздела, темы
Кол-во часов
1. Древние корни народного искусства:

2. Связь времен в народном искусстве:
2 ч
3. Декор – человек, общество, время:

4. Декоративное искусство в современном мире:

Итого 9
Приложение
Перечень учебно-методических средств обучения
для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2014.
Изобразительное искусство: 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; М.: Просвещение, 2013 г.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013г.
Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода / Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
«Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
Технологии  личностно-ориентированного  урока  В.В.Шоган,»Учитель» 2013г 
«Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2014г.  
«Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2013г
Методика преподавания ИЗОв школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 1998г.
«Русь деревянная» А.О.Половников, М. Просвещение 1998
«Изобразительное искусство» А.Д.Алехин, М.Просв, 2000г.
«Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 2004
«Основы рисунка» ч1Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Основы композиции» ч2Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
для учащихся
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013г.
«Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение
«Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2013г. 
«Основы рисунка» ч1Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
«Основы композиции» ч2Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
«Основы живописи» ч3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2000г
Интернет-ресурсы
  
  Название ресурса Ссылка Краткая
аннотация
1 Наш удивительный мир
Виртуальная выставка детских рисунков
  http://kidz-art.narod.ru/  Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей — бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.
2 Дети в Интернете
Виртуальная галерея детского рисунка http://www.newart.ru/  Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.
3 Звезды нового века
Галерея детского творчества
  http://www.znv.ru/  В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст — 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.
4 Галерея детского рисунка
  http://www.rndavia.ru/gallery/Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).
 
5 Газета Искусство
  http://art.1september.ru/index.php        Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.
6 Искусство в школе
  http://art-in-school.narod.ru/  Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.
7 Искусство и образование
  http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00  Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.
8 Изобразительное искусство в школе
  http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00        Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.