Научный проект на тему: Образ женщины-матери сквозь века (9 класс)



Акмолинская область г.Кокшетау
средняя школа №18
Научно-исследовательский проект
Булхаир Нагима 9 класс
«Образ женщины-матери сквозь века»
(Ч.Айтматов” Материнское поле” В.Закруткин “Матерь человеческая” )
Направление: духовно-нравственное воспитание подрастающего
поколения.

Секция: литература
Руководитель: Курмангожина Гульмайра Жанатовна,учитель русского
языка и литературы.
Кокшетау-2015 г

Содержание

Введение
Образ женщины-матери сквозь века…………………………………………………..........................3 стр.

1. Художественное своеобразие легенды Ч. Айтматова..........5стр.
1.1. Нравственная память человека (легенда о манкурте)........6стр.
1.2 Историческая основа.............................................................8стр.

2.Духовная красота и величие женщины-матери.....................10стр.
2.1 Человечность и цельность натуры........................................12стр.
2.2 Мужество и стойкость............................................................13стр.
2.3 Образ современной женщины-матери...................................15стр.
2.4 Роль женщины-матери в современном обществе.................18стр.
2.5 Социально-нравственные аспекты современного мира......21стр.
ІІІ. Заключение…………………………………………….. стр.
Список литературы………………………………………. стр.
Приложение
Аннотация
В послании народу Казахстана Президент страны Н. Назарбаев отметил: «Мы будем двигаться шаг за шагом, сохраняя ценности нашей культуры, в основе которой — взаимопомощь, терпимость, коллективизм, взаимоуважение между людьми разных национальностей, вероисповеданий». Подобный подход свидетельствует об одном: политика Главы нашего государства мудра и верна. Она является действительным отражением того, что зреет в наших сердцах.
Мы входим в новый век с благими намерениями научить наших детей достойно жить в обществе. Главное в этом процессе — сохранить духовность. Духовно-нравственное воспитание — вот главная цель современной школы.К сожалению, сегодня проблемы воспитания нередко вытесняются другими, казалось бы, более приоритетными заботами. Но это лишь видимая приоритетность, поскольку дефицит духовности, морали и культурных ценностей грозит обернуться в будущем серьезными социальными проблемами. Поэтому использование духовно-нравственного потенциала религии в деле воспитания подрастающего поколения должно стать неотъемлемой составляющей нашей повседневной жизни.
Уже с раннего детства надо развивать самые важные человеческие качества-любовь,сострадание,терпимость,мир и спокойствие,правдивость и др.Это те качества,которые служат человечеству и есть нравственность,пишет в своей замечательной книге-откровении «Путь к себе» Сара Назарбаева.
Глубокое прочтение произведений В.А.Закруткина и Ч.Айтматова приводят меня к размышлению,что тема матери всегда актуальна во все века.
Я размышляю, почему это так. Мы знаем, что есть человек, который будет любить и помогать своим детям всегда и везде, даже если дети неблагодарные. И такой человек - мама. Поэтому мы всегда жалеем сирот или тех детей, у кого матери ведут асоциальный образ жизни и не заботятся о них. Рядом с ними есть друзья, государство, учителя, воспитатели, возможно, родственники. Но нет самого родного человека-мамы.
Я считаю,что эта работа имеет незавершенность,открытость.Я могла бы считать свою цель достигнутой,если бы она могла послужить примером и подтолкнуть к духовной работе...
Аннотация
Қазақстан Республикасының Президенті Нұрсұлтан Назарбаевтың Қазақстан халқына жолдауында : «Біз негізделген біздің мәдениетіміздің құндылықтарын сақтау , қадам жылжыту болады - өзара көмек , төзімділік , командада жұмыс , әр түрлі ұлт өкілдерінің арасындағы өзара құрмет.
Ерте балалықтан бастап, ең маңызды адам қасиеттері - махаббат дамыту керек , аяушылық, төзімділік , бейбітшілік пен тыныштық , шыншылды болу керек.
Шыңғыс Айтматов,В.А.Закруткиннің шығармаларын терең оқу және ана тақырыбы әрдайым барлық жастағы тиісті екені мені осы ойлауға әкеледі.
Менің ойымша, бұл мысал ретінде қызмет етеді және рухани жұмысты ынталандыру мүмкін болады, менің мақсатым қол жеткізіледі, бұл жұмыс толық болып табылады деп есептеймін...
Annotation
In his message to the people of Kazakhstan the President of our country N.Nazarbayev noted: “We shall move step by step, keeping values of our culture, the heart of which is - mutual aid, tolerance, collectivism, mutual respect between people of different nationalities, religions”. Such kind of approach testifies to one: the policy of the Head of our state is wise and right. It is the real reflection of our hearts. We enter into a new century with good intentions to teach our children how to live in the society. The main thing of this process is to keep spirituality. Moral and spiritual education is the main aim of modern school. Unfortunately, today the education problems are forced out by others that seem to be more important. But it is only visible priority as deficiency of spirituality, morals and cultural values in future threatens to turn into serious social problems. That’s why the usage of spiritual and moral potential of religion in education of the younger generation must become the integral component of our everyday life. We must develop the most important human qualities - love, compassion, tolerance, peace and quiet, truthfulness and other important human qualities from early childhood. Sara Nazarbayeva writes about these moral qualities that serve mankind in her remarkable book - revelation “A way to itself”.
While reading the works of V.A.Zakrutkin and Ch.Aitmatov I realize that the theme of mother is always actual in all centuries. I think over, why it’s so. We know that there is a person who will always love and help children everywhere even they are ungrateful. And this person is called mother. That’s why we always feel sorry for orphans or those children whose mothers conduct an asocial way of life and don't care of them. There are friends, the state, teachers, tutors, even relatives nearby. But there isn’t their dearest person their mother.
I think that this work isn't complete and open. I’d like to consider that I reached my aims if my work could serve and help people.
Введение
Образ матери столь издавна и органично присущ русской литературе, что представляется возможным его рассмотрение как особого литературного явления, которое имеет глубинные корни и занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Беря исток от самого зарождения русской словесности, образ матери последовательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные, от начала свойственные ему черты. Образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней.В русской и киргизской словесности образ-символ матери существовал всегда, возобновляясь в разные периоды, однако, в XX веке он особенно востребован в поэзии как некий эмблематичный знак эпохи. Крупнейшими представителями темы матери в поэзии XX века оказываются Ч.Т.Айтматов «Материнское поле»,В.А.Закруткин «Матерь человеческая» творчество, которых мы подробно рассмотрим в связи с воплощением образа матери у каждого из них и в поэзии XX века в целом. Однако несмотря на очевидную данность и заведомую известность факта присутствия и даже доминирования «материнской» темы и образа матери в русской и киргизской культуре, образ матери как литературная категория остается по существу неизвестным, «закрытым» и практически не исследованным в науке. Исходя из данного противоречия и назревшей необходимости, мы решили подойти к изучению проблемы воплощения образа и темы матери в русской и киргизской поэзии. Основной интерес для нас представляет период XX столетия в литературе, однако, для того, чтобы раскрыть тему возможно более полно, мы будем вынуждены обращаться также к истории литературы в предшествующие периоды.
Основная трудность при отборе материалов по проблеме темы матери в поэзии заключается в том, что эта тема в науке о литературе до сих пор почти не освещена. В связи с этим работа велась, как тщательный отбор и объединение разрозненных сведений из различных художественных и научных источников.
Литературно-художественным материалом, на примере которого мы исследуем тему матери, послужили произведения Ч.Айтматова и В.А.Закруткина.
Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.
Абстракт
Цель исследования:
проследить, как в русской и киргизской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери.
воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери;
воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование
общества, в котором он живет
развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
Объектом исследования послужили произведения русского и киргизского писателя.
Чингиз Айтматов « И дольше века длится день...(легенда о Манкурте) ». «Материнское поле». В.А.Закруткин «Матерь человеческая»
Предмет исследования – содержательный аспект повествований,средства выражения семантических отношений в русских и тюрских произведениях.
При сравнении образа матери-женщины были использованы следующие методы научно-исследовательской работы:
сбор,анализ и систематизация материалов по теме исследования;
синтез полученной информации посредством применения метода
сравнительной типологии;
семантический отличительный анализ произведений.
Гипотеза: Если взглянуть на произведения Айтматова и Закруткина, то можно увидеть, что они актуальны и востребованы на сегодняшний день.
