Рабочая программа по природоведению 5 класс для школы VIII вида


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 28.08.2015 «Утверждаю»
И.о.директора Е.В.ЧалапкоПриказ № 219 от 01.09.2015
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по предмету «Природоведение»
класс 5-б
учитель: Бетехтина Елена Владимировна, высшая квалификационная категория
2015-2016
Пояснительная записка
Статус документа: рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающийся на учебном плане образовательного учреждения.
Место предмета в учебном плане: предмет «Природоведение» в учебном плане ГБСКОУ № 565 входит в обязательную нагрузку и относится к предметам федерального компонента.
Программа составлена на основе учебного плана ГБСКОУ № 565, программы «Природоведение» из сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида) под редакцией В.В. Воронковой, АООП специальной (коррекционной) школы (VIII вида) № 565.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Природоведение» для 5 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной.
Особенности класса: класс неоднородный. Читают и пишут все обучающиеся. Знаний по предмету «Природоведение. 5 класс» обучающиеся не имеют.
Понимание текста затруднено у Волковой Александры, Войтова Константина. Гафуров Джасур читает по слогам, заменяет слова. Маслов Роман, Горловой Эдвард, Ермаков Олег читают с выражением, понимают прочитанное. У Романа затруднена устная речь. Ермаков Олег отвечает на вопросы по тексту, может составить пересказ.
Цель программы
Создание условий для ознакомления обучающихся с основными представителями растительного и животного мира, с разнообразием природных явлений.
Задачи учителя
Развивать интерес обучающихся к разнообразию природных явлений;
обогащать представления детей об окружающем мире;
воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
развивать умение выполнять практические работы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Межпредметные связи
В ходе реализации программы осуществляется интеграция со следующими предметами: русский язык, математика, чтение, ОБЖ.
Основные формы работы с обучающимися
Основной формой работы по предмету «Природоведение» является урок.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Виды деятельности: беседа, работа с учебником, элементы исследовательской деятельности, упражнения в рабочих тетрадях, словарные, комментированные диктанты.
Формы итогового контроля: устный и письменный опрос, тестовые задания.
Текущий и итоговый контроль успеваемости обучающихся осуществляется по 5-бальной системе.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Планируемые результаты
Учитывая индивидуальные и психофизические особенности обучающихся, программа предусматривает разноуровневые требования к овладению знаниями:
Обучающиеся Горловой Э., Маслов Р. и Ермаков О. должны:
знать основные характеристики погоды;
знать изменения в природе, вызванные деятельностью человека;
уметь определять температуру воздуха;
уметь строить самостоятельные устные высказывания по плану;
уметь пользоваться словарем.
Обучающиеся Войтов К., Волкова А. должны уметь:
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
описывать внешний вид изученных животных, растений по предложенному плану;
записыть ответы на вопросы с опорой на учебник.
Обучающийся Гафуров Джасур должен:
уметь определять время года;
знать основные характеристики обитателей леса;
уметь записывать с доски биологические определения.
Содержание программы
На изучение программы отведено 34 часа. Возможно уменьшение количества часов на изучение некоторых разделов программы, в зависимости от выпадения уроков на праздничные, каникулярные дни, День защиты детей. Восполнение этих часов возможно за счет часов, отведенных на повторение, обобщение и совмещения тем, близких по содержанию. Таким образом, программа по предмету «Природоведение» будет выполнена.
1.Вселенная.
Небесные тела: планеты, звёзды.
Солнце. Солнечная система. Исследование космоса.
2.Наш дом – Земля.
Планета Земля.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.
Поверхность суши.
Почва. Полезные ископаемые.
Вода. Свойства воды. Вода в природе.
3.Растительный мир Земли
Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений.
Деревья, кустарники, травы.
Разнообразие растительного мира.
Охрана растений.
4.Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных.
Животные рядом с человеком.
Охрана животных. Заповедники и заказники.
5.Человек.
Как устроен и работает наш организм.
Здоровье человека.
Системы органов.
Оказание первой медицинской помощи.
6.Есть на Земле страна Россия.
Россия – Родина моя.
Города России.
Растительный мир России.
Животный мир России.
Охрана природы. Заказники и заповедники России.
Учебно – тематический план программы
по предмету «Природоведение»
(1ч/н х 34 н = 34ч)

п/п Наименование тем Кол-во часов
1 Вселенная 2
2 Наш дом – Земля 5
3 Растительный мир Земли 5
4 Животный мир Земли 4
5 Человек 4
6 Есть на Земле страна Россия 6
7 Итоговый контроль 4
8 Повторение, обобщение 4
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение»
Кол - во
часов Дата урока Тема урока Основные элементы содержания Словарь Средства
обучения Основные виды
учебной
деятельности,
виды и формы контроля
план факт I четверть (9 часов)
Вселенная (2 часа)
1 Небесные тела: планеты, звёзды. Познакомить обучающихся с небесными телами космоса: планетами и звездами. Астрономия,
звезды,
солнце,
планеты. Папка,
учебник. Беседа и опрос,
работа по учебнику и
в рабочих тетрадях.
1 Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Дать обучающимся понятия о Солнце, солнечной системе.
Познакомить с историей исследования космоса. Солнце,
Земля,
солнечная система,
искусственный спутник. Папка,
учебник. Беседа и опрос,
работа по учебнику и
в рабочих тетрадях.
Наш дом – Земля (5 часов)
1 Планета Земля. Познакомить учащихся об оболочках Земли и о Луне, как о спутнике планеты. Луна.
Оболочки Земли. Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Познакомить учащихся понятием воздух, его составом и значением его для жизни на планете. Воздух.
