Урок народного танца.Русский танец и его сценическая интерпретация.


ПОНЯТИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА И ЕГО СЦЕНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ
Народный танец, один из древнейших видов народного искусства. Народный танец складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец – неотъемлемая часть народных обрядов и празднеств. В Китае, Индии и других странах Востока с глубокой древности были распространены музыкально-танцевальные и пантомимические ритуальные представления. Позднее танцевальные пантомимы стали частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Из народных обрядов сложились хороводы и другие обрядовые танцы (цейлонский – огня, норвежский – с факелами, славянские хороводы, исполняемые при «завивании березки», плетении венков, зажигании костров).
Постепенно, отходя от обрядовых действий, народные танцы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский – пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский – орла, китайский, индийский – павлина, финский – бычка, русские танцы – журавль, гусачок, норвежский – петушиный бой и другие. У народов, занимавшихся земледелием, возникали танцы на темы сельского труда (латвийский – танец жнецов, белорусский – лянок, молдавский – поама (виноград), узбекский – шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский – дровосеков и др.). С появлением ремесленного и фабричного труда возникали народные танцы: эстонский – сапожников, украинский – бондарей, немецкий – стеклодувов, карельский – «так ткут сукно» и другие. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя («пиррические» пляски древних греков, сочетавшие танцевальное искусство с фехтовальными приемами, грузинский - хоруми, берикаоба, шотландский – с мечами, казачьи пляски и другие). Большое место в танцевальном творчестве занимает тема любви. У первобытных народов танец нередко имел откровенно эротический характер, в процессе эволюции появились танцы, выражавшие благородство чувтсв, почтительное отношение к женщине (грузинский – картули, русский – байновская кадриль, польский – мазурка и другие).
Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений приемы соотношения движений с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (например, венгров) – падает на слабую (синкопированное движение); у одних построение танцевальной фразы синхронно музыкальной, у других (например, у болгар) – несинхронно; при 8-тактовой музыкальной фразе танцевальная фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Западной Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Средней Азии и других стран Востока основное значение уделяется движению рук и корпуса. В народном танце главенствует ритмическое начало, которое подчеркивается танцовщиком (притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикрепленных к ногам и другие). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, балалайка, дойра, гармошка и другие). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платки, шляпы, блюда, пиалы, чаши, блюдца и другие). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских и грузинских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающие ступни ног; характерное движение – отбивка по голенищу в русском и венгерском танцах – обуславливается наличием жестких сапог.
Русский народный танец – один из древнейших и любимых народом видов творчества, так же как музыка, песня. У них своя многовековая история.
Танец и музыка родились как потребность людей в проявлении чувств, в художественной форме передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии.
Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую исполняется тот или иной танец, например: «А я по лугу», «Камаринская», «Сени»; иногда по количеству танцоров: «Шестера», «Семера», «Восьмера», «Парная»; иногда по названию персонажа, который изображается в пляске: «Бычок», «Чиж», «Лебедушка».
Во многих случаях рисунок танца определяет его название: например «Цепочка», «Улитушка», «Кружочки», «Плетень» и т.п. Танец «Улитушка» напоминает своим рисунком причудливую ракушку улитки. Танцующие то скручивают, то раскручивают «улитку». В танце «Плетень» танцующие соединяют поднятые вверх руки, изображая плетень.
Есть танцы, которые получили свое название от преобладающих в нем движений, например «Топотуха», «Толкушка», «Дробушка». В русских танцах «Ленок», «Костеля», «Капустка» изображается движение, связанное с тем или иным трудом: работа в поле, вышивание, шитье, тканье и другие виды работ.
О выращивании льна говорят слова песни «Ленок», а плясуны в выразительных движениях показывают, как сеют лен, как полют, как обрабатывают, превращая в пряжу и ткань, а наконец шьют из него рубашки.
Поскольку в этих подобных танцах очень ярко выражено сюжетно-игровое начало, их называют игровыми или танцами-играми. Чаще всего они связаны с народными песнями, очень разнообразными в ритмическом и мелодическом отношении.
С бережным отношением к подлиннику обработали эти танцы для сцены наши балетмейстеры: Князева О.Н. – танцы Урала, Чернышов М.Г. – танцы Воронежской области, Годенко М.С. – танцы Сибири, Филиппов Я.К. – танцы Иркутской области.
Самодеятельные коллективы активно включились в эту творческую работу, и не один прекрасный танец мы видим на сцене в их исполнении. Благодаря этому русская народная хореография пережила как бы второе рождение и русский народный танец зажил во всем своем многообразии на сцене.
Народный танец проходит такой же путь развития, как и народная песня, музыка: от бытового исполнения в народе через тщательное изучение и авторскую интерпретацию хореографа – к исполнению на сцене.
Танцевальное народное творчество не есть нечто неизменное. Со времен ряд элементов отмирают и рождаются новые. Танец кристаллизируется и совершенствуется. Наносные случайные элементы живут в нем временно и быстро отмирают, а все то, что передает черты национального характера, остается и переходит из поколения в поколение, как наиболее типичное и характерное.
Только глубокое знание фольклора дает возможность специалистам создавать сценические варианты народных танцев. Но не все танцы, бытующие в народе, могут служить основой для сценической обработки, так как некоторые из них несут в себе устаревшее мироощущение. Поэтому собирать и обрабатывать для сцены следует только те танцы, которые выражают характер народа. И даже знание того или иного танца, его манеры, лексики, рисунка еще не дает права на создание сценической постановки.
Хореограф должен располагать широкой информацией по многим аспектам: надо знать достопримечательности края, одежду, домашний уклад; иметь точные представления о том, какие песни поют в этой области, в селе. Особо надо обращать внимание на такие детали, как походка, манера исполнения, движения, рисунок танца. Каждый хоровод, пляска, любой танец – будь то кадриль или сюжетный танец – содержательны, имеют свой замысел и развитие.