Новизна исследований: владение сведениями о воплощении образа женщины-матери в различных произведениях XX-XXI веков.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
Общее ознакомление (просмотр информационных источников);
Обработка информации, выделение наиболее значимой;
Составление выписок и их дальнейшая обработка;
Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
Подборка иллюстративного художественного материала, содержащего образ женщины-матери;
Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями
Применение: практическое применение результатов моей работы я вижу на внеклассных мероприятиях литературы, а также, думаю, они будут полезны всем, кому не безразлична судьба матерей
1.Художественное своеобразие легенды Ч. Айтматова.
Миф как повествование о временах «начала всех начал» трактует Мирча Элиаде. Категория мифологического, по его мнению, связана с сакральной историей и с проявлениями священного в этом мире. «Знать мифы значит приблизиться к тайне происхождения всех вещей и самого мира, что позволяет человеку не только знать, как возникло, но и воспроизвести то, что было, когда все уже исчезнет. Знание дает власть над миром». Отсюда основная характеристика исследователем категории времени как вечного циклического повторения, память о котором сохраняется в виде вечных архетипов и образцов поведения, что закреплено в мифе о вечном возвращени. Цель вечного повторения одних и тех же циклов - преодоление смерти, хаоса, пугающей реальности, поэтому память рассматривается как знание, так как в каждое мгновение все начинается с начала. Для символистов, начавших процесс мифологизации культуры, миф предстает прежде всего как универсальная культурная формула. Так как символизм представлял собой явление разнородное, то существуют значительные различия в принципах отбора мифологического материала и его обработки у разных представителей этого направления. Индивидуальные особенности мышления символистов объясняются также и противоречивостью эпохи рубежа XIX-XX века, самим духом времени.
К.Садыков в статье «Фольклорные элементы в сюжетно-композиционной структуре романа Айтматова «И дольше века длится день.» указывает на структурообразующее значение двух линий повествования - синхронной и диахронной. Исследователь отмечает, что синхронный срез одного дня пронизан диахронными лучами вечности, событиями прошлого и перспективой будущего, что позволяет соотнести особенности его композиции с принципами построения архаического мифологического текста, где актуальная картина мира немыслима без обращения и воспроизведения эпохи «первотворения».
Работа Д.Медриша «Фольклорная традиция в творчестве Айтматова» замечательна тем, что исследователь мифологические и фольклорные истоки в произведениях Айтматова видит, прежде всего, в киргизском эпосе «Манас». Исследователь считает, что фольклор служит писателю тем идеалом, на фоне которого резче проступают несообразности реальной жизни. «История о манкурте», по мнению Д.Медриша, может служить народу вечно.
Лучше дом потерять и коня потерять,
Лучше в пропасть бездонную падать,
Чем навеки отдать, чем навеки отдать
Свою душу - бессмертную память!
Ничего не спою в вашем душном раю,
Я на этой планете - не житель.
Дайте честно погибнуть в свободном бою,
Развяжите меня, развяжите!
Если лук запоет и стрела зазвенит,
Если конь припадет на колено,
Неожиданной смерти не бойся, джигит, -
Опасайся позорного плена.
Александр Городницкий (1982г)
1.1. Нравственная память человека.
Когда-то давно пришли в степи жуаньжуаны. Страшная участь ждала тех, кого жуаньжуаны брали в плен и оставляли у себя в рабстве. Чтобы раб не вспомнил своих близких и не пытался убежать, они уничтожали память.
Жуаньжуаны для этого надевали на пленных шири – такие шапочки из верблюжьей кожи, потом отвозили их подальше от людных мест и бросали в открытом поле со связанными руками и ногами, без воды и без пищи. Надо сказать, что верблюжья кожа на солнцепеке усыхала и сжимала голову, причиняя невыносимую боль. От этой боли, а не от голода и жажды погибали брошенные на мучительную пытку. Оставался один. Но это был уже человек, насильно лишенный памяти. Называли его манкуртом, т.е. беспамятным. Он забывал, откуда родом-племенем, не помнил отца и матери, не ведал имени своего, зато он мог работать и выполнять все приказы хозяина.
Даже самые близкие люди не пытались вернуть манкурта. И только одна мать не примерилась с участью сына и отправилась на поиски. После долгих скитаний она увидела стадо верблюдов. “Сын мой, родной! – она бросилась к пастуху, - я твоя мать!” Но по пустым глазам сына поняла – он даже не узнал её. “Что же они сделали с тобой? – воскликнула мать, - можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять даже жизнь, но кто придумал отнимать у человека память?!”
Мать решила увезти сына домой, но хозяин, чьих верблюдов пас манкурт, приказал её убить. Ни одна мысль не промелькнула в голове юноши. Он взял лук и выстрелил в мать. То был смертельный удар. Мать покачнулась и стала медленно падать. Но прежде упал с головы её белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя?” Вот такая трагическая легенда.
Говорят, летает с тех пор над казахской степью белая птица, а, встретив путника, спрашивает его: “Чей ты? Как твое имя?”
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе,
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: «Мама».
(Р. Гамзатов. «Берегите матерей») Слово «мама» – особое слово. Оно рождается с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни.О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами! Где найти слова, что смогли бы поведать о неиссякаемой материнской любви, передать щедрость их сердец? И слагают люди о матерях стихи, песни, прекрасные легенды и серьезные книги. Когда война черным горем налетела на нашу страну, материнская любовь сравнялась с подвигом. Сколько слез пролито матерями в войну! Сколько крови отдано детям, сколько было пролито на трудовом фронте пота. Но тяжелее всего было видеть смерть детей своими глазами. Видеть и не иметь возможности помочь им...
Тема матери красной нитью проходит из века в век в литературе.
Широкой известностью пользуется стихотворение В.Н.Емельянова

Всю жизнь ждала. В глазах печаль.
Прошли года. Одна осталась.
Волос распущенная прядь
Плечей, уставшей женщины, касалась.
И жизнь её – потерь, утрат -
Военной памяти, далёким взором,
Ей все твердят и говорят,
Но сердцу не прикажешь, будет ждать...
Души печальная струна,
Звучит надрывно, жалко, тонко,
Не верит в то, что сына нет!
Нет сына, матери – ребёнка.
Ах, серебро седых волос,
И где твоё великолепье,
Твой крик души, глаза без слёз,
Их на плечах, колышет ветер.
И снова вот в который раз,
Кричит сквозь время и мгновенья,
Пресохшими губами и без слёз,
Душа зовёт, издали сына.
Дышать и жить, с ним рядом быть,
Иль знать, где он лежит,
Уставшей материнской грудью,
К сырой землице Матушке припасть.
1.2.Историческая основа

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М. Исаковский).
Повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая» (1969г.) написана через двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны. В центре произведения образ Матери: земной матери Марии и евангельской Богоматери. Писатель, используя аллюзии и реминисценции, сопоставляет и противопоставляет жизнь женщин, переживших одинаковую трагедию: «Смерть сына – тяжкое, неизбывное горе для матери» , но «Разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были тебе (Мария)?».
Стимулом к жизни для земной Марии становится еще не родившийся ребенок. В утробе матери – символ новой жизни: «Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить...». Через образ материнской утробы реализует символический аспект архетипа Матери: в числе своих значений утроба это «мягкий образ, чувствительный, болезненной незащищенности перед ударом. Вочеловечевание раскрывает перед человеком перспективу стать Богом». Положительную коннотацию символ чрева имеет уже Евангелии, он связан с появлением новой жизни, надеждой на рождение Спасителя («по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго», не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого.
Писатель подчеркивает естественность потребности человека в вере: с детства «нравилось Марии и в церкви, все казалось ей там необычным, торжественным: и дрожащие огоньки свечей, и запах горячего воска и ладана, и смутное отражение человеческих лиц в стеклах икон, и сами люди, спокойные, умиротворенные, празднично одетые». В Храме Божьем человек равен Богу: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему … И сотворил Бог человека по образу Своему, по Образу Божию сотворил его», человек отражение Бога: «отражение человеческих лиц в иконах».
