ПРОГРАММА ПО АНСАМБЛЮ ФОРТЕПИАНО


Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4»
города Курска
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
Предметная область
ПО. 01. Музыкальное исполнительство
Программа
по учебному предмету
ПО. 01. УП. 02 АНСАМБЛЬ
Курск 2012 год
«Одобрено»
Методическим советом
МБОУ ДОД ДШИ № 4 г. Курска
дата рассмотрения
«____» ______________ 20____ г. «Утверждаю»
Директор – Харсеев В. Д.
______________
(подпись)
дата утверждения
«____» ______________ 20____ г.
Разработчик – Пашкова Галина Евгеньевна, заместитель директора по учебной работе, преподаватель по классу фортепиано
Рецензент – Коробова Наталья Джураевна, заместитель директора по
учебной работе, преподаватель по классу фортепиано МБОУ ДОД ДШИ
№ 7 г. Курска
Рецензент – Котельникова Ольга Ивановна, преподаватель по классу
фортепиано МБОУ ДОД ДШИ № 4 г. Курска
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
Требования к уровню подготовки обучающихсяФормы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
Список методической литературы
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Учебная программа предмета «Ансамбль» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и разработана с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы на основе типовых и примерных программ по фортепиано для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств:
Класс специального фортепиано. Программа для детских музыкальных школ. Министерство культуры СССР, 1973 г.
Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, составители А.Д. Алексеев, А.П. Батагова. Министерство культуры СССР, 1988 г.;
Музыкальный инструмент (Фортепиано). Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Министерство культуры СССР, 1991 г.
Музыкальный инструмент (Фортепиано). Программа для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования. Министерство культуры Московской области, 2002 г.
Программа класса специального фортепиано. Интенсивный курс для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Автор и составитель Смирнова Т. И., Москва, 2002 г.
Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. Москва, 2006 г.
Комплексная программа «Фортепиано» для детских музыкальных школ и детских школ искусств Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию. М., 2008 год
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую благоприятные возможности для формирования умений и навыков в области коллективного творчества, всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.
С азами ансамблевого музицирования ученик знакомится уже на первых уроках обучения игре на фортепиано. В донотном периоде значительная часть репертуара исполняется в сопровождении преподавателя, играющего вторую партию. Подбор простейших мелодий и аккомпанемента вызывает больший интерес, если исполняется в четыре руки или на двух инструментах и позволяет слышать более насыщенную фактуру. Далее, уже по нотам, ученик исполняет первую партию в несложных пьесах, а более сложную партию, вторую, играет педагог. Цель ансамблевого музицирования на этом этапе – привить первоначальные навыки игры в ансамбле, научить слышать гармонически окрашенную мелодию, организовать ритм, а в целом сделать обучение более интересным.
В дальнейшем учебный процесс в классе фортепианного ансамбля в ДШИ направлен на развитие любви к музыке, расширение музыкального кругозора и формирование музыкально-исполнительских навыков ученика.
В силу видового и репертуарного многообразия ансамблевое музицирование позволяет развить весь комплекс способностей ребенка, дает возможность ознакомления не только с музыкальной, но и общехудожественной, исторической культурой. Приток новых впечатлений и переживаний «будит» эмоциональную отзывчивость, накопление ярких слуховых впечатлений развивает художественное воображение и умение анализировать исполняемое. Тем самым занятия ансамблевым музицированием способствуют не только расширению репертуара, накоплению музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний, но и качественно улучшает музыкальное мышление. И это один из наиболее перспективных путей общего музыкального развития обучающихся. В настоящее время именно активность и самостоятельность мышления учащихся особенно актуальны в связи с интенсификацией обучения и усилением его развивающей функции. Ансамблевое музицирование обладает особыми развивающими возможностями.
Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритм, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения.
Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, формирует и развивает музыкальное мышление, навык вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается юным музыкантом, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
В отличие от других видов совместной игры фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же специальности, что в значительной степени облегчает их взаимопонимание.
Игра в ансамбле открывает перспективу осуществления межпредметных связей в образовательном процессе. Так, изучение в классе ансамбля переложений вокально-симфонической музыки стимулирует общее музыкальное развитие учащихся, учит разбираться в строении музыкальных форм, воспитывает внимание к качеству звука, к его красочности и является мощным средством развития тембро-динамического слуха, образного мышления.
