Урок народного танца.Польский танец Краковяк


Краковяк - визитка польских народных танцев
Наиболее распространенными народными танцами в Польше являются краковяк, мазурка, полонез, оберек, куявяк и другие, отличающиеся в зависимости от культуры региона.
Пожалуй, самым известным польским танцем принято считать краковяк, который упоминается уже начиная с 14 века. Возник в Краковском воеводстве. Так же как и полонез, краковяк называли «большим танцем», так как он имел торжественный характер воинского шествия. На рубеже 18-19 веков стал самым популярным народным танцем в Польше и имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры.
Краковяк - один из любимых польских народных танцев. Почти все его движения построены на небольших прыжках и подскоках, исполняются очень легко, чуть касаясь земли, как бы стремительно скользя вперед, в быстром темпе. В танце красивые, пластичные движения рук, позы строго выдерживаются. Музыкальным сопровождением к краковяку служат разнообразные народные мелодии того же названия. Музыкальный  размер этих мелодий – 2/4.  Танцуют краковяк парами. В танце много общих перестроений по кругам и диагоналям, которые объединяют всех исполнителей. Есть и соло отдельных пар. Данная постановка рассчитана на шесть пар – шесть юношей и шесть девушек. Число их может быть уменьшено до четырех или увеличено. Краковяк является своего рода визитной карточкой ансамбля. Рассмотрим его основные движения более подробно.
1. Бег
Исходное     положение:    ноги   в   6-й   позиции, руки   свободно   опущены  вдоль   корпуса. В этом танце во всех перестроениях танцующие, исполняя бег, делают по одному небольшому легкому шагу вперед на каждую четверть такта, наступая с носка и оставляя позади слегка согнутую свободную ногу в невыворотном положении. Подъем свободной ноги не напряжен, пальцы не вытянуты. В этом танце во всех перестроениях танцующие, исполняя бег, делают по одному небольшому легкому шагу вперед на каждую четверть такта, наступая с носка и оставляя позади слегка согнутую свободную ногу в невыворотном положении. Подъем свободной ноги не напряжен, пальцы не вытянуты. Колени сближены. Исполняя бег, танцующие слегка наклоняют голову и корпус.
2. Галоп (1/2 такта) 
Исходное положение: станьте лицом вперед по движению к центру круга, в 6-ю позицию, руки – на талии. На затакт поднимаются на полупальцы обеих  ног. 1-й такт. На счет «раз» сделайте шаг в сторону правой ногой вправо слегка   приседая.  На счет «и» скользящим движением подтяните левую ногу к правой в 6-ю позицию, как бы подбивая левой ногой правую йогу, и, выпрямляя колени, поднимитесь на полупальцы. На счет «два», «и», продолжая продвигаться вправо, повторите движения, изложенные на счет «раз», «и», и т. д. 3. Галоп   в   паре 
Исходное положение: танцующие становятся по кругу парами, лицом друг к другу в 6-ю позицию (юноша – спиной к центру круга, а девушка – перед ним). Юноша правой рукой берет девушку за талию (локоть приподнят), девушка кладет полусогнутую левую руку на правую руку юноши, а кисть – на его правое плечо. Свободные руки танцующие отводят в сторону и высоко поднимают. Локоть и ладонь выпрямлены, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Кисть – выше уровня головы [8, c. 31].
 а) Шаг-голубец с небольшим продвижением  вперед    или    на    месте. Исходное положение: станьте лицом к зрителю в 6-ю позицию, руки на талии. 
1-й   такт. На счет «раз» сделайте шаг правой ногой вперед-влево (по диагонали) немного накрест перед левой ногой (колено ослаблено). Вытянутую правую руку поднимите справа, а левую руку  оставьте на талии. На счет «два», подпрыгнув вверх, соедините ноги, с легким ударом внутренней стороной одной стопы о другую, и опуститесь (после прыжка) на правую ногу.  Начиная с шага левой ногой вперед-вправо (по диагонали) немного накрест перед правой ногой, исполните движения  1-го такта.  Вытянутую левую руку поднимите слева, а правую опустите на талию. 
