Открытый урок Крушение теории Раскольникова по роману Ф. Достоевского.


Тема: «Теория Раскольникова и её крушение» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Цели урока:
1.Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.
2.Сформировать понятие о теории Раскольникова.
3.Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой руководствуется он в своей жизни.
4. Развивать навыки литературного чтения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, схемы, диаграммы, тексты романа Достоевского.

Ход урока.
1. Оргмомент
- Уважаемые гости! Я и 10-а класс рады приветствовать вас на нашем открытом уроке литературы. Нам хочется верить, что вам будет интересно нас слушать, что вы кое-что вынесете для себя с нашего занятия, и не столько в методическом плане, сколько в плане духовной деятельности, движения ваших душ и сердец. Автор и обсуждаемое произведение располагают к тому, чтобы думать, рассуждать, исследовать, сопоставлять – это трудно, но, надеемся, равнодушным не останется никто.
2. Вступительное слово учителя. Слайд 1 - 2
- Свой роман Достоевский задумал еще на каторге, «лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения». А писать начал в Германии, в курортном городке Висбадене, где проиграл в рулетку все свои деньги, и в гостинице ему, как гоголевскому Хлестакову, перестали давать еду в долг, и полуголодный, отчаявшийся, в какой-то внутренней лихорадке Достоевский в маленькой комнатке курортного отеля начал писать свою великую книгу. В этой безвыходной бытовой ситуации что-то ему как писателю и мыслителю вдруг открылось, увиделось по-новому.
- О чем роман Достоевского «Преступление и наказание»? О многом. И мы будем об этом сегодня говорить. Но главное в нем – это смело и правильно поставленные «вечные» вопросы о нравственном законе, о тайнах человеческой души. Сам автор говорил об этой главной своей писательской задаче: « Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Слайд 3
- Итак, в фокусе писательского внимания человек как великая тайна: непостижимая, бесконечная, но молящая о разгадке. Его герои видят мир в философском аспекте, в жизнь вступают, чтобы постичь ее смысл, чтобы сделать выбор: стать палачом или жертвой, жить по закону «Я» или по закону Любви, решить, что важнее – ты сам или окружающие?
- Эти вопросы ставит перед собой и читатель Достоевского. Этот выбор стоит перед каждым из нас, особенно в пору вступления в сознательную жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил так его неотвратимость, не доказал, что лишь осознав это и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Вот почему каждый из нас должен в момент взросления пройти «через Достоевского» и определить такие важные нравственные ориентиры, без которых невозможно жить.
3. Основной материал
а) - Главный герой романа – Родион Романович Раскольников. Что мы знаем о нем? Что говорит о нем автор, другие персонажи романа?
Слайды 4-7
241554095884-Итак, Раскольников – молод, умён, красив, образован,
обладает сильным характером. Он высокомерен, тщеславен, необщителен и вместе с тем великодушен и добр, готов помочь ближним, рисковать ради них жизнью, отдать им последнее. И этот человек совершает преступление – убийство! Как такое могло случиться? Раскольников сам говорит о главной причине своего преступления Соне Мармеладовой во время бесед и споров с ней.
00-Итак, Раскольников – молод, умён, красив, образован,
обладает сильным характером. Он высокомерен, тщеславен, необщителен и вместе с тем великодушен и добр, готов помочь ближним, рисковать ради них жизнью, отдать им последнее. И этот человек совершает преступление – убийство! Как такое могло случиться? Раскольников сам говорит о главной причине своего преступления Соне Мармеладовой во время бесед и споров с ней.

б)- Суть преступления Раскольникова в том, что совершено оно по «идейным» соображениям. Давайте вспомним основное содержание «идеи», или «теории» главного героя.
Слайды 7-11
в)- Идея Раскольникова страшная, антигуманная, она тяжким грузом лежит на страдающем сердце и больной совести самого создателя. Раскольников болен своей «проклятой мечтой», находится в каком-то забытьи, в нервном напряжении и лихорадке, мысли его мешаются, мучают страшные сны и кошмары, сердце истерзано, ожесточилось, опустело. Больной, он мечется по городу, все время спешит куда-то, ибо не может быть один. Обстоятельства складываются так, что герой вынужден всмотреться в окружающих людей, вслушаться в их разговоры, проанализировать создавшиеся ситуации. Таким образом, Достоевский совершает проверку теории Раскольникова, выявляя аргументы «pro» и «contra», «за» и «против».
- Каковы же истоки такой теории? Как вы думаете, почему она зародилась? ( Истоки – внешние и внутренние).
Ребята формулируют предпосылки возникновения теории. Вспоминают ключевые эпизоды: знакомство с Мармеладовым, историей его жизни, письмо матери, встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, подслушанный разговор офицера со студентом.
- В самом начале нашего урока Вы видели видеоролик- улицы, подворотни и дворы-колодцы Петербурга.

Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…,- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
- Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников?
-Каково ваше ощущение, когда вы входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы?
- Какое впечатление в целом у вас от общей атмосферы улиц в той части города. Где обитает главный герой?
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои.
- Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? Слайды 14 – 18.
Комнаты рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи… Все эти картины неотделимы от человеческих судеб.
left-190500right7620Каморка его походила более на шкаф, чем на квартиру». «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.
00Каморка его походила более на шкаф, чем на квартиру». «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.


291084011430«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. «Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».
00«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. «Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

- Достоевский постоянно обращает внимание на такую деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Слайд 19.(Найти их описание в тексте).
- Символичен и жёлтый цвет, в который окрашен Петербург, для Достоевского не попытка
северного города вернуть солнце, а цвет отравы, которая проникает в человека. Слайды 21-22.
- Вы уже заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагоровцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека.
-В чём суть теории Раскольникова?
Арифметика (убив одного никчемного человека, спасаешь многих). Слайды 23-25.
- По мере того как развёртывается повествование, образ Петербурга усложняется, ширится, становится символом страшного мира. Для «маленького человека» это город – тупик, олицетворение несправедливости, несчастья, людских страданий, это мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Здесь умирают мечты человека и зарождаются преступные мысли. Слайд 26.
- Одержимость какой-либо идеей не может быть преодолимой легко и безболезненно. Это мучительный и длительный процесс. Обстоятельства, о которых вы уже рассказали, определили нравственно – психологическое состояние Раскольникова и его поведение. В узкой каморке нервная, лихорадочная молодая фантазия студента Раскольникова вовлекла в дерзкие и рискованные сопоставления своей судьбы и личности с судьбой и личностью Коперника, Наполеона. Жизнь, характер и мировоззрение – всё отразилось в его теории.
- Теория, основы которой он подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что «странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыплёнок». За полгода до убийства была опубликована статья Раскольникова «О преступлении» в газете «Периодическая речь».
- Найдите в тексте (ч.3, гл. 5). Читаем и записываем основное (со слов…»Я только, в главную мысль мою верю…до 1разряд всегда – господин настоящего. 2 разряд – господин будущего»). Слайды 29 - 31 (Основные положения статьи).
- Имеет ли права такая теория на жизнь, на существование? (безусловно нет).
- Почему? (при рождении все люди равны, деление на разряды – это антигуманно по отношению к человеку).
- С какой теорией XX столетия схожа теория Раскольникова? (с теорией фашизма).
- А ещё? (связана с наполеонизмом) Слайды 34 – 36. Наполеоновская поза Раскольникова не случайна: сложение рук крестом отделяет от людей.
- Герой спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Он мучительно рассуждает над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а прирождённый «властелин судьбы». Слайд 37.
- В романе Достоевского исследуется и отвергается психология индивидуализма. Писатель знает, какую опасность для общества представляет деление человечества на обыкновенных и необыкновенных людей, на героев и толпу, оправдание власти избранных, даже если целью этой власти объявляются добро и справедливость.
- Теория Раскольникова нашла реальное воплощение в истории человечества в 19, 20 и 21 веках, но последствия для человечества оказались катастрофическими. Слайды 38 – 40. Все эти люди – оставили свой след в истории, стали популярны. Их называют диктаторами, для кого-то они – герои.
- Оправдывает ли Раскольникова жестокость эпохи?
Условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость.
Теория Раскольникова противна самой человеческой природе и разуму, человек может быть счастлив только когда свободен и над ним нет никакой власти и диктата. Идеи героя противоречат Божественному мироустройству, роль образа Мессии не предполагает смертей и гибели, деления на тварей и властелинов, она несёт собой исключительную гуманность и человеколюбие.
Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, повернув его на путь справедливости, он всё женеизбежно принесёт зло и себе, и другим.
Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столькосоциальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.
Слайд 41.
4. Домашнее задание.
1. Убийство старухи – процентщицы и Лизаветы.
2. Мотивы убийства.
3. Признание Раскольникова в убийстве. Поединки с Порфирием Петровичем.
4. Крушение теории Раскольникова.
5. Страдание Раскольникова – это голос совести.