План-конспект занятия по хореографии. Тема: «Народный удмуртский танец: сценическая обработка танцев у станка и на середине зала»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 346
Невского района Санкт-Петербурга
План-конспект проведения занятия по хореографии
Тема мероприятия: «Народный удмуртский танец: сценическая обработка танцев у станка и на середине зала»
План-конспект занятия по хореографии
Тема: «Народный удмуртский танец: сценическая обработка танцев у станка и на середине зала»
Цель: Развитие интереса к танцевальной культуре Удмуртии.

Задачи:
Обучающие:
Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.
Закрепление, углубление и расширение знаний, навыков и овладения искусством танца.
Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).
Развивающие:
Развитие фантазии и образного мышления учеников в области хореографии, обогащение их представлений об искусстве вообще.
Развитие музыкальности, ритмичности, артистичности, эмоциональной выразительности.
Развитие физических данных: шаг, выворотность, подъем, гибкость, координация движений, устойчивость.
Развитие работоспособности, готовности к труду, волевых качеств личности.
Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса.
Развитие стремления личности к познанию, ведение здорового образа жизни.
Приобщение обучающихся к культурным ценностям, национальным традициям Удмуртии.
Здоровьесберегающие:
Укрепление костно-мышечного аппарата.
Укрепление опорно-двигательного аппарата.
Регулировать физические нагрузки, чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы.
Развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти.
Укрепление и развитие силы мышц ног и стопы.
Увеличение гибкости и подвижности суставов.
Сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию.
Методы обучения: Словесный, объяснительно-показательный, практический.
Оборудование:
Зеркало, станок.
Экран, проектор
ПК
Подборка мультимедиа материалаПлан урока
Вводная часть:
Поклон (приветствие)
Постановка темы и целей урока
Основная часть:
Экзерсис народно-сценического танца у станка
Этюды
Заключительная часть:
1. Подведение итогов урока
2. Поклон (урок закончен)
Ход урока
Вводная часть:
Дети стоят на середине зала, возле станка по пятой позиции.
Поклон (приветствие). Эта важная часть урока, она организует и активирует внимание учащихся. Музыкальный размер 2/4.
Постановка темы урока.
Основная часть:
Экзерсис народно-сценического танца у станка:
PlieПервым движением будем исполнять комбинацию Plie, так как это упражнение включает в работу все группы мышц ног и суставо-связочного аппарата. Это очень важный раздел упражнений у станка: развивает мягкость, эластичность движений в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах, а также развивает суставы стоп. Следим, чтобы во время Demi plié пятки опорной ноги не отрывались от пола, колени раскрываем как можно больше в стороны, корпус во время упражнения подтянутый, не оседаем на бедрах и не сутулимся. Музыкальный размер 2/4. Вводятся элементы женского удмуртского танца «прищёлкивания рук», «переменный шаг» на полупальцах.
Battements tendus
Это упражнение тренировочное и тренирует силу ноги и подвижность стопы. Музыкальный размер 2/4. Элементы движения «елочка», «припадание» по I прямой позиции ног («хромой шаг»).
Battements tendus jete Следующая комбинация Battements tendus jete. Это упражнение способствует развитию коленного сустава и мышц голеностопного сустава, это упражнение помогает четко исполнять мелкие движения. Следим, чтобы во время броска рабочей ноги колено и стопа предельно были вытянут. Музыкальный размер 2/4. Элементы движений «треугольник», «чалыштыру» в сторону, руки в характере удмуртского танца.
Rond de jambe и rond de pied
Комбинация на развитие подвижности тазобедренного сустава и суставов стоп. Это вращательное или круговое движение рабочей ноги по полу. Здесь применяется положение скошенного подъема, т. е. стопа поворачивается тыльной стороной наружу, а наружная сторона стопы опускается, благодаря чему развиваются мышцы стоп и голени. Упражнение исполняется плавно за исключением последнего подведения рабочей ноги к опорной, которая исполняется резко. Музыкальный размер 2/4. Элементы танца «гармошка», «припадания».