б)   Шаг-голубец с полуповоротом. Исходное положение: станьте лицом к центру круга в 6-ю позицию, руки на талии. 1-й такт. На счет «раз» сделайте шаг правой ногой вперед-вправо (по диагонали), поворачивая на полповорота направо (спиной к центру круга). Вытянутую правую руку высоко поднимите справа, а левую – оставьте на талии. 
На счет «два» исполните   голубец,   то есть, прыгнув вверх, соедините ноги, с легким ударом внутренней стороной) одной стопы о другую, и опуститесь на правую ногу. 2-й такт. На счет «раз» сделайте шаг левой ногой вперед и немного вправо (по диагонали), поворачиваясь еще на полповорота направо (лицом к центру круга). Вытянутую левую руку высоко поднимите слева, а правую руку опустите на талию. На счет «два» исполните голубец и (после прыжка) опуститесь  на левую ногу. За два такта танцующие делают полный поворот направо, немного продвигаясь вперед по кругу (против хода часовой грелки). Так же исполняется шаг-голубец   с   полуоборотом налево, начиная с левой ноги из положения спиной к центру круга [8, c. 42].
4. Притоп 
(1 такт) В зависимости от того, трижды или дважды танцующий притопывая переступает с ноги на йогу,  притоп  называет тройным или двойным. Исходное положение: станьте в 6-ю позицию, руки на талии. 
а)   Тройной притоп. 
Затакт. Чуть приподнимите правую ногу. 
1-й такт. На счет «раз» топните правой ногой, ставя ее рядом с левой в 6-ю позицию, левую ногу чуть приподнимите. На счет «и» топните левой ногой, ставя ее рядом с правой ногой в 6-ю позицию,  правую ногу чуть приподнимите. На счет «два» топните правой ногой, ставя ее рядом с левой ногой в 6-ю позицию, и перенесите на нее тяжесть корпуса. На счет «и» – пауза. 2-й такт. Начиная с левой ноги, исполните движения 1-го такта. Тройной притоп можно исполнять, делая (за один такт) полный поворот направо или налево. При этом танцующий слегка приседает и, сильно наклонив корпус вперед, проводит руку, соответствующую направлению поворота, перед собой и в сторону. Другая рука остается на талии. 
б)   Двойной притоп
Затакт. Чуть приподнимите правую ногу. 
1-й такт. На счет «раз» топните правой погон, ставя ее рядом с левой в 6-ю позицию, левую ногу чуть приподнимите. На счет «и» – пауза. На счет «два» топните левой ногой, ставя ее рядом с правой в 6-ю позицию, и перенесите на нее тяжесть корпуса. На счет «и» - пауза.
2-й такт. Снова начиная с правой ноги, повторите движения 1-го такта.
5. Па галя 
(1 такт)  Исходное положение: станьте лицом вперед по движению в 3-ю позицию, правая нога впереди, обе руки на талии.
Затакт. Проведите вперед правую ногу   и,   сильно вытянув ее, чуть  приподнимите. 
1-й такт. На счет  «раз» сделайте скользящий шаг вперед правой ногой, слегка приседая, немного согнутую в колене левую ногу приподнимите сзади в выворотном положении. Колено левой ноги отведено влево, подъем и пальцы вытянуты. На счет «и», сохраняя левую ногу в том же положении, сделайте низкий скользящий прыжок вперед. На счет «два» слегка подпрыгните вверх на правой ноге, левую ногу проведите вперед и, сильно вытянув ее, немного приподнимите [2, c.53].
2-й такт. Начиная с левой ноги, исполните движения  1-го такта.