Решение сложных технических и звуковых задач при исполнении оркестровых переложений происходит успешнее, если репертуар подобран правильно и соответствует возрасту обучающихся. Произведения должны быть близки и понятны детям, вызывать интерес, пробуждать творческую инициативу.
В целом ансамблевое музицирование способно сыграть важную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта, способствовать развитию комплекса музыкальных способностей ребенка.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы по ансамблю для детей, поступивших в школу в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (4-8 классы) Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год (9 класс).
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБОУ ДОД ДШИ № 4 на реализацию учебного предмета «Ансамбль» (4 – 8 класс):
максимальная нагрузка – 412,5 часов
самостоятельная работа – 247,5 часов
аудиторные занятия – 165 часов.
9 класс:
максимальная нагрузка – 66 часов
самостоятельная работа – 66 часов
аудиторные занятия – 132 часа.
Для подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, конкурсам предусмотрены консультации в объеме:
4.Основной формой учебной и воспитательной работы при реализации программы учебного предмета «Ансамбль» является урок, проводимый как мелкогрупповое занятие в объёме:
1 академический час в неделю в 4-8 классах;
2 академических часа в 9 классе.
К занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
5. Цели и задачи учебного предмета:
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающихся путем ознакомления ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
формирование у детей комплекса, знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося);
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Данные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
8. Материально-технические условия для реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база школы искусств должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв. м., звукоизоляцию. Желательно наличие двух инструментов для работы над ансамблями для двух фортепиано.
В школе искусств должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II.Содержание учебного предмета «Ансамбль»
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.
Срок обучения – 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продолжительность учебных занятий
(в неделях) - - - 33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю) - - - 1 1 1 1 2
Консультации (количество часов в год) - - - - 1 1 1 - 2
Время, предназначенное для самостоятельной работы, может быть использовано на выполнение следующих видов работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Годовые требования по классам
Содержание программы учебного предмета «Ансамбль» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности, приобретение ею в процессе освоения учебного предмета музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков и соответствует уровню, предусмотренному ФГТ.
На протяжении всех лет обучения необходимо проводить планомерную и систематическую работу над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития обучающихся:
Чтение с листа в ансамбле. Навыки чтения с листа лучше всего развиваются при игре в ансамбле. Ученик в этом случае поставлен в такие условия, что он волей-неволей вынужден подчиниться заданному партнером темпу, продолжать играть хотя бы одной рукой, что бы ни случилось, ловить партнера на ходу. Тем самым мобилизуются внимание и воля ученика, и неожиданно ему удается то, что казалось невозможным при чтении в одиночку.
Формирование навыка темпового единства. В ансамбле особое значение приобретают такие исполнительские качества, как умение держать установленный темп и при необходимости легко переключаться на новый, преодолевая возникшую инерцию. Важно всестороннее развитие устойчивости и гибкости индивидуального ритма партнеров, тонкости, ритмического слуха.
Игра в ансамбле помогает юному музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более многообразным, ярким, уверенным.
Формирование навыка ритмического единства. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма, и ритм должен обладать особым качеством: быть коллективным. Воспитание коллективного ритма – необходимое качество в ансамблевом исполнительстве. Эта задача может быть решена только путем изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения.
Формирование и развитие технической оснащенности;
Развитие пианистической гибкости;
Стремление к динамическому разнообразию. Динамика является одним из самых действенных выразительных средств в музыке. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в исполнении ансамбля. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Создание единой во всех деталях динамики – обязательное условие технически грамотной совместной игры.
Точность и выразительность штрихов, педализации; умение добиться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т. д.;
Образно-художественное воплощение - умение работать над единством художественного замысла, драматургической концепцией произведения и воплощать ее в процессе совместного исполнения.
 
  Каждый из видов работы над произведениями ансамблевого репертуара подразумевает определённую методическую и художественную специфику и конкретику учебных задач, что в комплексе позволяет развивать и обучать ученика всесторонне, расширяет его эрудицию, позволяет охватить исторический процесс развития музыкального искусства, способствует целостному восприятию музыки.
1 год обучения (4 класс)
На первоначальном этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.