Каблучные выстукивания
Выстукивающие упражнения развивают мышцы голени, в частности укрепляют пяточное сухожилие, развивают технику ног. Удары выполнять сухие, четкие, короткие. Исполняем на присогнутых ногах, тяжесть тела на опорной ноге. Каблучные выстукивания исполняем в характере удмуртского танца. Музыкальный размер 2/4.
Подготовка к «веревочке» и «веревочка»
Упражнения следующего раздела вводят в работу коленные и тазобедренные суставы. Корпус во время комбинации подтянутый наверх, обязательно делам passé носочком у колена, т. е. переводим ногу носочком, а не пяткой и не по воздуху, а по ноге опорной ноги. Исполняется в характере танца крещеных татар. Музыкальный размер 2/4. Элементы движений «пятка-носок» .Дробные выстукивания
Развивают силу ударов ногой в пол, чувство ритма. Все удары и выстукивания должны быть резкими, четкими, ритмичными и лёгкими. Музыкальный размер 2/4. Элементы движений «дробь» , «из-затактовая дробь» с выходом ноги в сторону, «переступания» по 2 позиции ног, «забивание гвоздей» с одной ноги, «тройной притоп».
Battements fondus В упражнения этого раздела входят повороты согнутой рабочей ноги из выворотного положения в невыворотное положение и обратно, с последующим раскрыванием рабочей ноги в сторону. Упражнения сопровождаются полуприседанием и выпрямлением на опорную ногу. Исполняем это упражнение плавно, голова сопровождает упражнение поворотом к станку и от станка, плечи и бедра во время разворотов остаются прямо. Исполняется в характере русского танца «Полянка», обработка Н.Метлова. Музыкальный размер 2/4.
Pas tortilleПовороты стопы из выворотного положения в невыворотное положение и обратно. Основная задача этого упражнения - это развить подвижность в голеностопном суставе. Pas tortille исполняется в характере башкирского танца «Карабай», обработка Р. Бакирова. Музыкальный размер 2/4. Движения «качалка», «подскок с переступанием».
Battements develloppeСледующую комбинацию будем исполнять Battements develloppe. Это упражнение направлено на развитие танцевального шага и силы ног, а также на укрепление тазобедренных, голеностопных и икроножных мышц, эти упражнения повышают подвижность в тазобедренном и в коленных суставах. Исполняется в характере мордовского танца. Музыкальный размер 2/4.
Grand battement tendu jetesПоследнее упражнение экзерсиса у станка Grand battement tendu jetes. Это упражнение направлено на развитие танцевального шага и силы ноги, а также укреплению тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц. Броски исполняются с силой, но без напряжения. Следим, чтобы опорная нога во время упражнения не сгибалась в колене, корпус подтянутый и не «помогает» упражнению. Исполняется в характере чувашского танца. Музыкальный размер 2/4.
На середине зала:
Танцевальные этюды:
Удмуртские танцы разнообразны по характеру исполнения. Женский танец: плавные движения рук сочетаются с сильными дробями. Основные движения: исходное положение во всех движениях – шестая позиция. «Мелкие дроби», «перетопы», ключ «горохом», «боковые шаги», «подскоки с двумя притопами», «трилистник», «хромой ход», «соскоки на обе ноги по первой прямой позиции ног», «припадания», «дробь с поворотом», «переступания на пятках в продвижении назад», «шаг с подскоком». (Педагог следить за плавностью рук, четкие дроби).
«Улысал» ( «Голубка»)
Танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе. В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движения которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Рисунком одних только рук башкирская девушка может исполнить сольный танец. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками, исполнение сочетается мягкими выразительными движениями корпуса и рук. Структура танцевальных па во всех танцах одна: на первую половину музыкальной фразы исполняется движение, на вторую - дробное выстукивание. В этом отличительная особенность основных движений ног. Исполняемые движения этюда «переменный шаг», «дробный ход», «трилистник», «притопы», «выстукивания», «боковые переступания», «шаг с двойным ударом ступни», «боковой ход с поворотом пяток». Движения рук «вибрация кистями», «щелчки руками».