Кислород.
Углекислый газ. Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Поверхность суши Познакомить учащихся с понятием суша и её разнообразием. Суша.
Равнина. Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Почва Познакомить учащихся с понятием почва, её главным свойством – плодородием Почва.
Перегной.
Плодородие. Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Вода. Свойства воды. Вода в природе Познакомить учащихся со свойствами воды и её значением в жизни планеты. Вода.
3 свойства воды.
Круговорот воды в природе. Папка,
учебник,
ПК, ММП «Вода и её роль в природе». Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
Итоговый контроль (1 час)
1 Итоговый контроль Проверить уровень знаний и умений обучающихся сформированных в I четверти. Ранее изученные словарные слова. Рабочая тетрадь Выполнение контрольного опроса.
Повторение, обобщение (1 час)
1 Обобщение, повторение Повторить и обобщить материал, изученный за четверть.
Закрепить умение применять полученные знания. Ранее изученные словарные слова. Папка
Учебник Работа по учебнику.
II четверть (7 часов)
Растительный мир Земли (5 часов)
2 Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира земли Красная Книга.
Хвойные, смешанные и лиственные леса.
Луга. Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Деревья, кустарники, травы Познакомить учащихся с формами растительного мира Деревья.
Кустарники.
Травы. Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Разнообразие растительного мира Расширить знания учащихся о разнообразии растений на земле Лиственные и хвойные деревья. Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Охрана растений. Дать основные экологические правила поведения в природе и познакомить учащихся с некоторыми растениями из Красной Книги Лен.области. Красная Книга.
Заповедники.
Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
Итоговый контроль (1 час)
1 Итоговый контроль Проверить уровень знаний и умений обучающихся сформированных во II четверти. Ранее изученные словарные слова. Рабочая тетрадь
Выполнение контрольного опроса.
Повторение, обобщение (1 час)
I Обобщение, повторение Повторить и обобщить материал, изученный за четверть.
Закрепить умение применять полученные знания. Ранее изученные словарные слова. На усмотрение учителя Работа по учебнику
III четверть (10 часов)
Животный мир Земли (4 часа)
1 Разнообразие животного мира Познакомить учащихся с многообразием животного мира Насекомые.
Рыбы.
Земноводные.
Пресмыкающиеся
Птицы.
Звери. Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Среда обитания животных Познакомить учащихся с многообразием сред обитания животных. Животные Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Животные рядом с человеком Познакомить учащихся с многообразием животных, живущих рядом с человеком. Домашние животные.
Животноводство
Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Охрана животных. Заповедники и заказники Дать основные экологические правила поведения в природе и познакомить учащихся с некоторыми животными из Красной Книги Лен.области. Красная Книга.
Заказники.
Заповедники. Папка
Учебник
Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
Человек (4 часа)
1 Как устроен и работает наш организм Познакомить учащихся с основами строения организма человека. Внутренние органы.
Папка
Учебник
Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Здоровье человека Познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни. Здоровый образ жизни.
Вредные привычки. Папка
Учебник
Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
2 Системы органов Познакомить учащихся с различными системами органов и их работой. Витамины.
Режим питания. Папка
Учебник
Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
Итоговый контроль (1 час)
1 Итоговый контроль Обобщение изученного материала за четверть. Ранее изученные словарные слова. Рабочая тетрадь Выполнение контрольного опроса.
Повторение, обобщение (1 час)
1 Повторение и обобщение Уметь применять полученные знания. Ранее изученные словарные слова.
На усмотрение учителя Работа по учебнику. Работа с заданиями по карточкам
IV четверть (8 часов)
Есть на земле страна Россия (6 часов)
2 Россия – Родина моя Познакомить учащихся с территорией нашей страны Отчизна
Океан
Море Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Города России Познакомить учащихся основными городами России Золотое кольцо России Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Растительный мир России Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира России Растительный мир Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Животный мир России Познакомить учащихся с разнообразием животного мира России Животный мир Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
1 Охрана природы. Заказники и заповедники России
Дать основные экологические правила поведения в природе и познакомить учащихся с некоторыми животными из Красной Книги России Заповедники
Заказники Папка
Учебник Беседа и опрос.
Работа по учебнику.
Работа в рабочих тетрадях
Итоговый контроль (1 час)
1 Итоговый контроль Проверить уровень знаний и умений обучающихся сформированных в IV четверти. Ранее изученные словарные слова Рабочие тетради Выполнение контрольного опроса.
Повторение, обобщение (1 час)
1 Обобщение, повторение Повторить и обобщить материал, изученный за IV четверть.
Закрепить умение применять полученные знания. Ранее изученные словарные слова. На усмотрение учителя Работа по учебнику. Работа с заданиями по карточкам
Список литературы
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида):5-9 классы.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.:ВЛАДОС, 2011г.
Учебник
1.Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина Природоведение 5 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. Просвещение 2012г.
2.И.В.Романов, Р.А. Петросова Природоведение 5 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.Дрофа 2012г.
Список учебных пособий
1.Т.М.Лифанова, О.А.Дубровина Природоведение Рабочая тетрадь 5 класс Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. Просвещение 2011г.
Электронные образовательные ресурсы
1. http://pedsovet.su
2. http://suhin.narod.ru3. http://dic.academic.ru
4. http://ruslit.ioso.ru
5. http://interneturok.orgДиски
1.«Мир природы» Познавательный материал об окружающем мире.
Презентации
1.Вода и её роль в природе.
Лист корректировки рабочей программы по предмету «Природоведение»
Тема урока Дата проведения по плану Дата проведения по факту Причина корректировки Способ, форма корректировки
Примечания