В репертуар следует включать танцевальную музыку, характерные пьесы, основанные на образном  строе детских впечатлений и переживаний, нетрудные переложения популярной оркестровой и вокальной музыки. Во время чтения с листа, работы в классе и дома и исполнения выученного произведения необходимо осуществлять слуховой контроль над звучанием (умение ярче сыграть свою партию или уйти на второй план, если это необходимо), соблюдать точность ритма, штрихов, динамики.
В течение года учащийся должен ознакомиться с 6-8 различными  произведениями в качестве чтения с листа в ансамбле с преподавателем и   1-2 произведения исполнять наизусть. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом концерте.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Агафонников Н. Русский танец из цикла " Пестрые картинки"
Балакирев М. " На Волге", "Хороводная"
Бетховен Л. " Контрданс". Соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки
Бизе Ж. " Хор мальчиков " из оперы "Кармен"
Бородин А. Полька в 4 руки
Брамс И. Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)
Вебер К. Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в 4 руки
Вебер К. Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки
Вебер К. Вальс из оперы " Волшебный стрелок"
Гаврилин В. "Часики" из цикла "Зарисовки"
Гайдн Й. "Учитель и ученик"
Глинка М. Полька, " Марш Черномора" из оперы " Руслан и
Людмила"
Глиэр Р. Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки
Гречанинов А. "Весенним утром", пьеса соч.99 № 2
ДиабеллиA. Сонатина Фа мажор в 4 руки
Зив М. "Предчувствие"
Иршаи Е. "Слон- бостон"
Куперен Ф. "Кукушка"
Мак -Доуэлл Э. "К дикой розе"
Моцарт В. Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор
Моцарт В. "Весенняя песня"
Прокофьев С. Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук
Прокофьев С. "Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)Равель М. "Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки
Рахманинов С. "Итальянская полька" (1 авторская редакция) в 4 руки
Р.- Корсаков Н. Колыбельная из оперы “Сказка о царе Салтане”
Свиридов Г. "Романс"
Стравинский И. "Анданте"
Чайковский П. "Колыбельная в бурю"
Чайковский П. Вальс из балета " Спящая красавица"
Чайковский П. "Уж ты, поле мое, поле чистое"
Чемберджи Н. "Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки
Хачатурян А. "Танец девушек"
Шостакович Д. "Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" из сюиты к к/ф "Овод" (переложение для 2- х ф-но Богомолова)
Фрид Г. Чешская полька Фа мажор
Шитте Л. Чардаш Ля мажор
Шуберт Ф. Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных марша
в 4 руки
Шуман Р. Ор.85 № 4 " Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из цикла «Для маленьких и больших детей"
2 год обучения (5 класс)
В течение года обучающийся должен ознакомиться с 6-8 различными произведениями в качестве чтения с листа с преподавателем или учеником и 1-2 исполнять наизусть или по нотам. В репертуаре – преимущественно танцевальные, жанровые и характерные произведения. В процессе разучивания и работы над произведениями обучающийся должен применять навыки, полученные в классе специальности (уметь преодолевать технические трудности, осуществлять слуховой контроль и т. д.), а также развивать и совершенствовать навыки ансамблевого музицирования: умение держать темп, соблюдать ритмическое единство, точность штрихов, динамики, педализации, выстраивать правильное звуковое соотношение между партиями.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. "Полонез"
Бизе Ж. "Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры"
Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,
2 часть (переложение Дубровина А.)
Гаврилин В. "Перезвоны"
Глазунов А. "Романеска"
Глиэр Р. "Грустный вальс"
Григ Э. Ор.35 № 2 "Норвежский танец"
Григ Э. "Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт"
Григ Э. Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки
Гурлит К. Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть
Корелли А. Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано
(переложение Дубровина А.)
Моцарт В. "Ария Фигаро"
Мусоргский М. "Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка"
Прокофьев С. Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта"
(облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.;
ред. Натансона В.)
Раков Н. "Радостный порыв"
Рахманинов С. Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки, ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки
Рубин В. Вальс из оперы " Три толстяка" (переложение для 2- х ф-но В.Пороцкого)
Хачатурян К. Галоп из балета " Чиполлино"
Чайковский П. "Танец Феи Драже" из балета " Щелкунчик"
Шостакович Д. Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр. для 2 ф-но в 4 руки), "Тарантелла " в 4 руки
Шуберт Ф. "Героический марш"
Штраус И. Полька "Трик- трак"
Щедрин Р. "Царь Горох"
3 год обучения (6 класс)
В течение года обучающийся должен ознакомиться с 6-8 различными произведениями в качестве чтения с листа с преподавателем или учеником и 1-2 исполнять наизусть или по нотам.
