Конспект занятия Русский народный танец

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
станицы Петровской муниципального образования Славянский район













Конспект открытого занятия
в детском объединении
танцевальной студии «Млечный путь»
Тема: «Русский народный танец»





Составитель: Кукса Оксана Александровна
МБУ ДО ЦРТДиЮ ст.Петровской МО Славянский район
Педагог дополнительного образования













Славянский район
ст. Петровская
Дата проведения: 28.01.16 г.
Время проведения : 13-00
Место проведения: Петровский ЦРТДиЮ каб. № 2.
Форма занятия: Игра-путешествие

Тема : Русский народный танец.

Цель: Ознакомление детей с историей появления русского народного танца, его особенностями, разнообразием и красотой.
Предполагаю решить следующие задачи :

I. В обучении
- знакомство с историей русского танца;
- научить позициям и положениям ног в народном характерном танце;
- развить умение внимательно слушать и слышать сообщаемую информацию, отвечать на вопросы;
- научить основным рисункам русского хоровода.
II. В воспитании
- воспитывать любовь и уважение к прекрасному миру народного танцевального творчества;
- воспитывать стремление, желание познавать и добиваться совершенства в исполнении народного танца.
III. В развитии.
- развивать творческие способности, внимание;
- развивать творческую инициативу, фантазию;
- развивать эстетический вкус, уважение к своей истории, к своему народу;
- развивать коммуникативные навыки, уважение к сотрудникам и их деятельности.

Методы и приемы

Педагогические: объяснение, поощрение, разъяснение, напоминание, беседа, игровая мотивация, указание, показ образца, индивидуальная работа, рассказ педагога.

Материалы и оборудование.

Для педагога:- наглядный материал «Русские наряды», «Рисунки детского хоровода»;
- магнитофон;
- аудиозапись;
- дидактический материал.
Для учащихся:
- коврик, спецобувь, спецодежда.

Предварительная работа: Обучение упражнениям для развития наилучшего сокращения стопы, изучение позиций рук и ног в классическом танце.
Словарная работа:
Выворотность – раскрытие ноги в тазобедренных и голеностопных суставах.
Подъём ноги – способность вытягивать пальцы ног до максимальной точки.

План занятия.

1.Организационный момент:
- приветствия, проверка отсутствующих;
- сообщение о теме занятия; - 3 мин.
II.Основная часть
Разминка. Шаг по кругу – 3 мин.
- Игровая мотивация (I). Танец «Паровозик» - 2 мин;
- Игровая мотивация (II) (появление девочек в русских костюмах, которые танцуют русский танец «Три подружки») – 3 мин.
- беседа на тему « Разнообразие народных танцев и плясок в России» - 6 мин.
- беседа на тему «Русский хоровод» - 4 мин.
- показ основных рисунков русского хоровода – 12 мин
- Игровая мотивация (III). Танец-игра «Паровозик» - 2 мин.
Беседа на тему «Позиции и положения рук и ног в русском характерном танце» - 6 мин.
III. Заключительная часть.
- закрепление теоретических знаний по новой теме – 2 мин
- анализ занятия педагогом, сообщение о будущей теме занятия – 2 мин.
Итого: продолжительность урока 45 мин.

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята.
Я очень рада новой встрече с вами. Я уверена, что сегодняшний день принесёт вам много нового, интересного и неожиданного. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в прошлое – в мир русского народного танца. Ну а для того, чтобы подготовиться к пути, давайте приведем себя в форму и немножечко разогреемся. В пути нас ждет немало приятных трудностей, а чтобы их преодолеть нужно обязательно сделать маленькую разминку. Итак, вперёд.


(Практическая деятельность учащихся, суставная гимнастика): Шаг по кругу, упражнения на середине зала для развития головы, шеи, кистей рук, упражнения у станка для развития амплитуды балетного шага, развития подъёма и подвижности стопы.
Педагог: Молодцы ребята! Ну а теперь сооружаем наш волшебный паровоз времени и в путь (Танец-игра «Паровозик»)
Педагог: Ну вот, кажется прибыли. (Звучит музыка, появляются девочки в русских костюмах и исполняют русский танец).

