Тема: Философские и социальные истоки теории Родиона Раскольникова.


Тема: Философские и социальные истоки теории Родиона Раскольникова.
Цель: Урок-анализ образа Родиона Раскольникова в свете современных психологических концепций.
Девиз-вывод урока: ”Важно осознать, что убила человеческая идея, а воскресила вера”.
„Вначале было Слово.”
Библия.
„ Нам не давно предугадать,
Как наше слово отозвется...
И нам сочуствие даетсяКак нам дается благодать ”.
Ф.Тютчев
Ход урока
У гениев нет ни одного случайного слова, ни одной лишней запятой. За всем у них скрыт авторский замысел и глубокий смысл. Разгадке этих замыслов посвящается урок.
І. Чтение и анализ І абз. 1 гл. романа с помощью вопросов.
Герой романа квартиру „нанимал от жильцов” ?Почему не у хозяев дома? Почему Раскольников, задавленной нищетой человек, не тяготится своим „бедственным положением”? почему не стремится поправить собственные дела?
Боится ли он, в сущности, хозяйку? Чем вызвано его трусливое состояние? (Герой замкнут, живет в собственном мире, возвращение в реальность вызывает у него подсознательный страх).
ІІ. Работа с текстом.
Задание: найти и записать описание внешнего вида Раскольникова, его портрета, комнаты, где он живет; определить основные черты характера героя (доказать фактором из романа или свидетельством другого персонажа).
Заполнение обобщающей таблицы.
Быт Психология
Материальное
Состояние Худо одет; опустился, Задавлен бедностью
Обнеряшился; комната –
шкаф, гроб, каморка,
каюта, конура

Черты Совестливость: нежелание „Тщеславие бешенное”
характера встречи с кредиторшей. „Стесненное положение
Сострадание, желание помочь. Перестало тяготить его"
Эпизод пожара, отношение к Мармеладовым и др.
Душевное „Обыкновенная дребедень, до „Раздражительное и
состояние которой ему нет никогда дела” напряженное”, похоже
на ипохондрию.

Следствие „безобразная жизнь” „безобразная
мечта”
МономанияРабота со словаремМономания. Моно-один. Мания (греч.-безумие, увлечение) – психическое растройство, при котором у больного возникают навязчивые идеи; наблюдается при разных психических заболеваниях – маниакально – депрессивном психозе, шизофрении. В сложных случаях предполагает чрезмерное стремление к чему-либо.
Ипохондрия – опасение за свое здоровье.
Обобщение: Мономания Раскольникова – увлечение навязчивой идеей.
Результат: Болезненно – тревожное состояние психики (ипохондрия).
III. Чтение отрывка из ч.3, V гл. (пересказ „одной мысли” Порфирием Петровичем и ее объяснение Раскольниковым).
Анализ по вопросам:
- Какая идея преследует Раскольникова?
- На чем она основана? Где содержится концентрация философии, приведшей героя к „безобразной мечте”?
- Почему Раскольников соглашается, что „почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно”?
- Какие философские идеи перекликаются со взглядами Раскольникова, изложенными в его статье?
-Какую политическую фигуру Раскольников считает своим идеалом? Кто из литературных героев придерживается такого же мнения?
- Убийство процентщицы - Тулон или Ватерлоо Раскольникова?
- В чем сходство и различие судеб Жульена Сореля („Красное и черное” Стендаля) и Р.Раскольникова? В чем их преступление?
- А какое наказание их постигнет?
- Кто и в каком произведении впервые в русской литературе поднял тему наполеонизма?
Раскольников говорит о разрушении настоящего во имя будущего. Возникает мотив неудовлетворения действительностью.
Вспомним и сравним.
Гамлет: Быть или не быть?
Фауст: Кто сказал мне расстаться с мечтами?
Раскольников: Или отказаться от жизни совсем?! Послушно принять судьбу как она есть.
Здесь прослеживается перетекание и взаимопроникновение мотивов неудовлетворенности жизнью:
Самоубийства → мщения → преобразования
Раскольников учился в университете, но вскоре учебу бросил. Он говорит, что не хочет быть „учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья”.
- Почему в этой, последней фразе стоит запятая?
(„Лишние” знаки у Достоевского несут смысловую нагрузку. Здесь подчеркнуто несогласие героя с такой судьбой)- Есть ли у Родиона возможность проявить себя, или, как Мармеладову и его дочери, жене, ему некуда больше идти?
(После вариантов ответов читаем ответ самого Раскольникова в ч.5, V:”А знаешь ли ты, что я, может, и мог…”)
- Случайно ли он сравнил себя с пауком? Кто еще в романе похож на паука?
Шекспир „Макбет”Кровь лили и тогда, когда закон
Еще не правил диким древним миром;
И позже ледянящие нам слух
Убийства совершались. Но, бывало,
Расколют череп, человек умрет –
И тут всему конец. Теперь покойник,
На чьем челе смертельных двадцать ран,
Встает из гроба, с места нас сгоняя.
А это пострашнее, чем убийство.
А.Пушкин „Борис ГодуновАх, чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто…едина разве совесть.
Так, здравая она восторжествует.
Над злобою, над темной клеветою.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! Как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда…ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Или: „…гений и злодейство
Две вещи несовместные. Не правда ль?”
Арифметика преступления Раскольникова.
Вначале было
Слово (статья Раскольникова, написанная за полгода до совершения преступления)
Расчет („арифметика” убийства).
Дело-убийство старухи.
Непредвиденное дело (Убийство Лизаветы)
Преступник случайный (вину Раскольникова берет на себя Миколка).
Убийство (мать узнает о преступлении сына, сходит с ума и умирает)
Итог: всеобщая смертоносная эпидемия
Малый апокалипсис → большой апокалипсис
Итог урока: У человека не так уж много истин, но добавляются они каждый раз заново и невероятно дорогой ценой, зато необходимы и спасительны, как хлеб, как вода, как воздух. Эти истины заключены в нравственных законах человечества:”Не убий!”, „Возлюби ближнего своего”, „Обносись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе”.
Искусство – не судебная инстанция. Но у него есть своя сила, свое полномочие: Найти в человеке совесть и – оставить его наедине с ней. У него только одна мера наказания, зато самая высшая: страшный суд совести.
Ирина Ратушинская:
Под свободными сводами вечными,
Босиком по пыльным дорогам,
С обнажено горящими свечками
Люди ищут доброго Бога,
Чтобы Он пожалел и понял
Сквозь убийства, бред и обманы,
Чтобы Он положил ладони
На висок, как а злую рану,
Чтобы увидел кричащие лица,
Темень душ и глаза без света,
Чтобы спас беглеца от погони,
Чтобы дал голодающим хлеба…
Может Бог – это крест на ладони?
Может, Бог – это темное небо?
Как к нему отыскать дорогу?
Чем надежды боль измерить?
Люди ищут доброго Бога,
Дай им Бог найти и проверить.