Помимо оригинальных произведений для фортепианного ансамбля в репертуар включаются переложения оперной, балетной, симфонической музыки. В процессе чтения с листа, разучивания произведений, работы над выразительностью исполнения необходимо развивать и совершенствовать навыки ансамблевого музицирования.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Брамс И. "Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки
Вебер К. Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки
Гайдн Й. "Учитель и ученик" - вариации для ф-но в 4 руки
Глиэр Р. "Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-но в 4
руки
Григ Э. Сюита " Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору)
Дунаевский И. Полька из к/ф "Кубанские казаки"
Казенин В. "Наталья Николаевна" из сюиты
"А.С.Пушкин. Страницы жизни"
Коровицын В. "Куклы сеньора Карабаса"
Новиков А. "Дороги"
Прокофьев С. Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4 руки
Прокофьев С. "Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта"
Равель М. "Моя матушка гусыня" (по выбору)
Свиридов Г. "Военный марш" из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель"
Слонимский С. "Деревенский вальс"
Рахманинов С. Вальс в 6 рук для одного фортепиано
Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова " Маскарад"
в 4 руки
Щедрин Р. Кадриль из оперы " Не только любовь"
(обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)
4 год обучения (7 класс)
В течение года обучающийся должен ознакомиться с 6-8 различными произведениями в качестве чтения с листа с преподавателем и 1-2 исполнять наизусть или по нотам.
Продолжать совершенствовать навыки ансамблевого музицирования: работа над агогикой и педализацией, воспитание чувства ансамбля в концертных выступлениях. Необходимо расширять репертуар, включая в него как оригинальные произведения для фортепианного ансамбля современных авторов, так и переложения оркестровой музыки, джазовые произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Вебер К. "Приглашение к танцу"
Глинка М. "Вальс-фантазия"
Глиэр Р. Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть
Дебюсси К. "Маленькая сюита", "Марш",
"Шесть античных эпиграфов"
Дворжак А. "Славянские танцы" для ф-но в 4 руки
Казелла А. "Маленький марш" из цикла " Марионетки", "Полька-галоп"
Коровицын В. "Мелодия дождей"
Лист Ф. "Обручение" (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)
Мийо Д. "Скарамуш" (пьесы по выбору)
Маевский Ю. "Прекрасная Лапландия"
Мошковский М. Испанский танец №2, op. 12
Мусоргский М. "Колокольные звоны" из оперы "Борис Годунов"
Парцхаладзе М. Вальс
Примак В. Скерцо- шутка До мажор
Прокофьев С. Танец Феи из балета "Золушка" (обр. Кондратьева)
Прокофьев С. Вальс из балета " Золушка"
Рахманинов С. Ор.11 "Слава" из цикла "6 пьес для ф-но в 4 руки"
Римский-Корсаков Н. "Три чуда" из оперы " Сказка о царе Салтане"
(переложение П.Ламма для ф-но в 4 руки, ред. А.Руббаха)
Хачатурян А. "Танец девушек", " Колыбельная", " Вальс" из балета " Гаянэ"
Хачатурян К. "Погоня" из балета " Чиполлино"
Чайковский П. Скерцо из цикла " Воспоминание о Гапсале"
Шостакович Д. Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки
5 год обучения (8 класс)
В течение года обучающийся должен ознакомиться 4-6 различными произведениями в качестве чтения с листа с преподавателем и 1-2 исполнять наизусть или по нотам.
