Внеурочное занятие по краеведению «Народный костюм-отражение души русского народа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Технологическая карта внеурочного занятия
по краеведению на тему:
«Народный костюм-отражение души русского народа».
Подготовила учитель начальных классов
Костерина Елена Юрьевна
Муром, 2014Технологическая карта учебного занятия
Общая характеристика учебного занятия
Тема «Народный костюм-отражение души русского народа»
Основное содержание темы, термины и понятия Особенности, сравнение, анализ, признаки, символы, знаки, оберег, орнамент, подол. Предметные УУД
Планируемый результат Знать структуру русского народного костюма.
Знать основные знаки и символы, используемые при украшении костюма.
Уметь определять смысл орнамента русского народного костюма. Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные:
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные:
- выделение признаков (анализ), синтез, выбор критериев для сравнения;
- ориентироваться в информации;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, фильмах, используя свой жизненный опыт после посещения музея;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение.
Логические:
-выделение признаков ( анализ), синтез, выбор критериев для сравнения.
Межпредметные связи
Учебный предмет, курс Формы работы Ресурсы
Изобразительное искусство, технология, окружающий мир Групповая, индивидуальная компьютер, проектор, иллюстрации с изображением русского народного костюма. Презентация «Русский народный костюм», выставка книг по теме, заготовки с изображением девушки в русском сарафане, фломастеры, памятки «Символика русского костюма».

Структура учебного занятия ( этапы)
Мотивационный этап Цель
Содержание
Организация, мотивирование учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью постановки проблемного вопроса. -Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Выбегает Домовёнок с сундуком.
-Я мальчишка маленький, смешной
И зовусь в народе- Домовой.
Хорошо, уютно мне здесь жить
И хочу Вас в прошлое сегодня пригласить.
Ставит сундук и убегает.
- Ребята, что это? (сундук)
- Для чего он нужен? (для хранения чего-либо)
- Что хранили в сундуках? (золото, драгоценности, вещи)
- В ваших домах есть сундуки? (редко можно встретить)
-А сейчас мы храним вещи в сундуках?
- Проверим, что лежит в этом сундуке. ( одежда)
- Для чего нужна одежда человеку? ( защищать от холода, для красоты)
Этап учебно-познавательной деятельности
Цель
Содержание
Формировать уважительное отношение к своей стране, её обычаям и традициям через изучение русского народного костюма.
- Давайте посмотрим на одежду, которая лежит в этом сундуке.
- Что скажете о ней? Какая она?
- Ваши родители ходят в таких платьях?
- О какой одежде пойдёт сегодня речь? ( о старинной, русской)
- Где мы уже видели, рассматривали такую одежду? ( в музее, сказках, мультфильмах, книгах, картинках ,у бабушки)
- Какое значение уделяли одежде на Руси наши предки?
1-ый ученик
1 слайд
На Руси особое значение уделяли одежде. Она была свободная, длинная и очень красивая. Основное назначение её было беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей.
2,3 слайд
Русская народная одежда отличалась: по назначению -будничная, праздничная, свадебная, траурная; по возрасту.
4 слайд
Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
2-ой ученик
5 слайд
Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан
Сарафан означает «одетый с головы до ног». Служил
праздничной, будничной, рабочей одеждой.
Сарафаны украшались по подолу и на груди,
бахромой, шелковыми лентами, тесьмой, даже
аппликациями. Их подпоясывали поясом.
6 слайд
Рубаха– основа женского народного костюма, шилась из белого полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее человек.
3-ий ученик
- Какое значению уделялось украшению костюма?
Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента или оберега имел свое значение и смысл.
- Ребята, что такое оберег? ( что-то, что оберегает человека)
Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей.
- Что символизируют знаки и обереги на русской народной одежде?
4-ый ученик
7-8 слайд
В орнаментах можно увидеть изображение солнца, звезд, фигурки людей и животных, знаки земли и воды.
9 слайд
- Какое значение придавалось расположению рисунка?
Например: нагрудные узоры –защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
- Почему именно эти символы так часто используются в русском костюме?
(Наши древние предки - славяне, были издавна земледельцами. Вот почему их мысли были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их рода. Наш предок обожествлял СОЛНЦЕ, НЕБО, ЗЕМЛЮ, воспринимал их, как живые существа, верил в добрые начала природы. Это отразилось не только в песнях, плясках, сказках, но и нашло отражение и в своеобразии костюма.)
Музыкальная пауза
Входит русская красавица в сарафане.
Сарафан, сарафан,
Где ты, русский сарафан.
На прилавке покажись,
И ворвись вновь в нашу жизнь!
Сарафан, сарафан,
Сколько б моду не листала –
Простотой покорена я.
Хоровод
- Какой танец у нас с вами получился? (хоровод)
- Сейчас мы с вами составим свой хоровод из русских народных костюмов. У каждого из вас есть памятка, на которой изображены основные знаки, символы и обереги русского костюма и готовая фигура девушки в сарафане. Украсьте свой сарафан так, чтобы он был не только красивым, но и являлся оберегом для свой владелицы.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах)
Практическая работа учащихся
Далее проводится защита своего костюма ( 1-2 человека) с объяснением использования символов и знаков.
- Какое значение имела одежда на Руси? (защита, оберег)
Этап рефлексии
Цель
Содержание
Оценка результатов деятельности Учащиеся выбирают берёзовый листочек и наклеивают его на дерево:
Зелёный – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтый – понравилось, но не всё, интересно,
Красный – дело не понравилось, скучно.
- Кто является оберегом нашей муромской земли? ( Пётр и Феврония)
Входят Пётр и Феврония, кланяются.
- Здравствуйте , люди добрые! От всей души хотим пожелать Вам, вашим родным и близким здоровья, мира и семейного благополучия. Уважаемые гости, примите эти небольшие обереги и пусть ваши дома всегда будут наполнены любовью и счастьем.