Материал по хореографии «Народный танец»


Тема: Народный танец. Троицкий хоровод.
Цель: Формировать у воспитанников интереса к народному творчеству по средством хореографии, содействовать развитию музыкального слуха, умения передавать характер и содержание музыки движениями.
Задачи:
Научить комбинировать отдельные танцевальные движения в хороводную комбинацию;
Развить у детей двигательные качества такие как: ориентировка в пространстве, координация, гибкость, пластичность, точность и выразительность исполнения движений под музыку;
Воспитать чувства эстетики, коммуникабельности, артистичности в исполнении хороводной комбинации.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма занятия: комбинированная.
Оборудование:
Магнитофон и аудиозаписи:
Элементы костюма русского народного танца (ленты).
Декорация в виде березы.
Музыкальная шкатулка.
Картины (русский народный костюм, 2 березы).
Ход занятия:
Дети заходят и строятся в зале в две линии. Приветствие, выполняют поклон.
I Организационный момент.Педагог: Ребята, мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте друг другу улыбнемся, что бы в нашем зале было больше тепла и света и хорошего настроения, которые излучают ваши улыбки.
Дети улыбаются.
Педагог: И теперь, в теплой дружеской обстановке и с хорошим настроением, мы начнем наше занятие, тема которого «Народный танец. Троицкий хоровод».
II Ознакомление с новой темой.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с русским народным танцем «Троицкий хоровод». В хороводе всегда проявляется чувство дружбы, участники его, как правила держатся за руки. При слове «Хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «Лебедушек», и медленная уверенная походка парней «Ясных соколов». Ни один праздник, гуляние не проходили без хоровода. Праздник «Троица» всегда отмечается летом, в июне месяце.
Педагог: В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами. Со временем их обязательно "развивали", считая, что в противном случае дерево может "обидеться".
III Воспроизведение и коррекция опорных знаний воспитанников.
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами сделаем разминку, и вспомним все движения, которые вам уже знакомы.
Звучит музыка, дети выполняют движения под музыку.
Разминка:
По кругу - шаги, бег, прыжки, подскоки.
На середине зала - движения головы, шеи, плеч, рук, наклоны корпусом, приседания, повороты.Педагог: День начинается с рассвета. Мы пробуждаемся, и с нами пробуждается природа.
Звучит музыка, дети выполняют движения под музыку, повторяя за педагогом.
Пластическая разминка:
К солнышку тянемся - поднимание на полупальцы, одновременно руки выполняют круговые вращения из центра корпуса верх, в сторону, затем вниз, поочередно, затем обе руки вместе;
Роса падает на траву - плавные движения рук с верху вниз, одновременно медленно приседаем;
Солнышко высушило россу – сидя на корточках, спинка прямая, выполняем медленные движения обеими руками вправо, влево;
Растут цветы – Плавно поднимаемся, соединив руки ладошками, поднимаем их вверх «змейкой»;
Ветерок качает березу – покачивание с ноги на ногу, руки подняты вверх, так же выполняют покачивание в такт с ногами и корпусом;
Журчит ручей - волнообразное движение рук вперед;
Бабочка летит - руки соединены запястьями, поднимаются вверх, ладошками имитируем движения крыльев бабочки;
Поймали бабочку - взмах руками, ладошки соединить;
Отпустили бабочку - раскрыть ладошки перед лицом, дунуть, поднять руки вверх, отпустить через стороны вниз;
Летит маленькая птичка - руки подняты вверх, соединены запястьями крест на крест, имитируют движения крыльев птиц;
Летит птица побольше - руки соединены в локтях, имитируют движения крыльев птиц;
Летит большая птица – руки в стороны, имитируют движения крыльев птиц;
Проснулась наша береза - руки верх, ладошки имитируют, как трясутся листочки.


Педагог: Природа пробудилась, пробудилась и наша береза.
Выходит береза: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на нашем празднике и хочу загадать вам несколько загадок.
Загадки:
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(Лето)
2.Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
3. Без него плачемся,
А как появится, от него прячемся.
(Солнце)
4. Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)
Педагог: Спасибо тебе русская береза, ты можешь присоединиться к нам, а продолжим наш праздник!
IV Изучение новой темы.
Разучивание движений хоровода:
Идут в березовую рощу - двигаются «змейкой», взявшись за руки, шаг на носочках;
Увидели березу - заводят круг, движения по кругу;
Подходят к березе - заходят в круг лицом, руки поднимают верх;
Украшают березу лентами - вешают ленты на березу. Укрывают березу от ветра – «раз, два» правую ногу сгибают в колене, руки делают на верху «солнышко»; «три, четыре» возвращаются в исходное положение; Украшают березу цветами - приседание, спина прямая, руки через стороны вниз;Играют вокруг березы - делают каждый свою «петельку», и поворот вокруг себя; Вытирают пот - полуприседания, руки поочередно поднимают через стороны ко лбу ладошками от себя;
Идут по березовой роще - движения на носочках, дети держаться за руки, два круга рядом, затем выходят в две линии.
Педагог: Ребята, мы уже почти готовы к празднику, нам с вами необходимо нарядиться. На Руси в праздники любили наряжаться. Девушки надевали самые красивые ленты на голову, вплетали в волосы. Юноши повязывали самые красивые пояса поверх рубах, что означало символом удали молодецкой, и оберегом от злых духов.
Педагог завязывает разноцветные ленты детям.

Педагог: Ребята, какие вы стали нарядные и красивые, и теперь вы действительно готовы водить хоровод. Давайте под музыку станцуем хоровод.
Звучит музыка, дети танцуют хоровод.
Педагог: Ребята, вы все старались, молодцы, хоровод станцевали весело. Но что же за праздник без игры? И теперь я предлагаю вам поиграть.
Игра «Укрась березу»

Дети делятся на 2 команды, каждой команде дается по одной недорисованной березе и раздаются листочки. Как музыка заиграет, дети должны брать по одному листику и приклеивать на березу. Выигрывает та команда, которая быстрее и красивее нарядит свою березу.

VI Обобщение знаний и умений.
Педагог: Ребята, посмотрите на наши березки. Если вам было интересно и весело водить хоровод на занятии, то вы можете повесить на одну - зеленые листики, а ели было немного скучновато, то на другую – желтые листики.
Действия детей.
Педагог: И так, ребята, подошло к завершению наше необычное занятие. Вы все замечательно поработали. Сегодня вы научились водить хоровод. Узнали праздник «Троица», главной героиней которого – береза.
VI Заключительный момент.
Педагог: На этом мы закончим наше занятие.
Дети выполняют поклон.
Педагог: Ребята, прежде чем мы с вами попрощаемся, давайте представим что мы с вами большая роща берез, поднимем руки вверх, закроем глаза и нас тихонько качает ветер.
Действия детей.
В это время педагог достает музыкальную шкатулку, в которой находятся конфеты. Дети открывают глаза.
Педагог: Посмотрите ребята, это наша береза отблагодарила вас за наш праздник, за веселый хоровод. И теперь мы скажем друг другу до свидания.
Дети прощаются и выходят из зала строем.
I Организационный момент.Педагог: Ребята, мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте друг другу улыбнемся, что бы в нашем зале было больше тепла и света и хорошего настроения, которые излучают ваши улыбки.
Дети улыбаются.
Педагог: И теперь, в теплой дружеской обстановке и с хорошим настроением, мы начнем наше мероприятие «Стартинейджер»,