Конспект занятия Татарский народный танец


Тема занятия: Татарский народный танец.
Цель занятия: Знакомство с татарской национальной традиционной танцевальной культурой.
Задачи:
Образовательные — изучение элементов татарского танца
Развивающие – развитие памяти
— развитие координации движений
— развитие образного мышления, фантазии
Воспитательные — расширить знания о татарах, татарской культуре
— воспитание общей культуры
— воспитывать уважение к традициям и культуре народов Пензенского края, в частности татарам
— умение коллективного взаимодействия
Тип занятия – изучение нового материала
Форма организации занятия
- групповое занятие
видео сюжет в исполнении татарского танца
Необходимое оборудование: магнитофон, диски, наглядные пособия, ученические столы для выставки, ноутбук, слайды, атрибуты костюма, сценические костюмы: мужской, женский.Структура занятия.
Этап занятия
Содержание занятия
время
1 часть Вводная
Выход и поклон детей.
Приветствие педагога.
Педагог озвучивает тему урока:
Татарский танец.
Цель урока:
- Знакомство с татарским национальным традиционным танцем;
- Дать общее представление о татарах.
— Сегодня мы изучим основные элементы татарского танца;
Вы самостоятельно поработаете в группах по данной
3-5 мин.
2 часть Основная.
1. — Как вы знаете, наш край многонационален. Давайте вспомним, кто живет в нашем прекрасном Пензенском крае?
Дети отвечают: русские, башкиры, татары, удмурты, белорусы, украинцы, евреи, татары, марийцы, чуваши, немцы… «Традиционная одежда мужчин»
«Традиционная одежда женщин»
Просмотр иллюстраций костюмов \
Национальный костюм.
Демонстрация костюма на слайдах.
Показ сценического танцевального варианта.
Как много вы узнали из того, что прочитали и нашли, еще смогли поделиться со всеми нами. А подробнее, если вас заинтересовала какая — нибудь тема, вы сможете посмотреть, изучить после занятия.
2. А теперь, прошу встать на свои места и приступим к изучению элементов татарского танца.
Для более точной передачи национальной манеры танца прошу использовать заранее приготовленные вами детали татарского народного костюма /легкий цветной платок, фартук, тюбетейку/.
Музыкальный размер 2/4.
Изучать будем от простого к сложному, разделяя 5 движений быстрых – 5 движений медленных.
Поклон – мальчики.
Положение рук мужские, женские.
1 этап. Разучивание элементов танца на месте.
2 этап. Выполнение выученных элементов танца в движении вперед с руками.
3 этап. Техника работы с платком.
3. Теперь небольшое творческое задание.
Я разделю вас на три группы.
У каждой группы будет свой музыкальный материал.
Вам нужно будет придумать небольшую танцевальную композицию на основе выученных сегодня татарских элементов примерно на 16 тактов. Вы можете использовать атрибуты.
Варианты музыкального материала
Медленная лирическая мелодия
Быстрая
Мелодия в среднем темпе
Идет работа в группах, педагог может подсказать, предложить, направить детей.
Просмотр творческих заданий.
Молодцы, все справились отлично с заданием.
Заключительная часть.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
Как вы думаете, чем татарский танец отличается от русского?
Скажите, есть ли общее между русскими и татарами? Скажите, что общего?
Дети отвечают: культура, традиции, обычаи, любовь к природе, родному краю, семье и т.п.- Итак. Сегодня мы познакомились с татарской культурой, изучили элементы татарского танца.
Закрепили материал в творческом задании в группах.
Я думаю, что дальнейшее изучение татарского танца будет не менее интересным сегодняшнего занятия. К концу года наш репертуар пополнится женским лирическим танцем, мужским и игровым танцами.
Спасибо всем за внимание и за активную работу.
Желающие могут посмотреть выставку.
Поклон в татарском характере.
5 мин.
Костюм.
Основой нательного белья являлась рубаха, сверху надевали бишметы – длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы, халаты /чапан/, зимой пальто и шубы, темные штаны, заправленные в сапоги, на голове тюбетейка, войлочные шапки, шапки с лопатообразным выступом сзади.
С 19 – 20 в у женщин распространились платья с множеством оборок, вышитый жилет, нагрудные украшения из кораллов и монет, на голове платок.
Из женского головного убора специфически местной была налобная повязка / сараоч, сарауц/ с твердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисеными вышивками передней частью.
Празднечными головными уборами были калфаки /колпак/.
Женщины носили летние и зимние стеженые шапки цилиндрической формы, сверху платки и шали. Девушки носили косные приплетки, украшенные монетами, а горожанки носили серебряные и золотые медальоны.
В качестве украшения использовались браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты.Обувь – широко распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные сшивной мозаикой криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки /пимы/,короткие чирки и др.
Все это – основа татарского национального костюма. Участники праздника встают в круг, в центре которого проходят игры, состязания, звучат музыкальные инструменты, исполняют песни и большой популярностью пользуются танцы.