6. Прыжок в 6-й позиции (1 такт) 
Исходное положение: ноги в 6-й позиции, руки  на талии. Исполняя прыжок в 6-й позиции, танцующий, слегка подпрыгнув вверх (на затакт), опускается на подушечки обеих ступней в 6-ю позицию с ударом об пол (на счет «раз») и задерживается в этом положении на низких полупальцах (на счет «два»). Колени слегка присогнуты. Прыжок в 6-й позиции часто исполняется в конке музыкальной фразы на последнюю четверть последнего такта.
7. Флик-фляк (1   такт) 
Исходное    положение:   станьте правым плечом к зрителю в 6-ю позицию, руки на талии. Голову поверните к правому плечу.
Затакт. Приподнимите полусогнутую правую ногу в невыворотном положении так, чтобы стопа была позади. Подъем правой ноги свободен,  пальцы не вытянуты.  Вытянутую левую руку поднимите слева, а правую оставьте на талии. 
1-й такт. На счет «раз» проведите правую ногу вперед, скользнув всей ступней по полу (по 6-й позиции), и, вытянув ее, немного приподнимите (не выворотно). На счет «два», сгибая правую ногу в колене, отведите ее стопу назад, скользнув всей ступней правой ноги по полу по 6-й позиции, задержите ее в невыворотном положении. Стопа позади, подъем свободен, пальцы не вытянуты. На счет «и» – пауза. 
2-й такт. Начиная с правой ноги, исполните тройной притоп, поворачиваясь на полповорота направо (левым плечом к зрителю). Правую руку опустите на талию, а вытянутую левую высоко поднимите слева. Голову поверните к левому плечу. 3 – 4-й такты.
Начиная с левой ноги, исполните движения 1 – 2-го тактов. Во 2-м такте повернитесь на полповорота налево (правым плечом к зрителю) и соответственно перемените положение рук.  В танце третьей пары юноша исполняет флик-фляк подряд, то с правой, то с левой ноги, понемногу двигаясь вперед. При этом танцующий в каждом такте, делая небольшой шаг вперед, дважды легко подскакивает на опорной ноге (на каждую четверть такта), а свободной ногой делает флик-фляк   и т. д. 
8. Па де буррэ (1  такт) 
Исходное положение: станьте лицом к зрителю почти в 6-ю позицию, руки на талии или разведены в стороны, кисти находятся немного ниже уровня пояса. 
Затакт. Слегка присев на левой ноге, отведите, скользя носком по полу, правую ногу вправо и, сильно вытянув ее, чуть отделите носок от пола. Одновременно корпус отклоните влево, а голову поверните к правому плечу.
1-й такт. На счет «раз», плавно поднимаясь из приседания, подставь-правую ногу к левой в 6-ю позицию, как бы подбивая пралельной ногой левую ногу, а левую ногу отведите влево. Одновременно плавно выпрямите корпус, голову поверните лицом к зрителю. На счет «и» сделайте небольшой шаг в сторону – левой ногой влево (во 2-ю позицию), окончательно выпрямляя корпус. На счет «два», «и» подставьте правую ногу к левой в 6-ю позицию, как бы подбивая ею левую ногу, и слегка присядьте на ней, левую ногу отведите влево, скользя носком по полу, и, сильно вытянув ее, чуть отделите носок от пола.
2-йтакт. Начиная с левой ноги,  исполните движения  1-го такта, соответственно наклонив корпус и  поворачивая голову. 
9. Па буатэ
(1 такт)  Па буатэ вперед. Исходное положение: лицом вперед по движению в третьей позиции – правая нога впереди, руки на  талии.
Затакт. Слегка подскочив вверх на левой ноге, приподнимите впереди сильно вытянутую правую ногу.
 1-й такт. На счет «раз» сделайте шаг вперед на правую ногу, мягко приседая на ней, а слегка согнутую в колене левую ногу немного приподнимите в выворотном положении, оставляя ее позади. Колено левой ноги отведено влево, подъем и пальцы вытянуты (рис. 5). На счет «и» – пауза. На счет «два» сделайте небольшой шаг вперед левой ногой (колено левой ноги ослаблено). На счет «и», слегка подскочив вверх на левой ноге, проведите вперед правую ногу и, сильно вытянув ее, немного приподнимите. 