Вся скорбь Матери реализуется в ее борьбе за жизнь еще не родившегося ребенка: «Живой незрячий комок не видит, как жестоко истязают один другого люди, как безжалостно убивают они друг друга. Растущий в теплой тьме материнского чрева, глухой, он не слышит, как, уродуя землю, грозно гремят орудия смерти, не ощущает, как вздрагивает потрясенная земля, как натужно трещат вырываемые из земли живые корни деревьев. Безъязыкий, он не может сказать: «Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Пожалейте тех, кто еще не пришел, но придет в мир! Пожалейте еще не рожденных, еще не зачатых! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!»

Имя Чингиза Торекуловича Айтматова,так же хорошо знакомо русскому читателю.Его произведения воспитывают чувства человека, учат воспринимать красоту окружающего мира. Героиня повести «Материнское поле» Толгонай,
вспоминая первый хлеб первого урожая, который вырастил ее старший сын —
комбайнер Касым, говорит: «Это был народный хлеб — тех, кто вырастил его,
тех, кто сидел в тот час рядом с сыном моим на полевом стане.Святой хлеб! Сердце мое переполнилось гордостью за сына, но об этом никто не знал. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней. Я и сейчас не отрекусь от этой святой веры, что бы ни пережила, как бы круто жизнь ни обращалась со мной. Народ жив, потому и я жива...» Надо помнить о том, что слова эти говорит мать: родившая, растившая, воспитавшая трех сыновей, а потом одного за другим потерявшая их на войне. Надо помнить о том, что говорит она эти слова не с трибуны... Она просто рассказывает о своей жизни другой великой Матери — земле, которой не солжешь, перед которой не сфальшивишь. И вот, поняв это, нам становится предельно ясна позиция автора: в обществе судьба одного человека — неотрывная часть судьбы всенародной.
Делила Толгонай беду со своим народом. Таили крик в душе и молились за оставшихся в живых. Сколько таких обезумевших от горя, от зыбкой надежды и безнадежности матерей обращались к силам земным и небесным, молили, заклинали землю и небо спасти и сохранить их детей. Святые кровавые слезы, кто способен их осушить, кто способен искупить вину мира перед сердцем матерей!..
Но тебе, Толгонай, не увидеть даже могил своих детей. Никогда не узнаешь ты, где сразила их вражья пуля. Останется шапка на стене, фотография под стеклом, шум проносящегося мимо, на фронт, поезда и застывший в воздухе крик: «Ма-а-ма!» Долго тогда бежала ты вслед по шпалам, потом упала, забилась головой о дрожащие рельсы. «Пусть я буду последней матерью, которая так ждала сына».
Мужайся, Толгонай! Страшно, когда погибает дитя за тысячи верст от родного дома, но еще страшней, когда на глазах уводят его на смерть, на пытки, когда тянутся к нему преступные руки. Какое горе может сравниться с этим? А видеть, как выворачивают сыну суставы, как смертельно бледнеет родное лицо, как зажали стон сведенные губы, и молчать... Смогла бы ты, Толгонай?..
Все выносили матери. Казалось, сотканные из одних нервов, вставали в угрюмую очередь у тюремных ворот со страшным блеском в опухших от слез и бессонницы глазах и произносили: «Нет, я только об одном молю Бога, чтобы до самой смерти не сломали ему крыльев, чтобы не дрожал он перед этими псами, чтобы плевал он им в лицо!»
Подними же и ты голову, Толгонай, и иди против бури так, как шли они. Ведь ты хочешь, чтобы люди оставались людьми, чтобы война не калечила в людях живую человеческую душу, чтобы она не вытравляла в них доброту и сострадание. Да будет так! Потому что кто же, как не матери, могут остановить войну и беду. Они понимают друг друга без слов — матери всей земли.
2.Духовная красота и величие женщины-матери.
С именем мамы мы приходим в этот мир. Тёплые ласковые мамины руки убаюкивают нас в детстве. А когда мы становимся взрослыми и независимыми, она украдкой, вскользь пытается погладить нас по голове шершавой, натруженной рукой. Они всё видят и всё понимают, наши матери.
В истории нашего Отечества много трагических страниц. Женщина в лихую годину грудью встаёт на защиту своих детей, дома, страны. И как бы трудно ни было ей, она выполняет своё главное предназначение -- быть Матерью. Духовные ценности человека определяются мерой причастности человека к обществу, к историческому творчеству, его социальной активностью, объемом общественных интересов.
Проза киргизского писателя, национальная по своему духу и особенностям мировидения, действительно связана многочисленными и почти видимыми нитями с многообразными явлениями мировой культуры, чрезвычайно своеобразно и органично пропущенных через многовековой опыт устной киргизской поэзии.
В женщине есть три составляющие её красоты. Красота физическая — это то, что касается её внешности, красота души выражается её характером, и красота духовная — о чём свидетельствуют её мысли. И только тогда мы можем назвать женщину красивой в абсолютном смысле, когда присутствуют все три составляющие: красота тела, красота души, красота мыслей.Духовность личности - величайшая общечеловеческая ценность. Она может и должна играть решающую роль во всей жизни человеческого общества. Так же как и нравственность, духовность не является статичной. Они - суть ее непрерывного движения и развития. Их содержание и функции в конечном счете определяются теми многообразными, постоянно изменяющимися элементами общества, в которых проходит жизнедеятельность самой личности. Духовное воспитание помогает найти человеку смысл его жизни, целью которой является самоусовершенствование и самореализация личности. Духовность предполагает осознание человеком единства Истины, Добра,Красоты, Мира, Вселенной. Оно включает в себя приобщение человека к мировой культуре как отражению всеобъемлющей духовности, общности всех культур, народов, религий. Человек, вставший на путь духовного развития, обращается к поиску Духа, познанию своего Я.
Анализ исторических основ проблемы показывает, что вопросы формирования нравственности и духовности молодого поколения всегда были одной из актуальных проблем общества. Поиск содержания, методов и средств духовно-нравственного воспитания отмечается еще в античной педагогике (Демокрит, Платон и др.). В наследии великих мыслителей Востока - Абу Абдулло Рудаки, Абу Али Ибн Сины, Насреддина Туси, Ахмади Дониша, Алишера Навои, Абдурахмона Джами, Махмуда Кашгари и других разрабатывались формы и методы нравственного воспитания, его содержание и цели.
Известно, что духовное развитие личности предусматривает изучение национального искусства, воспитание вкуса, гармонии. В этом важном государственном деле особое значение должно быть отведено теоретическому и практическому изучению национального наследия народа, всего лучшего, что создано его многовековой историей.
В современных условиях эффективность работы по формированию духовности во многом зависит от изучения народного искусства, его традиций и современных тенденций развития. Национальное искусство Казахстана по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным, а потому представляет большую общественную ценность. Следовательно, необходимо глубоко исследовать творчество казахского народа, национальное искусство Казахстана с целью практического использования его воспитательно-педагогических, учебных возможностей. Отсюда понятно, что современная педагогика должна поддерживать и сохранять все прогрессивное, ценное в воспитании и обучении молодежи, учитывая структурные пласты национальных особенностей и национального своеобразия традиций, культуры и искусства, обогащая тем самым интернациональное понимание мира в условиях демократизации и гуманизации образования.
Новая эпоха Матери Мира должна наступить вместе с человеческим равновесием и справедливостью, и близость этой великой гармонии мы уже чувствуем.
В руках женщины священный огонь домашнего очага; украсить, наполнить повседневную жизнь гармонией прекрасного – ее задача. Но ее существенная миссия несравненно больше: духовная красота женщины, как невидимые лучи, проникает в вибрации души ее мужа и детей, дает им благие импульсы, вовлекает в светлый энергетический ритм. Но значение духозарной женщины выходит далеко за пределы семьи.
Мудрым светом своего сердца, сердца постигшего и следующего высшему Закону Гармонии Вселенной, светом своего чувствознания она претворяет все окружающее и, сама ещё будучи на пути высшего развития, она претворит и сознание человеческое, дав ему новые цвета и тона. Ведь миссией женщины и до сих пор было: сеять огонь духа, вдохновлять и возвышать мужчину, зажигать пламя мужества, энтузиазма и геройства, любить и жертвовать собою.
Если мужчина часто служит уничтожающей силе, женщина рождает жизнь, она – носящая жизнь, благословляющая жизнь, великая творящая и очищающая мир сила. Главное – женщине-матери дана первородная власть над душой ребенка. Лишь через прекрасный огонь её сердца дитя может войти в царство грядущей красоты.
“Вся гордость мира от матерей.
Без солнца не цветут цветы,
без любви нет счастья,
без женщины нет любви,
без Матери нет человека”.