Помимо совершенствования навыков ансамблевого музицирования, работы над расширением и усложнением репертуара необходимо формировать и совершенствовать навыки осознанной подготовки к концертным выступлениям, умение преодолевать технические трудности во время совместной работы, осознанной работы над выразительностью исполнения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. Ор.34, №1 "Сказка"
Аренский А. Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано
Вебер К. Ор.60 №6 "Тема с вариациями" для ф-но в 4 руки
Гершвин Дж. "Песня Порги" из оперы " Порги и Бесс"
Григ Э. "Пер Гюнт", сюита №1, ор. 46
Дебюсси К. "Шотландский марш" для фортепиано в 4 руки
Дебюсси К. "Маленькая сюита", Вальс для ф-но в 4 руки
Дворжак А. "Легенда"Дворжак А. Ор.46 , Славянские танцы для ф-но в 4 руки
Моцарт В. Сонатина в 4 руки
Прокофьев С. Два танца из балета " Сказ о каменном цветке"
(обработка для 2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба)
Рахманинов С. Сюиты №№1, 2 для 2-х ф-но (по выбору)
Хачатурян А. "Танец с саблями" из балета " Гаянэ" для 2- х ф-но в 8 рук
Шуберт Ф. Симфония си минор для 2-х ф-но в 8 рук
И.-С. Бах Концерт фа минор, Концерт ре минор
Й.Гайдн Концерт Концерт Ре мажор
В.А.Моцарт Концерт по выбору
6 год обучения (9 класс)
Расширение репертуара за счет включения в него классических образцов ансамблевой музыки разных эпох и стилей. Совершенствование навыков ансамблевого музицирования, осознанной самостоятельной работы как в ансамбле, так и индивидуально над своей партией.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Вивальди А.- Бах И. С. Концерт для органа ля минор, обр. М. ГотлибаДебюсси К. "Шесть античных эпиграфов" для ф-но в 4 руки
Мийо Д. "Скарамуш" для ф-но в 4 руки
Моцарт-Бузони Фантазия фа минор для 2-х ф-но в 4 руки
Ф.Мендельсон Концерт соль минор, Концерт ре минор
Э.Григ Концерт ля минор
Чайковский П. Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета
"Щелкунчик"; Вальс из "Серенады для струнного
оркестра"
Вальс из балета "Спящая красавица" (переложение для ф-но в 4 руки А.Зилоти)
Романс, ор.6 №6
Баркарола, ор.37 №6
Вальс из сюиты ор.55 №3
Полька, ор.39 №14
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате освоения программы учебного предмета «Ансамбль» обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонической, оперной, балетной, камерно- инструментальной музыки) отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к совместному творчеству;
знание основных направлений и стилей ансамблевой музыки (эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано, а также особенностей других инструментов (струнных, духовых, народных);
навыки ансамблевого исполнительства, способствующие раскрытию художественного содержания, жанра, стиля, произведения (совместное для партнеров чувство ритма, слуховой контроль при ансамблевом музицировании, использование педали при исполнении четырехручных произведений);знание профессиональной терминологии;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
навыки репетиционно-концертной работы в качестве ассамблиста.
Формы и методы контроля, система оценок
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 8 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце первого полугодия.
Итоговая аттестация по учебному предмету «Ансамбль» не проводится. Оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы, выставляется по итогам промежуточной аттестации обучающихся по завершении изучения учебного предмета.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Оценка на зачётах выставляется с учётом соответствия требованиям, отражённым в ФГТ. При выведении оценки ученика учитывается следующее:
синхронность исполнения;
ясное слышание фактуры и умение передать или принять мелодическую линию;
согласованность фразировки и приёмов звукоизвлечения, динамических оттенков;
ритмическая точность, ощущение пульса, точное исполнение пауз;
общее эмоциональное состояние, отражающее настроение, образ произведения;
точное распределение педали;
Качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной дифференцированной системе оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка «5» ставится, если при исполнении ансамбля раскрывается характер произведения, учащиеся владеют художественно-выразительными средствами и проявляют синхронность исполнения, темпо-ритмическое единство, доносят осмысленное, грамотное прочтение нотного текста, свободно владеют техническими навыками, и качественным звукоизвлечением, соблюдают стиль исполняемых произведений.
Оценка «4» ставится, если ученики достаточно стабильно и синхронно исполняют программу, допуская незначительные погрешности (штриховые, аппликатурные, динамические и т.д.). Техническая подготовка недостаточно свободная, понимание стилевых особенностей и характера произведений в основном верное, но передаётся ограниченными выразительными средствами.
Оценка «3» ставится, если ученики в целом исполняют произведения правильно, но допускают ошибки в тексте, ритме, аппликатуре, наблюдается техническая скованность, поверхностное звукоизвлечение, невыразительное ,несинхронное исполнение, что мешает передать характер и раскрыть образ произведения, нарушает его целостность.
