Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение. Раскаяние и наказание Раскольникова.


Тема: Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение. Раскаяние и наказание Раскольникова.

Цели:
раскрыть суть антигуманной теории Раскольникова; воспитывать на этом примере чувство личной ответственности за происходящее;
проверить усвоение и понимание произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
умение оценивать и анализировать прочитанное;
излагать мысли и рассуждать;
выборочно цитировать;
уметь обобщать и делать выводы.
пробудить интерес к анализу текста, используя нестандартные ситуации;
активизировать работу на уроке, применяя наглядный и раздаточные материалы;
учить работать с критической литературой;

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунок Боклевского «Раскольников», опорные схемы, критический разбор романа.

Тип урока: обобщение изученного.

«Правильное наблюдение над жизнью почти заменяет чтение книг».
В. Маяковский.

Ход урока.

Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
Рассказ учителя о Байкале.
Почему говорю о Байкале? Роман Ф.М. Достоевского – тот же Байкал, та же глубина. В нем тоже трудно рассмотреть все до дна – все проблемы и их решение. Мы попробуем поговорить о тех проблемах, которые как бы на поверхности, т.е. о тех, которые попали в поле нашего зрения.

Какие проблемы поднимает Достоевский в романе:


















А что можно сказать о романе, в котором решаются эти проблемы? Пусть поможет схема, прочитайте ее.
В основе раскрытия любой проблемы художественного произведения лежит конфликт.
Каков основной конфликт романа?
Почему убил?
Какие идеи привели к убийству?
Виноват ли преступник?
Учащиеся для домашнего задания делятся на 4 группы, каждая группа в классе передает подготовленное задание следующей группе. Таким образом, каждая группа знакомится с материалом урока и вносит свои добавления. Дети работают 5-7 минут, звучит музыка.

1-я группа готовит ответ на вопрос: «Причины преступления».
Итак:
Почему убил?
бедность (два дня не ел, оставил учебу, внешний вид;
отношения с квартирной хозяйкой;
условия жизни (коморка, шкаф);
Петербург (грязь, вонь, пьяная девочка, женщина, бросившаяся с моста),
впечатления от встречи со старухой – процентщицей;
письмо матери;
встреча с Мармеладовым;
разговор студента с офицером.
Вот причины, побудившие Раскольникова опустить злосчастный топор на голову старухи – процентщицы, в которой Раскольников видел корень всех бед. Но!.. Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому примеру?
(Составляется эйдос-конспект «Причины преступления Раскольникова», который к концу урока станет частью общего эйдос-конспекта «Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение»).















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2-я группа раскрывает суть теории Раскольникова.
Теория Раскольникова.
У него есть своя теория, он хотел проверить: обыкновенный он человек или необыкновенный – тварь ли я дрожащая или право имею!
Составляется эйдос-конспект «Суть теории Раскольникова».
Да, можно быть таким как Разумихин. А кто тогда спасет Соню? Кто поможет матери и Дуне? Кто избавит мир от того страшного «процента», о котором постоянно думает Раскольников? Для героя Достоевского здесь и логический, и жизненный тупик, из которого нет выхода. Но жизнь устроена так, что безвыходных ситуаций не бывает. И некоторые персонажи чувствуют, что выход все же должен быть!
Вернемся в трактир, где Мармеладов исповедуется перед Раскольниковым. Мармеладов обращается к Богу, молит его об установлении царства всеобщей гармонии на многострадальной земле. Т.е. он ищет спасения для всех у Бога (он считает, обездоленных спасет Бог).
Но Раскольников, в отличие от Мармеладова, не согласен дожидаться второго пришествия Христа, он сам хочет приблизить нас к установлению всеобщей справедливости. Не Бог, а он, Раскольников, хочет решать мучительные проблемы современности!
А к чему приводит желание быть таким, как Бог. Вспомните библейские примеры (Сатана, Адам и Ева).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3-я группа подбирает библейские примеры.

