Конспект занятия Русский народный танец — хоровод


Конспект открытого урока
«Русский народный танец - хоровод»
Ф.И.О. педагога: Нестерова Александра Валерьевна,
Возраст детей: 6-7лет
Дата и время проведения:
Место проведения
г. Сургут,
Тема занятия: «Русский народный хоровод»
Цель: познакомить обучающияхся с особенностями русского народного хоровода (содержанием, характером, манерой исполнения) с опорой на исторические, духовные и танцевально-культурные традиции русской культуры.
Задачи:
Обучающая: познакомить с особенностями исполнения и характером образа танца-хоровода, как вида русского народного творчества; разучить основной ход хоровода, ход «березка» и выход танца хоровода «Гжель».
Развивающая: развитие навыков взаимодействия в ансамбле, музыкального слуха, умение согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения.
Воспитательная: формировать ценностное отношение к традициям русской культуры.
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: групповое занятие
Методы и приемы:
Словесные: объяснение, беседа, рассказ напоминание, пояснение.
Частично-поисковые: наводящие вопросы, поиск разных вариантов выполнения движений.
Практические: показ педагога, разучивание по частям (разделение движения на простые части и разучивание каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое); целостный метод разучивания (для простых движений, а также для сложных неразложимых движений); временного упрощения (для разучивания особенно сложных движений)
Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
Методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, обращение к жизненному опыту детей поощрение, установка на успех, подбадривание, доброжелательность, открытость);
Индуктивный метод.
Оборудование и оформление: хореографический класс, станки, зеркала.
Содержание занятия.
Организация занятия (вводная часть).
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости!
Поклон.
Сегодня мы с вами окунемся в мир истинно народного танца - хоровода. Тема нашего занятия так и звучит: «Русский народный хоровод». Мы научимся распознавать особенности этого танца: манеру исполнения, характер образа и его отличие от других русских народных танцев. Разучим основной ход «березка» и выход хоровода «Гжель», согласовывая свои движения с характером музыки.
Основная часть.
Рассказ об особенностях русского народного хоровода с одновременным просмотром презентации. Просмотр видео с записью русского хоровода и его обсуждение.
2.1. Теоретическая часть:
Педагог: Хоровод является одним из основных жанров русского народного танца. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца.
1. Основная круговая композиция хоровода – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер…
2. Но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальные, бытовые и другие темы. Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа.
3. Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной формой построения является круг. Эта фигура знакома всем нам с детства, так как, наверное, все из нас водили хороводы вокруг новогодней елки. Часто встречается двойной круг – круг в круге. Танцующие могут образовывать два круга рядом, иногда эти круги как бы переливаются один в другой, и это движение образует рисунок «восьмерки».

4. Число танцующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трех. Партнерши и партнеры поворачиваются лицом к центру круга, берутся за руки и образуют замкнутый круг. При этом руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз и вверх. Движение по кругу в хороводе идет по солнцу или по часовой стрелке. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, партнеры и партнерши идут простым или переменным шагом.
5. Участники хоровода, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец. В хороводе можно также держаться за платок, шаль, пояс, венок.
6. Основные и наиболее часто используемые фигуры хороводов круг, колонна, полукруг, звездочка, линия.
7. Хороводы существенно отличаются друг от друга в различных областях России и имеют разные названия: «улица», «карагод», «курагод», «городок», «круги», «каравод», «караход», «танок», «город» и многие другие. Каждая область вносит что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.
8. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые.
2.2. Практическая часть:
Разминка.
Шаги с носка;
Шаги на полупальцах;
Шаги на пятках;
Чередование ходьбы на полупальцах и пятках;
Шаги с поднятие согнутых колений вперед;
Шаги с закидыванием согнутых ног назад;
Чередование вперед и назад;
Бег в различных вариациях;
Подскоки;
Галоп.
Изучение основного хода «березка».
Педагог: Сейчас мы освоим отдельные элементы и соединения хода «березка». Исполняется хоровод под  русскую  народную песню «Во   поле   березонька   стояла».   Музыкальный   размер 2/4.
При любом ходе танцующие должны идти плавно, «как пава», чтобы не было заметно движения их ног. Корпус подтянут, движения плавные, спокойные, придающие впечатления широты и величия. Такое легкое скольжение будет создавать у зрителя впечатление, что вы «плывете» по сцене. (Педагог под музыку объясняет движения танца, дает инструкцию по выполнению движения, демонстрирует правильное выполнение движений).
Постановка выхода танца – хоровода «Гжель».
Разъяснения педагога о содержании танца, выяснение характеров действующих лиц, образов постановки. Прослушивание музыкального сопровождения. Практический показ педагогом комбинаций с указанием на характер их исполнения.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Чем запомнилось сегодняшнее занятие?
Что вы узнали нового о хороводе?
Что вы чувствовали во время занятия?
Упражнение «Плюс – минус - интересно».
«Плюс» все, что понравилось (информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей).
«Минус» все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций
«И» - «интересно» - вспоминают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотели узнать.
Поклон.