Танец «Тыпыртон»
Танец исполняется в парах. Наиболее ранний вид народного хореографического искусства удмуртов. Движений в общей пляске немного, все они делаются как бы не отрываясь от земли. Основным движением являлся простой шаг, который делался в умеренном темпе, с чуть присогнутыми коленями на всю ступню, характерны мелкие переступания на месте.
«Трех шаг» основное движение на низких полупальцах;
«Трех шаг» с подниманием ноги носком у колена вперед и назад;
«Трех шаг» с подниманием ноги накрест вперед и назад;
«Тройной притоп» с перескоками из стороны в сторону.
(круговая игра): в чем смысл этой игры? Обычно играли ранней весной, нужно было ходить по кругу, по часовой стрелке, этим самым хотели ускорить приход весны, чтобы скорее настало тепло. Играло нечетное количество людей.
Сначала идут по кругу медленно. Затем быстрая часть: делятся по парам, берутся за руки и делают поворот.
Народное творчество богато разными рисунками и движениями. В удмуртском танце не только круг, есть линии, сольные, парные исполнения.
Разучим этюд:
«двойные дроби»
Для начала изучим одинарную дробь (в Русском танце называется «из-затактовая дробь»). Педагог показывает - дети повторяют. Потом изучают подготовку к двойной дроби, затем двойная дробь на одну ногу (подскочить и ударить). Делаем не только на месте, но и в продвижении вперед. После всего изученного «двойная дробь» с двух ног на месте в повороте.
«двойная дробь» с выносом ноги в сторону. Это движение можно исполнять сольно. Исполняется отдельно с правой ноги, отдельно с левой ноги.
«На низких полупальцах выброс ноги в сторону», руки делают восьмерку. Изучаем отдельно сначала движения ног, отдельно движения рук и потом соединяем движения ног и рук.
«синкопированные удары» из стороны в сторону и «тройной удар». После изучения движений соединяем все эти движения.
«моталочка», подбивание ноги. Есть одинарные и двойные. Также это движение можно делать в стороны или вокруг себя.
«дробь» - соскок с двух ног и три поочередные удары каблуком, «и» пауза и в конце два притопа.
Rond de jambe с движением «моталочка» и «борма». Руки держатся за юбку, когда делает «борма» одна рука держится за пояс, другая за юбку.
Все движения соединить и повторить
«Борма» вокруг себя, «дробь» - соскок с двух ног и три поочередные удары каблуком, « и» пауза и в конце два притопа. Этюд закончен.
Хороводные пляски
Их танцевальные движения просты и состоят главным образом из различных ходов, припадания, «гармошки», но рисунок, заключающий движение по кругу, проход в «воротце» и т.д. - довольно богат. Хороводная плясовая исполняется следующим образом: учащиеся двигаются по кругу, руки их опущены вниз, кисти рук у отведены в стороны, шаг твердый, ритмичный скользящий. С половины танца становились в пары и кружились, затем снова образовывали круг.
Танцевальные движения :Руки: Руки попеременно сгибаются в локтях, как бы загребая под себя.
Ход на полупальцах.
При движении ногами издается характерный звук, подражающий стуку колес идущего поезда.
Ход назад - характерно для женского исполнения.
Вращение.
Дроби.
Отход назад, выворачивая пятку.
Топающий ход с поворотом носка.
Боковой ход.
Боковой ход с поворотом носка, руки при движении попеременно сгибаются в локтях, как бы загребая под себя.
Ход с присогнутыми коленями.
Подскоки с выбросом ног.
Заключительная часть:
1. Подведение итогов урока
2. Поклон (урок закончен)