2-й такт. Снова начиная с правой ноги, повторите движения 1-го такта. Движение все время начинается с правой ноги. Так же исполняется па буатэ вперед с левой ноги из положения: 3-я позиция, левая нога впереди. Юноши могут исполнить па буатэ вперед на счет «два» каждого такта, не делая шаг вперед, а подставляя свободную ногу в 3-ю позицию назад с легким ударом подушечкой свободной ноги об пол, как бы подбивая ею опорную ногу.
б) Па буатэ вперед в повороте. Исходное положение: станьте лицом к зрителю в 3-ю позицию, правая нога впереди, руки на талии. 
Затакт. Начиная полуповорот налево, слегка подскочите вверх на левой ноге, а правую ногу отведите вперед-влево (накрест перед левой ногой). 
1-й такт. На счет «раз», продолжая полуповорот налево, наступите на правую ногу, мягко приседая на ней, а левую ногу чуть приподнимите. На счет «и» – пауза. На счет «два», заканчивая полуповорот налево, переступите па левую ногу почти на месте. Колено левой ноги ослаблено. На счет «и», начиная второй полуповорот налево, слегка подскочите вверх на левой ноге, а правую ногу отведите вперед-влево (накрест перед левой ногой). 
2-й такт. Снова начиная с правой ноги, повторите движения 1-го такта. Так же исполняется па буатэ вперед в; повороте направо из положения: 3-я позиция, левая нога  впереди. Можно также исполнять па буатэ, быстро поворачиваясь, то есть делая в каждом такте полный поворот. Каждый поворот нужно заканчивать лицом к зрителю. И сходное положение: станьте лицом к зрителю в 3-ю позицию, левая нога впереди, руки на талии.
Затакт. Начиная поворот налево, слегка подскочите вверх на правой ноге, левую ногу отведите назад и, сильно сгибая ее в колене, подведите близко к правой ноге позади. Колено левой сильно отведено влево, подъем и пальцы вытянуты, пня внутренней стороной почти касается левой ноги.
 1-й такт. Па счет «раз», продолжая поворот, наступите на левую ногу, ставя ее совсем близко позади правой ноги, почтив 3-ю позицию, и мягко присядьте. На счет «и» – пауза. На счет «два», заканчивая поворот влево, переступите на правую ногу, левую ногу чуть приподнимите. На счет «и», снова начиная с левой ноги, повторите движения затакта. 
2-й такт. Начиная второй поворот налево, исполните движения 1-го такта с левой ноги и т. д.
10. Открытый поворот (2 такта)
 Открытый поворот исполняется в паре. Танцующие становятся рядом (девушка – справа от юноши) лицом к зрителю, в 3-ю позицию. У юноши левая нога впереди, у девушки – правая. Юноша правой рукой берет девушку за талию а левой рукой – кисть левой руки девушки и поднимает соединенные руки перед своей грудью. Левая рука у юноши полусогнута, а у девушки почти вытянута. Правую руку девушка опускает на талию. Слегка отклонившись, танцующие смотрят друг на друга. Это поза открытого поворота. 
1 - 2-й такты. Делая полный поворот, юноша (с левой ноги) исполняет два раза па буатэ назад в повороте налево, поворачиваясь почти на месте и обводя девушку влево. Девушка (с правой ноги) исполняет два раза на буатэ вперед в повороте налево, обходя вокруг юноши влево. 
3- 4-й такты. Танцующие повторяют движения 1 - 2-го тактов, делая еще один полный поворот налево, и т. д.  Каждый поворот танцующие заканчивают лицом к зрителю. 
11.  Частый  голубец (I   такт) 
Частый голубец соединяется с тройным притопом   (2 такта). Исходное положение: станьте лицом к зрителю в 6-ю позицию, руки на талии. 
