Разработка урока с инновационными технологиями по теме: Причины и начало Первой мировой войны.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 126 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Тема урока:

«Причины и начало Первой мировой войны».












Разработка урока выполнена
учителем истории и обществознания
МОУ «Школа № 126 г. Донецка»
Роговской Еленой Николаевной






Тема урока: Причины и начало Первой мировой войны.

Цели:
Уметь раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, ознакомить учащихся с ходом боевых действий на Балканах и на Кавказе;
Сформировать умение работать с исторической таблицей, прослеживать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой;
Развивать умение делать объективные выводы об исторических фактах и событиях;
Воспитывать интерес к исторической науке, интерес к познанию мировой истории.
Понятия и термины:
Первая мировая война, ультиматум, план Шлиффена, "блицкриг".

Основные даты и события:
28 июня 1914 г. - убийство в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда;
28 июля 1914 г. - объявление Австро-Венгрией войны Сербии;
1 августа 1914 г. - начало Первой мировой войны;
5-12 сентября 1914 г. - сражение на р. Марне.

Личность в истории: эрцгерцог Франц Фердинанд.

Оборудование:
Учебники, политическая карта мира, атласы.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и умений учащихся.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Изучение нового материала.
1. Июльский кризис 1914 г. и австро-сербский конфликт.
2. План Шлиффена и его крах.
3. Боевые действия в 1914 г.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание.
Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. АКТУАЛИЗАЦИя ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Работа в группах, метод «Пресс»:
№1. В каком году были созданы Тройственный союз и Антанта?
№2. С какой целью?
№3. В чем заключались противоречия между странами Тройственного союза и Антанты?
№4. Почему Англия, Франция и Россия вступили в союзнические отношения, учитывая, что между ними были серьёзные противоречия?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Слово учителя.
Первая мировая война стала итогом ряда политических, социальных, экономических и национальных конфликтов. Противоречия, сложившиеся в конце ХIХ - начале ХХ в. между абсолютной властью монархов и интересами общественного развития, между теми, кто трудился, и теми, кто правил, между политикой "великих держав" и интересами "малых народов", нашли логическое завершение в трагическом вихре Первой мировой войны.

Постановка проблемного вопроса для 4-х групп. При ответе используем метод» Мозговой штурм».
Возможно ли было предотвратить Первую мировую войну?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Июльский кризис 1914 г. и австро-сербский конфликт.
Данный вопрос может быть рассмотрен как активная самостоятельная работа учащихся в группах. Так, учитель, освещая июльский кризис 1914 г., предлагает учащимся с помощью текста параграфа заполнить таблицу. Далее
используем метод « Пила».
Государства
Цели в войне

Германия


Австро-Венгрия


Великобритания


Россия


Франция



При заполнении таблицы учащиеся устанавливают причины Первой мировой войны (соревнование групп) по всем трём вопросам:
1. Военно-политические и экономические противоречия между странами Тройственного союза, с одной стороны, и Антантой, с другой стороны.
2. Борьба государств за сферы влияния.
3. Борьба за передел колоний.
Рассказ учителя.
28 июня 1914г. в г.Сараево (столица Боснии) членов националистической организации "Молодая Босния" Гаврилом Принципом были убиты наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена София. Это послужило поводом к войне.
Сообщения учащихся ( задание на опережение темы по желанию ).
Сообщения позволяют более подробно проследить трагические события убийства в Сараево и выяснить суть австро-сербского конфликта.
Беседа (работа в группах). В ходе беседы на повторение происходить четкое усвоение учащимися причин Первой мировой войны и целей воюющих государств.
1. Раскройте причины Первой мировой войны.
2. Используя записи в таблице, расскажите о целях воюющих государств.

2. План Шлиффена и его крах.
Рассказ учителя.
При изложении данного вопроса учителю в своем рассказе следует обратить внимание учащихся на то, что Германия в 1914 г. считала своей главной задачей реализацию плана немецкого генерала Альфреда фон Шлиффена. Главный удар согласно плану был нацелен на Францию, в частности на Париж, через территорию Бельгии и неукрепленную восточную границу Франции. Такой молниеносный удар заставил бы Францию капитулировать.
Учитель в ходе рассказа обращает внимание на термин "блиц -криг" (молниеносная война) и отмечает, что аналогичный план будет разработан Германией в войне против СССР в 1941 г.
Учитель объясняет, почему план потерпел крах, акцентируя внимание на пограничном сражении французских, немецких и английских войск на двухсотпятидесятикилометровом фронте от Шельды до Мозеля и вторжении русских войск в Восточную Пруссию.
3. Боевые действия в 1914 г.
Для изучения данного вопроса предлагается два варианта: рассказ учителя или самостоятельная работа учащихся в парах по заданию.
Вариант I
Рассказ учителя.
Учитель, используя карту атласа, освещает ход боевых действий на Балканском полуострове (захват Сербии Австро-Венгрией; захват Белграда; контрнаступление сербской армии в конце 1914 г. и освобождение территории Сербии от австро-венгерских войск), знакомит с событиями на Кавказском фронте (вступление Турции в войну на стороне Тройственного союза), отмечает, что с согласия Османской империи немецкие крейсеры "Гебен" и "Бреслау" были пропущены в Черное море. Этими крейсерами были обстреляны города Одесса, Севастополь, Феодосия.
Вариант II
Самостоятельная работа по заданию.
Проработать текст учебника пункт "Боевые действия на Балканах и на Кавказе», показать на карте (стр. 36-37) ход боевых действий в 1914 г.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Вопросы к группам (блиц-опрос):
1. Когда началась Первая мировая война?
2. Назовите имя составителя плана молниеносной воны.
3. Перечислите страны-участницы Тройственного союза и Антанты.
4. Что послужило поводом для начала Первой мировой войны?
5. Сравните характер войны для Великобритании и Германии.
6. Каким он был для России и Австро-Венгрии?
7. Как вы считаете, возможно ли было предотвратить Первую мировую войну?

VI. ИТОГИ УРОКА.
Учитель обобщает ответы учащихся и отмечает, что кампания 1914 г. была в целом выиграна странами Антанты, стратегические планы германского командования сорваны. Однако военные действия затягивались, что требовало огромных человеческих и материальных ресурсов стран-участников войны.
Д/з
Подготовить презентацию по теме: А.А.Брусилов.