Оценка «2» ставится, если ученики не усвоили материал, допускают значительные ошибки, играют с остановками, показывают слабую техническую подготовку, не проявляют осмысленности в исполнении.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Ансамблевое музицирование занимает одно из важных мест в обучении юного музыканта и требует целеустремленного, последовательного развития.
Фортепианный ансамбль представлен двумя видами: дуэтами для исполнения на одном рояле в четыре руки и для исполнения на двух роялях. Оба вида фортепианного дуэта значительно различаются между собой по технике исполнения: при игре на одном рояле каждый исполнитель имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры и свобода его движений, таким образом, ограничена. Педализирует, как правило, исполнитель партии secondo, заключающей в себе основу гармонического движения в произведении. Необходимо включать в репертуар как произведения для двух роялей, такой для одного рояля в четыре руки.
Репертуар – это основа методики обучения. Вдумчивое и серьезное его изучение, верный подход к его выбору, создание исполнительских вариантов – средство воспитания вкуса, интеллекта, духовного мира ученика. Работа преподавателя с репертуаром открывает широкие возможности для самореализации, для поиска новых креативных форм и методов обучения.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на оригинальные произведения, специально созданные для фортепианного дуэта, и переложения симфонических, ансамблевых, органных, реже сольных фортепианных произведений.
При выборе репертуара используется богатейшее наследие детской фортепианной педагогики, классической, романтической и современной ансамблевой литературы. Целенаправленный отбор репертуара для фортепианного ансамбля предполагает постепенное его усложнение, расширение жанрового содержания.
  Методика работы над ансамблем предполагает чёткое знание специфики ансамблевой игры.
 К особенностям ансамблевой техники можно отнести посадку, педализацию, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнёрами, согласование приёмов звукоизвлечения; передача голоса от партнёра к партнёру; соразмерность в сочетании нескольких голосов
Часто непрерывность ансамблевого исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчёта длительных пауз. Учащиеся должны установить, кому из партнёров в зависимости от занятости рук удобнее перевернуть страницу. Этому надо учиться, не пренебрегая специальной тренировкой. Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность начала игры. Нужно объяснить обучающимся применение в этом случае ауфтакта. Не менее важное значение имеет и синхронное снятие звука.
К примерам элементарной техники ансамбля также относится передача партнёрами друг другу «из рук в руки» пассажей мелодий, аккомпанементов, контрапункта и т.д. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать, её партнёру, не разрывая музыкальной ткани.
Наиболее распространённый недостаток ученического исполнения - динамическое однообразие. Динамический диапазон ансамблевого исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, так как наличие двух и более пианистов позволяет полней использовать клавиатуру.
В ансамблевой игре целесообразный выбор аппликатуры приобретает особенно важное значение, помогает преодолеть пианистические трудности. Случаи перекрещивания пальцев в ансамблевой практике встречаются чаще, чем в сольном исполнении.
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Ритм – один из центральных элементов музыки.  Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном ритме, при смене шестнадцатых тридцать вторыми и сочетании их с триолями, в условиях полиритмии. Необходимо найти целесообразные способы работы над ритмическими трудностями.
Преподаватель фортепианного ансамбля должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся при составлении ансамбля с тем, чтобы различие этих индивидуальностей могло быть преодолено в совместной работе.
Для активизации учебного процесса полезно организовывать различные творческие мероприятия - исполнительские конкурсы, открытые тематические концерты.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит
одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано −
«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» −обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Обчающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
Список литературы
1.Блох О.А. Комплексный репертуар как основа развития учащихся-музыкантов - «Музыка в школе», №5, 2002.
2.Благой Д. Важные формы приобщения к музыкальному искусству. Сб. Вопросы музыкальной педагогики, вып.5- М., 1984.
3.Виноградова О. На уроках Игумнова - М., 1984.
4.Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли- М., 1960.
5.Запольнова Ю.Т. Психологические предпосылки успешного сценического выступления - Новосибирск, 2006.
6.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
7.Креативное обучение в ДМШ. Научно-методический вестник лаборатории музыкальной семантики, №2 (8). – Уфа, 2010.
8.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста - Киев, 1979
9.Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра- М., Музыка, 1988
10.Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога - М, 1968
11.Геталова О. Фортепиано. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. - СПб: Композитор, 2009.
12.Драгайцева Д. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. – М., 2005 .
13.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1967.