В. Сухомлинский
2.1 Человечность и цельность натуры

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!
Настоящая мать человеку даётся однажды…
С. Островой Рассказ «Матерь человеческая» из военного сборника уже жил литературной жизнью, но судьба его героини Марии не переставала волновать писателя. Многие годы он не раз проверял свои ощущения, прежде чем из первоначальной основы решился создать новое эстетическое полотно. «Эту женщину я не мог, не имел право забыть...» - так начинается повествование.
Писатель создаёт исключительную ситуацию: каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остаётся одна женщина, мужа и сына которой повесили немцы. «Я не могу жить... – давясь слезами, шептала Мария, - я не хочу жить... Разве можно так жить?» И всё же героиня находит внутренние силы, которые помогают ей не только выжить, но и выстоять, не потерять ни милосердие, ни душевное тепло, ни достоинство, ни, наконец, надежду и веру.
Человечность Марии, как это показывает писатель, простирается далеко. Это правдиво и жизненно оправданно передано в ситуации с немецким солдатом – мальчишкой Вернером Брахтом. Мария попыталась сделать всё, чтобы облегчить его страдания, умирающего бесцельно и глупо в угоду правителям своей страны.
Цельность натуры Марии надо видеть и в её решении взяться за работу, потому что сердце разрывалось от жалости при виде гибнущего неубранного добра!
От древней церковной живописи через всю историю и мировое искусство проходит образ скорбящей матери. В. Закруткин обратился к этой «вечной» теме и сумел воссоздать обобщённый характер Матери человеческой. Прообразом его явилась обыкновенная, простая женщина с маленького донского хутора. Но во всём её, казалось бы, горестном облике писатель прославил героическое начало, всепобеждающую силу любви и жизни. Закруткин, как и Михаил Шолохов, воплотил особый «донской» стиль писательской жизни.
Любая из книг Виталия Закруткина, которые мы читаем и перечитываем сегодня, оставляет именно такое впечатление, будто она написана с «полной выкладкой». Кровью и мужеством писались «Кавказские записки», беспокойством рачительного хозяина земли дышат страницы «Плавучей станицы», беспредельной верностью революционным идеалам пронизана эпопея «Сотворение мира», памятью сердца скреплены чувства, выраженные в «Подсолнухе», жизнестойкость в полный голос воспета в «Матери человеческой».
Цельность натуры – не только в умении не
размениваться на мелочи,
но умение и в мелочах сохранять цельность.
Александр Агволье.
2.2 Мужество и стойкость
Сколько благодарных, высоких слов сказано о матери и материнстве! Мужество матери…Привычные для нас словосочетания. От кого же и ждать верности в любви, если не от матери? От кого требовать больше терпеливости, чуткости, бесстрашия?
Да, это так. Это было так и два, и пять, двадцать веков назад. Но почему же вновь и вновь обращаются к этой вечной теме художники и писатели, режиссёры и философы? Почему она остаётся злободневной? Да потому, что злобой дня, тревогой дня, болью дня остаётся совершенствование человека.
А у истоков совершенствования личности стоит Мать. Каждый человек – будь он учёный, космонавт, хлебороб, простой рабочий – берёт своё начало с Матери.
Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.
Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.
Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гумманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.
Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.
Нравственная, эстетическая ценность повести Ч.Айтматова «Материнское поле» состоит еще и в том,чтобы надолго поселиться в нашем сознании, завладеть читательскими сердцами. С того самого момента, когда через первые странички повести подходит Толгонай , хрупкая женщина с посошком в руке, и говорит свою первую фразу: «Здравствуй, поле», и до того, как уйти, снова прощается со своим заветным полем, читателем, независимо от возраста, жизненного опыта, объединяются общими для всех мыслями и чувствами — они живут мудростью этой старой женщины, изведавшей и счастье любви и горечь потерь, они живут и молодостью еще не окрепшей и не закаленной жизнью Алиман, и радостью и горем народным. Среди читателей не бывает равнодушных. Она заставляет многих из нас заново пережить и самую первую, тяжелую и жестокую военную зиму, и вспомнить тех, кто оказался в разбитых бомбежкой железнодорожных составах, о которых с тревогой и недоумением спрашивает Алиман, и заставляет с замиранием сердца смотреть на конверт с похоронной…
Повесть заставляет задуматься и тех, кто не пережил всего этого, задуматься над тем, что надо делать, как жить, чтобы сбылись слова старой Толгонай, обращенные в сердца читателей : — Так пусть я буду последней матерью, которая так ждала сына… Эта повесть, несмотря на драматизм многих его сцен, пронизана оптимизмом, жизнелюбием, глубокой верой в человека и огромной любовью к нему, верой в его несгибаемое мужество, нравственную красоту и стойкость. «Ты — Человек, Толгонай. Ты выше всех, ты мудрее всех, ты — Человек! Ты — мать» — вот главная мысль повести .2.3 Образ современной женщины-матери.
"Великое чувство, его до конца
Мы живо в душе сохраняем.
Мы любим сестру и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем"
(Н.А.Некрасов)
Каков же он, идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи, социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость. "Основные характеристики и эталонные черты социокультурного образа женщины-матери со времен Античности фактически не изменились, - пишет, со ссылкой на многочисленные исследования других авторов, в своей монографии "Женский образ в социокультурной рефлексии" Т.Г.Киселева. - Это женщина, обладающая неординарным жизненным опытом и даром интуитивного предвидения наиболее вероятных путей развития событий (особенно связанных с ее детьми); отличающаяся редкой добротой, чувством сострадания и умением понять своих детей и их решения; женщина, одаренная от природы неординарными способностями к воспитанию и убеждению; человек по природе необыкновенно стойкий, верный интересам своих детей и безоговорочно принимающий во имя их (или вместо них) любые испытания судьбы и т.п. Разумеется, в соответствии с культурными традициями разных народов этот набор характеристик мог в большей или меньшей степени варьироваться, но в целом он остается относительно типовым в культурах большинства цивилизованных сообществ" . Ну, а что касается прообраза идеальной матери, то для христианского мира, как нетрудно догадаться, его является собой Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость - эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от церкви. (Правда, называли обычно на католический лад - Мадонной, видимо, вспоминая картины мастеров Возрождения, которых тогда было принято знать и любить, или хрестоматийное стихотворение Пушкина, посвященное Наталье Николаевне Гончаровой, которое тогда тоже многие знали наизусть.) Хотя, конечно, советская власть, сделавшая огромный рывок на пути женской эмансипации, усиленно прославляла женщин-борцов за народное счастье: революционерок, участниц войны и тружениц, подразумевая под этим словом профессионалок в самых разных отраслях, а вовсе не домохозяек. Как будто они не трудились! (Впрочем, и тут все было неоднозначно: существовало звание матери-героини, но его получали немногие - женщины, родившие и воспитавшие минимум 10 детей.) И все же образ "просто матери" остался важнейшим образом культуры, не претерпев кардинальных изменений. Доминанты были традиционными: самоотверженность и нравственная высота. В этом смысле преемственность не прерывалась.
Какова современная женщина в ежедневной жизни и можно ли найти подходящий эпитет для описания образа представительницы прекрасного пола.
Думается, сама женственность. Это качество принимается мужчинами – деловыми партнерами, как неотъемлемая часть характера любой женщины всех веков. Поэтому зачастую не принимается всерьез.
Тогда как женщины применяют это качество на полном серьезе – и мужчина не успевает ухватить момент, когда его побеждает в переговорах милая дама. Он чувствует только железную хватку руки в бархатной перчатке. Свои маленькие женские слабости использовать для достижения успехов в бизнесе – да, современные женщины отлично этим пользуются. А уж разгадать женскую логику или чувство интуиции вряд ли кто способен, особенно представители сильного пола. Эти качества тоже можно назвать секретным оружием современной бизнес-леди.
Еще одна замечательная черта характера современной представительницы прекрасной половины человечества – умение совмещать заботы в большом бизнесе с семейными буднями. Женщина в наши дни одинаково успешно справляется с ролью большого политика или владельца компании. Вместе с этим непостижимым образом деловой женщины, она является заботливой мамой и нежной женой.
Сумасшедший бег времени не мешает женщине, она успевает всюду: руководить компанией, готовить вкусные обеды, ходить с подругами по магазинам или выпить кофе в обеденный перерыв, читать сказку на ночь и поразить любимого своей чувственностью.