Итак, может быть, не знает еще Раскольников, но мы уже догадываемся, что теория его обречена на провал!
Какие еще доказательства можно привести?
чтобы возвыситься, нужно заглушить сострадание к людям. А Раскольников?
в основе – теория бонапартизма. А Наполеон развенчан.
Убийца зыбывает о совести, а Раскольникова совесть судит постоянно.

4-я группа готовит ответ на вопросы:
· «Кто пострадал из-за теории Раскольникова? Каковы могли бы быть последствия победы теории Раскольникова?» Ответ сопровождается иллюстрациями.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





ВЫВОД: все то, о чем мы сейчас говорили, можно изобразить вот такой схемой. Закрепим сказанное по ней.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла все-таки не вверх, а (вглядитесь в контекст) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым еще до рождения. Мать почувствовала недоброе в сыне, по его милости в могилу сошла. Чуть было не пострадал Миколка-маляр.
И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные «мыслишки». И потянули они его вниз. И, как результат, встал перед ним огромный тупик. «Я себя убил, а не старушонку!»
Так, где же выход? По какой дороге идти? Делают попытки спасти людей. Свидригайлов - циник, пошляк, преступник. Но он дает детям Мармеладова деньги своей жены. Лебезятников спасает Соню. Но могут ли они спасти всех людей?!
Остается путь Сони. На ней нет следов преступления и крови. Она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость.

Виноват ли Раскольников? Это определяет только суд.
Инсценировка суда над Раскольниковым. Распределяются роли: Раскольников, Соня, Дуня, адвокат, прокурор, судья и присяжные. После вынесения судом приговора:

Итак, Раскольников осужден. Погибают Мармеладов, Екатерина Ивановна, умирает мать Раскольникова. Получается, что мир, в котором живет герой Достоевского, это мир «погибших и погибающих». Я хочу, в связи с этим, показать фотографию.
Какие ассоциации, связанные с героями романа, она вызывает?
Почему одна гвоздика еще жива, кого она символизирует в романе?
Почему Соня уповает на Бога? «Он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость».
Проблемы, поднятые Достоевским в романе.

«Преступление и наказание» находят, к сожалению, отклик и сегодня. Пример: документальный фильм Рижской киностудии «Высший суд». История подобная Раскольниковской.
Прочитана последняя страница, закрыт роман. А мне хочется открыть другую книгу. Беру Библию. Что мог прочитать в ней Раскольников, чтобы переосмыслить свою жизнь? Может быть, это: «Надейся на Господа все сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Пр. 3:5)». Может быть, это: «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Пр. 20:22). Может быть, это читал он: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде», «но Бог есть судья: одного унижает, а другого возносит» (Пр. 73:3,8). И еще хочется прочитать вам: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Л. 8:16). Пусть всегда в вашем сердце горит свеча, освещая путь к любви и миру.















































Причины преступления

Необыкновенные люди
имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон.

Обыкновенные люди
должны жить в послушании и не имеют права переступать закона.

Теория Раскольникова

Письмо матери


Старуха-процентщица


Разговор офицера и студента


Семья Мармеладова


Петербург


Проблемы романа

Избавления человека от страданий


Связь человека с Богом

Духовная и нравственная чистота


Добро и зло


Насильственное переустройство мира

Болезнь


Нищета


Условия жизни


Причины преступления

Необыкновенные люди
имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон.

Обыкновенные люди
должны жить в послушании и не имеют права переступать закона.

Теория Раскольникова

Теория Раскольникова

Семья Мармеладова

Нищета


Письмо матери

Разговор офицера и студента

Старуха-процентщица

Петербург

Болезнь

Обыкновенные люди
должны жить в послушании и не имеют права переступать закона.


Необыкновенные люди
имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон.


Причины преступления

Теория разумного эгоизма

Теория наполеонизма

Старуха-процентщица

Лизавета (сестра)

Мать

Осуждение окружающих

Страдания сестры

Миколка

Разве я старушонку убил?
Я себя убил.

Условия жизни

Теория разумного эгоизма

Теория наполеонизма

Старуха-процентщица

Лизавета (сестра)

Мать

Осуждение окружающих

Страдания сестры

Миколка

Разве я старушонку убил?
Я себя убил.