История народного танца.Японский народный танец.


Особенности традиционного японского танца
В Японии уделяют большое внимание эстетическому и этическому воспитанию, умению владеть своим телом, пластике движений и мальчиков, и у девочек с самого раннего возраста.
Пластика и техника движений в традиционном исполнительском искусстве японцев от мала до велика основана на традиционном японском танце.
Между японским и европейским танцем есть весомое различия общей сути музыкально-танцевального исполнительского искусства: если для европейцев важна передача психологического состояния, красота пластики и техничность движений, которые понятны европейской аудитории, то для японских исполнителей и публики, помимо этого, важен баланс психофизической энергии, который объединяет танцовщиков и зрителей.
Именно поэтому пауза в японской традиционной музыке является частью музыкального размера, длительность которого просчитывается исполнителем, с тем чтобы хватило времени для накопления энергии, которую исполнитель обязан передать слушателям. Пауза в танце является фигурой, во время созерцания которой зритель может медитировать, чтобы восстановить затраченную на сопереживание танцовщику энергию.
Японские хореографы оттачивают направление и координацию движений, но не у станка сначала, а потом- на середине зала, как в классическом танце, а сразу же на середине зала.
В японском традиционном искусстве сильна связь с религией синто и буддизмом, в котором развита философия накопления, сохранения и передачи энергии. Поэтому и позиции ног у японцев выбираются такими, чтобы максимальная энергия передавалась от исполнителя зрительному залу. При этом важно положение ступни в движении. Например, в традиционном танце у женщин это семенящий шаг, с минимальным расстоянием между «следом» ступни; у мужчин в японском театре масок «Но» шаг осуществляется с носка на пятку, что делает сценическую поступь мягкой и неслышной; в японском театре яркого грима и красочных костюмов «Кабуки» много прыжков с фиксированными в определённом положении ногами актеров. Максимальному приобретению энергии подчинены и движения рук в японском традиционном и народном танце, когда чаще всего руки подняты вверх. Позиции рук и положения кистей рук и пальцев тоже отличают мужской и женский танец (особенное значение это приобретает в театре «Кабуки», где женские роли исполняют мужчины) и определяются жанром музыкально- танцевального искусства.
Приседание, или plie, свойственны мужскому и женскому и женскому танцу; японские танцовщицы в японском традиционном и народном танце могут присесть или сесть на согнутую одну ногу или согнутые обе ноги, как в быту (японцы садятся так на татами перед маленьким столиком во время принятия пищи и медитации во время чайной церемонии).
Работа над выразительностью верхней части корпуса при неподвижности нижней его части (фиксированное положение нижней части корпуса) у японских мужчин обусловлено сложившимися позами в танцевальном и театральном традиционном искусстве, выработанными положениями ног и ступней, способствующими пополнению энергиёй, у японских женщин- особенностями костюма, а также бытовой и сценической этикой поведения. Известно, что у японок принято ходить мелкими шажками на чуть согнутых в коленях ногах и носить широкий парчовый пояс оби, длиной в три или пять метров и шириной от 20 до 30 см. Которой обвивают вокруг талии: такое «объемное сооружение» на талии не дает физической возможности японской женщине и танцовщице совершать, как в европейском танце, наклоны; возможны наклоны только на уровне диафрагмы, а не от талии.
Названий поз и позиций ног, рук, головы, принятых в обучении классическому балету, в японском традиционном искусстве практически нет, так как веками свое мастерство и знания учитель передавал ученику на практике, основывая весь процесс обучения на визуальном восприятии материала и объясняя эмоциональную окраску, характерную для данного движения, комбинации движений и позы.
Методика отработки поз и движений японского традиционного (народного и сценического) танца будущими танцовщиками строго соответствует жанру музыкально-танцевального искусства. В сочетании с объяснениями философии единения исполнителя, зрителя с миром и природой, а также с напоминаниями этики бытового и сценического поведения японцев, с учетом различий манеры поведения японских мужчин, женщин и детей.