Женщину можно сравнить с ураганом! Огромная сила и скорость. Сила духа заставляет идти вперед, не останавливаясь и не зацикливаясь на неудачах.
Скорость – нужно успеть сделать как можно больше, и тогда останется немного времени для себя. И так чудесно, что в наше время доступно множество средств, способных доставить современной женщине радость и чувство заботы, помимо любви родного человека и детей.
Женщину во все времена сравнивали с ведьмой, не задумывались почему?
Ведьма – является символом глубокой женской мудрости, согревающей и оживляющей духовность. Женская мудрость отличается от холодного мужского режущего рационализма. Это мудрость особого рода, которая включает в себя творческое начало и космическое единство.
По своей природе женщина — магическое существо! Потому-что женская природа связана с интуицией. А интуицией нас женщин наделяет — лунная энергетика. Поэтому своей магической природе мы обязаны Луне. Именно луна делает нас всех женщин немножко ведьмами. Зная это, становится понятно, отчего магические ритуалы очень близко связаны с Луной.
Каждая женщина мечтает о счастливом материнстве. Еще в давние времена считалось, что если женщина не имеет детей, то она является не вполне полноценной, так как не до конца реализовала себя в жизни. Ведь главное предназначение любой женщины заключается в продолжении рода. Рождение ребенка - это настоящее чудо, приравнивающее женщину к Богу.
Именно поэтому практически в каждой религии есть культ матери.
Однако проблемой многих современных молодых женщин является то, что они абсолютно не готовы к материнству и, как следствие, относятся к этому важнейшему событию в своей жизни довольно безответственно. Чаще всего это происходит в случае незапланированной беременности, а значит, и незапланированного (случайного) материнства. Некоторые вообще отказываются иметь детей, так как считают, что это слишком дорогое удовольствие и к тому же может испортить фигуру.
Прежде чем становиться матерью, каждая женщина должна подумать над таким серьезным вопросом: зачем вообще мне нужен ребенок? Ведь в большинстве случаев самым распространенным ответом на него будет: чтобы в старости было кому позаботиться обо мне и подать стакан воды! Получается, что забота о ребенке нужна для того, чтобы в будущем он смог позаботиться о своих постаревших родителях.
Однако это утверждение неверно, ведь ребенок не какой-то там банк, в который вы вкладываете свои финансы для получения в будущем процентов. Ребенок должен быть желанным, и его нужно любить и заботиться о нем, не ожидая чего-то взамен. И не стоит по прошествии многих лет упрекать его в неблагодарности за все, что вы для него сделали.
Когда пробьют «биологические часы», женщина почувствует, что ребенок для нее – жизненная необходимость. Но она еще не знает, сколько любви и счастья она получит взамен! Улыбка ребенка, ощущение его нежного тельца с этим неповторимым младенческим запахом, то, как он сделает свои первые шаги и скажет свои первые слова, - все это с лихвой компенсирует бессонные ночи и труды по уходу за малышом.
Но в заголовке недаром стоит «в современном мире». Если 100-200 лет назад главным считалось, чтобы ребенок вырос здоровым, то теперь не меньшее значение приобретает образование, которое вы дадите своему ребенку. Не стоит думать, что образование и обучение (в школе, вузе) – это одно и то же. Образование начинается с первых книжек, с первых вопросов, на которые взрослым нередко сложно найти ответ. Так что вам придется духовно расти вместе со своим ребенком, заново познавать мир и открывать массу нового в привычных, казалось бы, вещах.
Материнство – это не просто любовь, но еще и бесконечное терпение, каждодневный труд и забота. Помните, что заботиться нужно не только о телесных, но и о духовных нуждах ребенка. Только тогда он вырастет полноценным человеком, готовым к долгому пути, имя которому – Жизнь. И эту Жизнь подарите ему вы, самый главный человек на свете – Мама!
Современная мама должна быть более начитанной, более ответственной и образованной, кроме книг и советов педиатров современные мамы пользуются интернетом, где можно найти ответ на любой вопрос.
Несколько лет назад многие мамы воспитывали своих детей по советам мам и бабушек. Их жизненный опыт переходил к молодым мамам, но не всегда их советы помогали, ведь каждый ребенок индивидуален и к определённому ребенку нужен свой подход.
2.4 Роль женщины-матери в современном обществе.
Президент Н.А. Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана отметил: «Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине – матери, супруге, дочери. Мы должны оберегать наше материнство. Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях.
Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И такое насилие должно пресекаться предельно жестко. Государство должно особенно жестко пресекать совсем уже вопиющие случаи сексуального рабства, отношения к женщине, как к товару».
Роль матери в семье важна, особенно в воспитании детей. На чем основана эта задача? На биологических и психологических чертах ее личности, поведении и целой системе ценностей, модели которых взяты из социальной группы, в которой они живут. Обязанности любой мамы вытекает из сложившегося общества и культуры.
Какова роль матери?
Роль матери – это, прежде всего, реакция на поведение детей. Особенно повышается значение матери после рождения ребенка. Это настолько важно для нормального его развития. Поэтому, роль матери должна основываться на любви и доверии, что служит в жизни малыша важным основанием для развития уверенности и правильной самооценки ребенка.
Качество отношений матери и дитя определяет умственное и эмоциональное развитие. Мама – самый важный человек в жизни малыша, независимо от того, какой его возраст, вплоть до четырнадцати лет, а то и старше. Важность матери прямо пропорциональна чувству беспомощности ребенка. Чем больше ваш ребёнок нуждается в уходе, тем больше выражена роль матери.
Роль матери и роль педагога.
Любая мама обязана воспитывать своих детей. А значит, — создавать эмоциональный климат для чувственного и теплого отношений, что в свою очередь отражается на социальном развитии подрастающего поколения.
Особенно важной задачей для мамы является сохранение семейных связей и традиций. Ведь женщина заботится о своей семье, дает свою любовь, отвечает биологическим и психологическим потребностям детей, учит правильно пользоваться чувствами. Немаловажно и общение с детьми. Поэтому к материнству нужно готовиться еще до появления детей в семье.
Мама должна быть образцом для подражания своих детей. Если она проявляет уважение и демонстрирует интерес, терпение по отношению к другим людям, — дети это замечают. Матери обеспечивают эталон женственности, как девочкам, так и мальчикам.
Роль матери в глазах общественности.
Отображение роли матери меняется на протяжении веков. Сколько мам, столько и судеб. Посмотрите на сегодняшнее общество. Вы увидите множество матерей-одиночек, карьеристок, жертвенных мамаш во благо своих семей и др. Но мама остается всегда мамой и ее роль не умоляется при этом.
Итак, роль мамы сводится к пяти основным моделям:
Мать – домохозяйка,
Мать – няня,
Мать – преподаватель,
Мать – одиночка,
Мама – для удовлетворения потребностей семьи.
Каждая из этих ролей требует разные навыки и черты личности. Существуют различные типы материнства. К сожалению, традиционные ценности, связанные с «миссией материнства», такие, как любовь, чистота, верность, благородство, бескорыстие, вера в Бога, мудрость, терпение, послушание мужу, не пользуются популярностью из-за кризиса и неблагоприятных изменений в обществе в целом, в том числе в семье. А какой маме на 8 марта не хочется получить благодарность такой любви от своих деток. И лучшим подарком будет для нее – счастливая и радостная семья. И, конечно, если муж вместе с детьми в этот день сделают для нее сюрприз.
А какой? Это зависит от множества факторов и здесь невозможно порекомендовать что-то однотипное. Просто соберитесь вместе, обнимите, расцелуйте и никогда не огорчайте вашу супругу и маму ваших ребятишек!
Ведь мы – женщины такие разные, а роль матери для нас очень важна и актуальна!
Современным мамам намного труднее, чем тем, которые воспитывали своих детей буквально 2-3 десятилетия назад. И это несмотря на то, что стало гораздо легче решать многие бытовые вопросы. Да, у нас появились стиральные и посудомоечные машины, памперсы и радионяни, нет проблем в приобретении детского питания, книг, игрушек и одежды. Но вместе с этими благами появилось множество новых задач, с которыми должна уметь справляться современная мама.
Если раньше все жили большими семьями, и молодая мама перенимала опыт старших поколений по уходу за младенцем, то теперь большинство молодых семей живет отдельно, поэтому приходится до всего доходить своим умом, перелопачивая горы информации и выбирая из неё самое ценное. Кроме того, обилие появившихся продуктов и лекарственных препаратов совсем не означает, что все это можно применять. Наоборот, приходится становиться одновременно и врачом, и фармацевтом, и диетологом, чтобы вместо пользы не принести ребенку вреда, накормив его аллергенным или просроченным продуктом или дав неправильное лекарство.