Педагог: Ребята, вам понравился танец?
Дети: – Да!!!
Педагог: А теперь, я думаю, самое время познакомиться с русским народным творчеством поближе. Усаживайтесь поудобнее на свои коврики. А самое удобное положение для танцора, конечно же, на «выворотности»
(дети садятся на нижнюю выворотнось, педагог начинает беседу)
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия:
- по названию песни, под которую исполняются ( «А я на лугу», «Камаринская», « Ах вы сени»);
- по количеству танцоров («Шестёра», «Семёрка», «Восьмёра», «Парная», «Непарочка»).
- по персонажу, который изображается в пляске («Бычок», «Медведь», «Чиж», «Лебёдушка», «Рыбка»).
И.С.Тургенев так описывал народную пляску «Рыбка»:
«Плясал Иван удивительно, особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга – да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь – да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды сушь: и так изгибается и эдак, даже каблуки к затылку подводит»
Педагог: Ребята, а вы сможете так, каблуки к затылку подвести, ножками до лба достать?
(Дети показывают упражнение «Рыбка»)

Педагог: Молодцы! А какие ещё есть упражнения, которые помогают нам научиться гнуть спинку легко и просто?
Дети: Улитка
- Кошечка
- Мостик
Педагог: Правильно. А как выполняются эти упражнения.
(Демонстрация упражнений для развития гибкости спины)






Педагог: Молодцы ! Но не будем отходить от темы. А ну-ка подскажите мне на чём я остановилась?
Дети: На танце, который называется «Рыбка»
Педагог: Да, верно. А если возьмём, например, танец «Лебёдушка», вам сейчас же представиться красивая русская девушка, в белом длинном платье с большими рукавами. А какие движения эта девушка будет выполнять в этом танце. Как вы думаете?
Дети: Как птица. Махать крыльями.
Педагог: Правильно.
В русских танцах «Ленок», «Костеля», «Капустка» и многих других изображается труд, работа в поле, вышивание, ткание, шитье, и т.д.
В пляске «Ленок» о выращивание льна плясуны в выразительных движениях показывают, как сеют лен, как полют, обрабатывают, превращают в пряжу и ткань и наконец шьют из него рубашки.
Эти пляски можно было бы назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. Танцующие не просто выполняют движения, они ещё и играют, изображают какую-нибудь сцену, отображение их быта.
Такие танцы всегда имеют основу и сюжет, они всегда содержательны. Ребята, а танец, который мы увидели в самом начале нашего путешествия имеет сюжет?
Дети: Да!!!
Педагог: А о чём этот танец?
(Рассказ детей о своих впечатлениях от танца)
Педагог: Наиболее простой формой русских танцев являются хороводы. Хоровод – массовое народное действо, объединяющее большое количество людей, непременная часть весенних и летних гуляний и больших празднеств. Обычно исполнялась хороводная песня. Участники гулянья, взявшись за руки, двигались по кругу в такт музыке.
Движения им подсказывал текст песни. Например
«Заинька, попляши
Серенький поскачи!»

«А мы сеяли, сеяли ленок» и т.д.
Ребята, а в наше время на каких-нибудь праздниках исполняются хороводы?
Дети: Да, в Новый год у ёлки.
Педагог: Правильно, Хоровод – это самый древний вид русского танца, который дожил и до наших дней. Хоровод – Таней массовый, в котором могли принять участие все желающие.
Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения является круг. Часто можно встретить двойной круг - круг в круге, или два руга рядам, или большие круги и маленькие кружочки. Но движения хоровода не ограничиваются круговым рисунком. Каждый рисунок в хороводе имеет свое название: например: «круг», «воротца», «восьмёрка», «колонна», «корзиночка», «Шеен», «улитка», «Змейка, «звёздочка» и т.д.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем создать свой хоровод, и сделать некоторые основные фигуры.
(Практическая деятельность учащихся, выполнение хороводных рисунков «круг», «воротца», «змейка», «корзиночка»)
Педагог: Молодцы, ребята, замечательный у нас получился хоровод. Думаю нам уже пора возвращаться из путешествия домой. Где наш волшебный паровозик В путь (танец-игра «Паровозик»
Педагог: Ну что ребята, наш первый урок из раздела «Русский характерный танец» подходит к концу, Осталась одна маленькая деталь, которую вы обязательно должны знать для того, чтобы дальше двигаться по этому направлению. Это позиции и положения рук и ног в русском танце. Но для начала давайте вспомним позиции рук и ног в классическом танце, которые вы уже знаете. (Практическая деятельность учащихся, демонстрация позиций рук и ног)
Педагог: Хорошо, ребята. Молодцы. А вот в русском характерном танце позиций ног больше, чем в классическом. Существует I–ая позиция , I-ая обратная, II-ая позиция, II-ая параллельная, III-я позиция, IV-ая позиция, IV-ая параллельная, V–ая позиция, VI-ая позиция. К тому же положение стопы также разнообразно: подъем вытянут, подъём не вытянут (сокращен), подъём свободен, подъём скошен.
Вот как много нового узнали вы сегодня на нашем занятии. Я надеюсь вам было интересно?
Дети: - Да
Педагог: но это только первый шаг на пути к совершенству, Нам предстоит ещё много работать и многому научиться. Я попрошу вас не забывать выполнять все изученные упражнения дома, ведь только так, постоянным старанием и работой вы сможете достичь мастерства в исполнении танца.
А я прощаюсь с вами. Встретимся 2 февраля в 11-30. До свидания.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15