Затакт. Слегка присев на левой ноге, отведите, скользя носком на полу, вытянутую правую ногу вправо и чуть приподнимите ее, 
1-й такт. На счет «раз», подскочив на левой ноге, проскользните вправо и в момент подскока соедините ноги вместе, с легким ударом внутренней стороной пятки одной ноги о другую. Тотчас же опуститесь на левую ногу и слегка присядьте на ней, подготовляясь к следующему подскоку. На счет «и», «два» повторите два раза последовательно движения, исполнявшиеся на затакт и на счет «раз», во время подскока дважды ударяя внутренней стороной пятки одной ноги о другую. На счет «и» - пауза. 
2-й такт. На счет «раз», «и», «два», начиная с правой ноги, исполните тройной    притоп. На счет «и», слегка присев на правой ноге, отведите, скользя носком по полу, вытянутую левую ногу влево и чуть приподнимите.
3 - 4-й такты. Начиная с левой ноги, исполните движения 1 – 2-го тактов, на счет «раз» – 3-го такта, немного проскальзывая влево.
12. Тройной подскок (1  такт)
 Исходное положение: станьте лицом к зрителю в 6-ю позицию, руки на талии. 
Затакт. Слегка присев, поднимитесь на низкие полупальцы по 6-й позиции. 
1-й такт. На счет «раз», «и» сделайте два легких подскока вверх на подушечках обеих ног по 6-й позиции, немного поворачиваясь на месте направо (на 1/4 поворота). Одновременно проведите округленную правую   руку   перед собой и вправо, а левую оставьте на талии. На счет «два» сделайте третий подскок, опускаясь с полупальцев на обе ступни в 6-ю позицию с ударом об пол, и слегка присядьте. Правую руку опустите на талию. На счет «и» – пауза.
2-й такт. Поднявшись на низкие полупальцы по 6-й позиции, повторите движения 1-го такта, делая 1/4поворота налево и проводя округленную левую руку перед собой и влево. Правая рука остается на талии.  13. Поворот с наклоном корпуса (Ранверсэ) (1 такт) 
Исходное положение: станьте правым плечом к зрителю в 3-ю позицию, левая нога впереди, руки на талии. Отведите левую ногу влево и приподнимите ее. 
Затакт. Мягко присядьте на правой ноге и, начиная поворот направо, проведите левую ногу назад, сгибая ее в колене. Одновременно корпус наклоните направо, голову поверните к правому плечу, левую руку поднимите над головой. Правая рука на талии.
1-й такт. На счет «раз», продолжая поворот направо, переступите на левую ногу, ставя ее за правую в 3-ю позицию назад, а правую ногу чуть приподнимите. На счет «и», продолжая поворот, переступите на правую ногу почти на месте, левую ногу чуть приподнимите. На счет «два», заканчивая поворот налево, переступите на левую ногу почти на месте, а правую ногу чуть приподнимите. На счет «раз», «и», «два» корпус плавно выпрямите, левую руку опустите на талию. На счет «и» – пауза. Так   же   исполняется    поворот с наклоном корпуса, начиная с правой ноги и делая полный поворот направо. Исходное положение: станьте левым плечом к зрителю, 3-я позиция, правая нога впереди. При этом на затакт корпус наклоните влево, голову поверните к левому плечу, а правую руку поднимите над головой. Во время поворота (на счет «раз», «и», «два») плавно выпрямитесь и опустите правую руку на талию [1, c. 71].
14. Каблучки (1 такт) 
Исходное положение: станьте лицом к зрителю в  1-ю позицию, руки на талии. 
1-й такт. На счет «раз», слегка приседая, разведите пятки в стороны, а носки соедините. На счет «два», выпрямляя колени, соедините пятки вместе, а носки разведите в стороны (1-я позиция). На счет «и» – пауза.
2-й такт. Повторите движения 1-го такта и т. д.