А какие требования предъявляет современная жизнь к образованию детей! Конечно, в помощь мамам появилось очень много центров развития, но все равно каждой маме приходится дополнительно заниматься с ребенком дома, чтобы подготовить его к школе и вообще к жизни в этом стремительно меняющемся мире. Поэтому современная мама должна быть ещё и психологом, и актрисой, и логопедом, знать обо всех особенностях детского мышления, учить наизусть стихи и песни, разбираться в нюансах развития мелкой моторики, и даже владеть иностранными языками. Нынешним детям уже недостаточно просто включить мультфильмы Дисней, и спокойно заниматься своими делами. Они требуют гораздо большего внимания, потому что и их подстерегает сейчас намного больше соблазнов и опасностей, чем их родителей, когда они были в том же возрасте.
При всем при этом не стоит забывать, что современная мама – это ещё и работающая женщина, часто умудряющаяся делать неплохую карьеру, на что тоже требуется немало сил, времени, знаний и упорства. Да и домашние дела никто не отменял, и выглядеть нужно всегда стильно и ухоженно, и мужа без внимания не оставить. Даже удивительно, какой выносливостью и силой духа обладают современные женщины. Ведь, кроме того, чтобы быть хорошей мамой, им приходится исполнять ещё так много разных ролей.
Песня о женщине
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей
Яблоня украшена плодами,
Женщина судьбой своих детей
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!
(Сергей Островский)
Социально-нравственные аспекты современного мира.
Сара Алпысовна Назарбаева. Имя этой выдающейся женщины современного Казахстана узнаваемо далеко за пределами страны, и мировое сообщество по достоинству оценило ее благородный труд ради казахстанской детворы. Она в 1992 году основала детский благотворительный фонд «Бобек» для осуществления святого дела по защите прав и интересов детей.
Сара Алпысовна всегда подчеркивает: «Нурсултан Абишевич посоветовал мне заняться детскими проблемами».
Первой конвенцией, которую подписал Президент Казахстана в 1994 году, была Конвенция о правах ребенка.
Сара Алпысовна выступает проповедником нравственно-духовного воспитания и гармоничного развития детей, построения высокоморального общества. Она стоит у истоков поиска детских талантов, поощрения детского творчества. Путь приобщения к созидательной силе живой природы, система природного оздоровления обоснованы с научных позиций. Педагогические новшества по внедрению нового предмета «Самопознание», учение об основах познания себя, нравственного начала в ребенке, высочайшей ответственности за себя, за страну становятся наиболее значимыми и занимают ведущее место в деятельности детского фонда «Бобек».
Сару Алпысовну беспокоит судьба каждого маленького казахстанца. Своей заботой она дарит надежду нашим детям, чтобы они выросли гражданами – патриотами своей страны. Все ее выступления на международной арене являются призывом спасти детские души и изменить мир для счастья молодого поколения. За защиту детства ее заслуженно благодарят матери.
Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане
Калашникова Н.П.,
заместитель директора Казахстанского филиала
МГУ им. М. В. Ломоносова (Астана),
РОО «Комитет по контролю за выборами»,
председатель столичного филиала,
кандидат политических наук, доцент политологии.
Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, остаются актуальными не только с общественно-политической и научной точки зрения, но и с человеческой, эмоциональной и духовно-нравственной. Не одна из сфер нашей жизни сегодня не может претендовать на столь острое и безусловное внимание, как эта. Ребенок, его сегодняшняя и грядущая судьба, его счастье, безопасность, здоровье…Любовь, окружающая его или напротив отсутствующая в его мире…
Именно эти векторы должны стать основополагающими и от их правильного, разумного расположения зависит общее мудрое устройство нашей жизни. Неслучайно мировым сообществом определено и признано, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Во все времена в социальной структуре общества важная роль принадлежала семье, как одной из устойчивых малых групп людей, социальная необходимость которой обусловлена ее потребностями. Выполняя различные социальные функции, семья играет свою ведущую роль в общественном развитии, обеспечивая при этом ряд важных социальных функций. От стабильности такой маленькой социальной группы в обществе, ее крепких социально-экономических и нравственных устоев, напрямую связанных с благополучным развитием экономики, социальной сферы общества, зависит какое поколение будет ею «поставляться».
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается по его отношению к детям, решению проблем защиты детства. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. Отдельные серьезные проблемы, имеющие место в социально-экономической и политической жизни общества во многом расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных и других факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность и социальное сиротство.
Многообразие причин, порождающих не только сиротство в прямом смысле слова, но и социальное сиротство, их тесная связь с проблемами общегосударственного масштаба объясняет существование разных по своему содержанию мер соблюдения прав детей-сирот. Одни из них призваны предотвратить такое явление, как сиротство, в любых его проявлениях. Их именуют мерами охраны. Другие предназначены для защиты уже нарушенных прав ребенка.
На проблеме социального сиротства, характерной и для казахстанского общества, природе, причинах, основных методах его профилактики следует остановиться подробнее, ибо его серьезность и масштабы распространения болезней среди детей, требуют всестороннего и адекватного подхода к определению стратегических перспектив решения данной проблемы.
Анализ проблем сиротства невозможен без четкого разграничения его видов.
В науке и на практике выделяются два вида сиротства – полное сиротство, когда по тем или иным причинам у ребенка отсутствуют биологические родители. И социальное сиротство, когда число безнадзорных и беспризорных детей пополняется из семей (полных или неполных), в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием своего ребенка и не заботятся о нем.
Считается, что наибольшую тревогу вызывает социальное сиротство, являющееся следствием устранения и неучастия в выполнении своих обязанностей по отношению к детям (искажение родительского поведения).
Социальные сироты – особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам (сироты при живых родителях). Определение «социальное» указывает на то, что, в конечном счете, именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия.
Актуальность проблемы социального сиротства в нынешних условиях очевидна и является импульсом для теоретической и прикладной разработки этих проблем, способствующих стимулированию законодательной деятельности в нужном направлении, выработки подходов в осуществлении государственной политики в интересах детей. Их решение возможно в четырех уровнях: экономический – создание государством материальных предпосылок усыновления; на правовом уровне – наличие четкого и оптимального правового регулирования отношений усыновления, учреждение детского омбудсмена; общественном – развитие институтов гражданского общества, способствующих продвижению и решению вопросов в интересах детей, детей, оставшихся без попечения родителей; теоретическая разработка – задача научного характера.
Конвенция ООН, как указано в Декларации прав ребенка, устанавливает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Это указывает на необходимость общественно-политического и правового регулирования всех сфер жизни, связанных с обеспечением и соблюдением прав и законных интересов детей.
Правовым импульсом регулирования прав ребенка в Республике Казахстан послужила Конвенция, являющаяся эффективным средством закрепления их на законодательном уровне, в строгом соответствии с международными принципами и стандартами и составляющая приоритетную основу для развития государственной политики в интересах детей.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что присоединение государства к международным договорам способствует улучшению национальной правовой базы, повышению ответственности перед мировым сообществом в случае несоблюдения прав и свобод ребенка. От этой на вид простой нормы зависит авторитет страны, приверженность политике социальной ориентации, соответствующей международным требованиям и обеспечивающей достаточные условия для развития и воспитания подрастающего поколения.
Для решения проблем сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, казахстанские законодатели заложили правовые нормы в законы РК: «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О детских деревнях и Домах юношества», «О браке и семье», «О государственном социальном заказе», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" и других нормативных актах.
Например, положительный опыт других государств был использован при разработке и обсуждении Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан». На всех этапах обсуждения законопроекта учитывались различные позиции, суждения ученых, депутатов, чиновников, сотрудников государственных детских учреждений, представителей неправительственных организаций. Спорными так и остались вопросы определения порядка предоставления гарантий, минимальных стандартов, создания специальных судов, законодательного закрепления государственной политики в интересах детей и др. По отдельным спорным проблемам – сфера социальной защиты, профилактика преступности среди несовершеннолетних, отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, содержание их в тюрьмах, как показала практика, требуется принятие и совершенствование отдельных правовых актов. Так, ввиду наибольшей актуальности вопросов развития государственной политики в сфере профилактики и реабилитации детской безнадзорности и беспризорности это послужило импульсом для принятия новых нормативных правовых актов. Такие злободневные для общества законы Республики Казахстан как: «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» (2004г.), «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (2004г.), ратификация ряда международных правовых актов направлены на решение различных проблем сирот, в первую очередь, связанных с соблюдением их прав и законных интересов.
Названные законодательные акты предполагают специальные аспекты государственной политики, предусматривающие развитие детских реабилитационных центров, приютов, поддержку патронатных семей, взявших сирот на воспитание, пусть даже на неполное, иные формы их обустройства. Думается, законодательно закрепив столь важные принципы государственной политики, это способствует открытию новых центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних подростков, оказанию помощи семье и детям, детям оставшимся без попечения родителей, внедрению новых форм социальной адаптации – телефонов доверия для взрослых и детей, домов надежды и фостерных семьей, т.е. таких форм, с помощью которых, полагаем, и должны закладываться прочные основы для эффективной профилактической работы.
Вместе с тем, отдельные законодательные нормы, предписывающие заботу о детях родителям, является всего лишь декларацией, поскольку единственная реакция общества на негуманное обращение родителей со своими детьми – это лишение прав материнства (отцовства). Такая мера не всегда учитывает интересы ребенка. Следовательно, необходимо усилить правовые гарантии прав и свобод ребенка в семье. Необходимо, целесообразно поднять роль и ответственность за судьбу ребенка, защиту его прав органами опеки и попечительства, которые по казахстанскому законодательству призваны заниматься только проблемами детей, оставшихся без попечения родителей. Пробелы такого плана в законодательстве также способствуют безнаказанности родителей не желающих заниматься воспитанием ребенка и порождают социальное сиротство. В этой связи изучение отношения населения к данной проблеме, как правило, способствует совершенствованию законодательства о детях, формированию высоких духовно-нравственных качеств в отношении семьи и семейного воспитания.
Однако реалии сегодняшнего дня, анализ правоприменительной практики показывают, что назрела необходимость и совершенствования, и корректировки, к примеру, недавно принятых законодательных актов. Основная причина неэффективности отдельных норм законов, как представляется, это отсутствие должного контроля за соблюдением законодательства и декларативность норм, чаще всего не соответствующих бюджетным параметрам.
Становление ювенальной юстиции, ювенального права в Казахстане, которое неоправданно затянулось, думается, также будет способствовать сокращению сиротства и беспризорности, количества преступлений, совершенных детьми. Введение института социального работника и психолога в системе детского правосудия, соответственно, положительно отразится на принимаемых мерах профилактики преступности среди несовершеннолетних. Пока эти вопросы решаются на уровне отдельных экспериментов или «робких» инициатив.
Безусловно, все эти меры могут остаться не реализованными, пока в Казахстане не будет сформирован Уполномоченный орган в области защиты прав детей, правовые возможности которого определены Законом «О правах ребенка в Республике Казахстан» (ст.51). Международная практика демонстрирует различные формы функционирования такого органа, который эффективно действует, к примеру, в 17 странах мира. В некоторых государствах это детский омбудсмен, в других – Уполномоченный Президента по правам ребенка. К примеру, в Центрально-Азиатских государствах – Кыргызской Республике, одним из заместителей Уполномоченного по правам человека назначен по правам ребенка. Это, пожалуй, первый опыт определения на законодательном уровне полномочий детского омбудсмена в данном регионе.
Изучение проблемы функционирования государственных и неправительственных институтов по защите детства других стран, их взаимодействия, привели к осознанию возможности развития аналогичных структур и в Казахстане. Так, это мог бы быть Комитет защиты прав и интересов детей в составе Министерства юстиции республики. Тем более, развитие ювенальной юстиции в Казахстане требует ускоренного становления и развития. Данный Комитет вправе был бы выступать в качестве координатора деятельности других заинтересованных уполномоченных органов в области прав ребенка, ежегодного пересмотра в сторону улучшения минимальных стандартов, норм и нормативов показателей жизни детей, осуществления социальной и правовой экспертизы действенности мероприятий властей по защите прав и интересов детей и семьи в целом.
Недостаточное законодательное решение некоторых аспектов, развития законодательной базы в области защиты детей-сирот, отсутствие специальной государственной политики в области охраны детства, детей, оставшихся без попечения родителей, контроля за процедурами усыновления, малочисленность государственных институтов и НПО, занимающихся реабилитацией сирот, оказанием поддержки детям, оставшимся без родительской заботы, дают полное основание для более глубокого изучения причин социального сиротства, путей решения вопросов его профилактики и снижения.
Как представляется, для профилактики сиротства нужна государственная система защиты таких детей. Усилия не должны сводится только к разовым благотворительным акциям. Это должны быть специальные службы по правам ребенка, советы территориальных уровней по проблемам детства и семьи, научный и организационный Центр психосоциальных проблем детей и семьи.
Серьезную заявку на реализацию государственной семейной и детской политики должна составить разработка качественно новых государственных программ и концепций, проектные варианты которых стали появляться в Казахстане. К примеру, Государственная программа «Дети Казахстана», включающая подпрограммы: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети регионов экологических бедствий» обеспечит формирование в стране эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий по созданию оптимальной среды жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Думается, при всестороннем обсуждении таких документов, проект Программы «Дети Казахстана» в настоящее время подготовлен Министерством образования и науки Республики Казахстан, наполнит законодательным содержанием нормы, касающиеся введения современных форм семейного жизнеустройства детей, увеличения средств на содержание детей-сирот в государственных организациях, семейный патронат, планирования средств на реализацию законов в отношении детства, семьи и их защиты.. Не менее острой также остается проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Как правило, они трудно адаптируются в непривычных условиях, зачастую быстро «ломаются» при первых же столкновениях со сложностями и жестокостью нового для них мира. Отсутствие помощи по интеграции в естественный социум, проблемы занятости и жилищные проблемы выпускников, создавших семьи, нередко становятся причинами рождения такими родителями социальных сирот в будущем. Для решения данных проблем в Казахстане разработан и принят Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества». Данный законодательный акт, меры по его эффективной реализации способствуют интегрированию воспитанников детских деревень и детских домов в общество согласно их желанию, в частности, в рынок труда. В целях социальной адаптации воспитанников Дома юношества, сеть которых развивается в Казахстане, уже начались создаваться необходимые условия по содействию развитию их индивидуальных способностей, обеспечению профессиональной подготовки. Кроме того, для проживающих в Домах юношества в возрасте до 23 лет, оказывается содействие и в трудоустройстве. Такая модель, соответствующая мировой практике, вне сомнения, позволяет решать многие проблемы воспитанников и выпускников детских домов. Вместе с тем, доказано, что проблема сокращения социального сиротства настолько сложна, что не может быть решена только с помощью государственных институтов.
Необходимо введение в Казахстане новой модели патроната для реабилитации детей с трудной судьбой, изменение законодательства, касающегося вопросов опеки и попечительств, соответствующего международным нормам и стандартам. Применяемые сегодня формы опеки и попечительства в Казахстане требуют коренного пересмотра, где следует отдавать приоритет семейному усыновлению. Правового закрепления требуют вопросы создания стартовых условий для жизни матери и ребенка.
Природой социального сиротства современного общества можно считать и утрату культа семейных отношений, традиционности в воспитании и образовании, духовное обнищание.
Немаловажное значение имеет отношение общества к сиротам, гуманизм правосудия в отношении маленьких преступников, социальные и нравственные аспекты. Существующая на протяжении многих десятилетий и до настоящего времени система призрения детей-сирот в Казахстане представляет систему государственного содержания сирот, их сепарации от общества, что приводит к явлениям социальной депривации и госпитализма у детей и подростков. К сожалению, данная система объективно приводит к сохранению сиротства как явления, а не к его предупреждению и ликвидации.
Вне сомнения изучение отношения общества в сторону сирот, освещение данной проблематики в средствах массовой информации, будет способствовать определению приоритетов государственной политики в интересах детей, выработке реальных предложений по профилактике социального сиротства.
Анализ проблем сиротства, проведенный к парламентским слушаниям «Законодательное обеспечение охраны семьи, материнства и детства в Республике Казахстан» (2003г.), в рабочей группе по подготовке которого принимала участие и автор статьи, показал, что основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, необходимо считать такие, как рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Такие негативные явления как насилие над детьми, привлечение детей к запрещенным формам труда, вовлечение в наркобизнес и проституцию также влияют на распространение социального сиротства.
Кроме того, сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения нравственного и социального развития.
Суммируя изложенное, следует отметить, что решение означенных проблем без совместных усилий и конкретных мер государства и общества в целом невозможно. Без действенных механизмов реализации государственной политики в интересах семьи, материнства и детства, основным направлением которой является совершенствование законодательства, также невозможно обеспечение достойного воспитания детей в семье в условиях безопасности, защиты и заботы, в рамках системы образования, здравоохранения и культуры.
Заключение.
Восславим ЖЕНЩИНУ-МАТЬ!
Может быть, прав был тот, кто сказал, что самые проникновенные и светлые слова придуманы именно матерями, а потом подслушаны поэтами. «Милая, добрая, старая; нежная», — с такими эпитетами обращается к самому дорогому для него человеку С. Есенин. Чувство поэта к матери составляет главное священство, которое он пронес до последних дней и увековечил в строках, полных самой искренней сердечности: Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет. Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
В четырех есенинских строчках безграничная власть самых искренних чувств, испытываемых к самому дорогому человеку на земле. В них и сыновняя любовь, и время, минувшее со дня последнего свидания с матерью, и расстояние, разделяющее его с ней, и благоговение поэта перед родным кровом.
В поэзии Есенина мать является воплощением совести и душевной чистоты: «Ты одна мне помощь и отрада». Она — воплощение родительского дома, весеннего белого сада. Мать превращается в символ малой Родины — того уголка, где поэт всегда может найти поддержку и покой, где его всегда поймут и пожалеют. Ведь только мать может успокоить сердечную боль, освободить от тоски и усталости. Любовь матери всегда бескорыстна, ее тревога святая. Уходя из родного дома в большую жизнь, среди мелких забот в повседневной суете мы порой даже не ощущаем незримого присутствия мамы рядом с собой. А между тем мать непрестанно тревожится за нас — днем и ночью, в будни и праздники. Потому что среди человеческих чувств нет более искренних и верных, чем чувства матери.
«Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение», — сказал великий французский писатель О. Бальзак. Эти слова находят подтверждение в легенде о манкурте из романа Ч. Айтматова «…И дольше века длится день». Легенда относится к тем далеким временам, когда степные племена в безжалостных войнах истребляли друг друга. На голову человека натягивали вымя молодой верблюдицы. Высыхая, вымя буквально раздавливало голову. Большинство людей умирали во время подобной нечеловеческой пытки. Но те, кто оставался жить, напрочь теряли память. Они не помнили кто они, откуда, кто их родственники, чем они занимались. Поэтому человек, превращенный в манкурта, для родных, близких и друзей был потерян навсегда. Услышав рассказ приезжих купцов о молодом манкурте, встреченном в землях жуаньжуаней, Найман-Ана (мать героя легенды) потеряла покой и сон. Материнское сердце подсказало ей, что этот юноша и есть ее сын. Он ушел из родительского дома, чтобы отомстить за погибшего отца, и пропал без вести в далеких краях. Мать не видела его мертвым, а потому не могла поверить воинам, которые по возвращении из похода сказали, что сын ее был тяжело ранен и погиб. Мать отправляется в дорогу. Она готова вынести все, лишь бы увидеть сына. Но встреча матери с сыном оказалась короткой. Слова, которые Найман-Ана говорила Жоламану, не трогали его душу. Манкурт не мог понять, о чем говорит женщина и чего она от него добивается. Повинуясь приказу хозяина, он спокойно натягивает тетиву лука и выпускает стрелу прямо в сердце родной матери. Но мать уже нашла своего сына и не могла потерять его снова. Стрела превратила ее в белую птицу, которая с криком «твой отец Доненбай, Доненбай, Доненбай» продолжала кружить над головой манкурта, пытаясь вернуть ему воспоминание о родительском доме. Проникновенную историю о матери рассказал М. Горький в «Сказках об Италии». По осажденному городу бродит черная одинокая тень. Это тень матери, сын которой возглавил отряды врагов, стремящихся захватить город. Никто не винит мать в предательстве сына, но она все равно стала для всех чужой. Женщина не может понять, как мальчик, которому она отдала столько сил и любви, вырос таким безжалостным и жестоким. И тогда она решает покинуть город и отправиться во вражеский лагерь. Ею руководит мысль о том, что только она может спасти душу сына и жизнь горожан. Трудный разговор матери с сыном не приводит к желаемому результату. Сын остается глух к материнским словам. И тогда женщина решается на отчаянный поступок. Она зовет сына отдохнуть на ее груди. Согретый и успокоенный материнским теплом, сын засыпает. В этот момент мать вонзает в него нож, тем же ножом убивая и себя. Мы награждаем наших матерей самыми высокими эпитетами, называя их добрыми, гордыми, мужественными, терпеливыми. Нам бывает тяжело найти слова, чтобы передать неиссякаемую материнскую любовь. «Все прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока матери — вот что насыщает нас любовью к жизни!», — писал М. Горький. И тем прискорбнее бывает слышать о том, что есть еще сыновья и дочери, которые в век стремительного развития средств связи подолгу не звонят матерям. А мы должны это делать, обязаны. Во имя будущего блага своих собственных детей.
Список литературы:
1.Айтматов Ч. Материнское поле/ Приложение к журналу «Сельская молодежь», тт. 4-5. М., 1963, 512 с.
2.Айтматов Ч. Тавро Кассандры: Роман, повести. СПб., Азбука-классика,
2007
3. Белова Д.Н. Образ Богоматери – эстетический идеал православия// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – №5. – 2001. – С. 84-94.
4. Закруткин В. Матерь человеческая. Повесть. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985.
5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен// Спец. науч. ред. О.Д. Митрофанова. – 3-е изд., стереотип. М., Русский язык, 1984, 384 с.
6. Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – К.: ЗАО «Совершенство» – «Port-Royal», 1997.
7. Материалы по подготовке Парламентских слушаний «О состоянии и перспективе развития образования в Республике Казахстан» Астана, 2002.
8. Конвенции о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. Сб. документов. М.: Народное образование. 1995. С.7-33.
9. Проблемные моменты: деятельность ЮНИСЕФ в независимом Казахстане / Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2001.
10. Закон Республики Казахстан «О ратификации основного соглашения о сотрудничестве между Правительством РК и Детским Фондом ООН» // Ведомости Парламента Республики Казахстан 2001. №9. ст.83.
11. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» //Казахстанская правда. 2002. 13 авг.
12. Доклад Региональной конференции на тему «Дети, лишившиеся попечения родителей: права и реальность. //Региональное отделение ЮНИСЕФ для стран ЦВЕ/СНГ и государств Балтии. Будапешт. 2001. С.31.
Отзыв
о работе Булхаир Нагимы,ученицы 9 класса средней школы №18 города Кокшетау.
Совместную плодотворную работу мы с Нагимой начали в тот период,когда она училась в восьмом классе. С этого момента я постоянно привлекала ее к подготовке уроков литературы,внеклассных мероприятий.
Нагима добросовестная,грамотная,творчески одаренная личность.
Замысел научно-исследовательского проекта «Киргизской и русской литературы» (сопоставительный анализ: повесть Ч.Айтматова «Материнское поле» и В.Закруткина «Матерь человеческая») исследовался с 2014 года.
Тогда и началась кропотливая работа по сбору информации и чтению художественной литературы.
Для того,чтобы достичь своей цели,Нагиме необходимо было на примерах двух произведений «Материнское поле» и «Матерь человеческая» выделить:
сопоставить произведения киргизской и русской литературы;
установить типологию художественных образов;
выявить отражение реальной действительности в ходе повествований, акцентируя внимание на отличительных особенностях произведений.
Тема нынешнего исследования актуальна.Она призывает к более пристальному изучению произведений Ч.Айтматова и В.Закруткина с целью развития патриотических чувств и выявление нравственно-духовного воспитания нынешнего поколения.
Анализируя большой пласт литературы (имеется в виду и по объему,и по содержанию),Нагима логично подводит нас к собственным выводам.
Работа содержательна,оформленна в соответствии с требованиями,логически последовательна.Она может быть использована на внеклассных мероприятиях и факультативных занятиях по курсу углубленного изучения литературы.
Руководитель: Курмангожина Г.Ж.,
учитель русского языка и
литературы высшей категории.