Диагностический материал Уровни, критерии и показатели познавательной активности учащихся 5-8 классов

Уровни, критерии и показатели познавательной активности учащихся 5-8 классов (субъектно-позитивный подход).



Уровни
Компоненты


Мотивационный
Когнитивный
Деятельностно - практический
Эмоционально-волевой


Критерии


Мотивы учения
Познавательный интерес
Целепо-лагание
Знания, умения, навыки
Характер самостоя-
тельной деятельности
Коммуника-
тивность
Отношение к деятельности
Волевые качества
Само-
контроль

1 уровень

низкий
Малочисленные положительные мотивы: основной – избежание неудобства
Элементарный, неустойчивый
Ситуативное кратковремен-
ное осознание цели учеником
Уровень представлений, фактов, умений при поддержке учителя
Отсутствие самостоятельности, учится в режиме давления со стороны учителя
Нет потребности в учебном общении, желания работать в команде, избегание общения, низкий речевой интеллект
Индифферентное, безответственное, отсутствие эмоционального напряжения и сопереживания
Пассивность, инертность, психологич. и познаватель-
ные барьеры
Отсутствие способности к самоанализу, самооценке, рефлексии

2 уровень

ситуативно- эмоциональный
Неустойчивые узкоспециальные мотивы учения, связанные с результатами, эпизодическое сотрудничество
Ситуативный, стадия любопытства, в том числе и при работе с источниками информации
Неумение определять проблемы и потребности, следовать целям, поставленным учителем
Уровень понятий, стадия знания и понимания, не выраженная степень осознанности и уровня усвоения ЗУН
Действия по алгоритму работы репродуктивного типа, отсутствие самостоятельности мышления, аргументов, выводов
Потребность в общении проявляется слабо, контакты ограниченны и ситуативны, эпизодическое участие в обсуждении, в дискуссии
Положительное отношение в эмоционально – привлекательных ситуациях, велика роль поощрения
Импульсивность, легкомыслие, слабоволие, невыраженные самоорганизация и саморегулирование деятельности
Эпизодический самоконтроль и самооценка по эталону



3 уровень
активно - исполнительский
Устойчивые, развитые учебно- познавательные мотивы, мотив сотрудничества, самопознания и профессионального определения
Интерес относительно устойчивый, стадия
любознательности, чтение дополнительной литературы, посещение внеклассных занятий
Определяет проблемы совместно с учителем и самостоятельно, самостоятельно и осознанно определяет цели и задачи, а также пути их достижения
Опериро
вание законами, стадия
знания, понимания, фрагментарный анализ, синтез, оценка. Усваивает и интегрирует ЗУН, определяет технологии
Самостоя
тельность мышления, выводов и обобщений. Продуктивные виды самостоятель
·ной деятельности. Владение методами добывания знаний
Высокая потребность в общении: быстро вступает в разнообразные контакты, участвует в дискуссиях и обсуждениях, речевой интеллект. Управление групповой работой
Стабильно положительное отношение к учебе, эмоциональное напряжение и сопереживание, качественная работа с элементами творчества
Целеустремлен-
ность, настойчивость, ответственность, преодоление познавательных барьеров, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям
Системати-
ческий контроль, самооценка, рефлексия, но в том числе и по алгоритму. Способность к аналогичному анализу деятельности других

4 уровень
активно- творческий, самостоятельный
Устойчивые развитые широкие познавательные мотивы: самообразования, соц. сотрудничества, самопознания и профопределения
Устойчивый интерес, стадия познавательного и теоретического интереса. Получение информации из любых источников, посещение кружков и т.д.
Сам определяет актуальные проблемы, потребности, сам ставит цели и формулирует задачи, определяет пути их достижения, корректирует и дополняет ранее поставленные цели
Знания на уровне оперирования теориями, анализ, синтез, оценка. Высокая ступень абстракции, степень осознанности, уровень усвоения ЗУН, идеи и гипотезы, определение технологии
Самостоятельность выводов и обобщений, аргументированность собственных суждений, критичность мышления, владение продуктивными способами самостоятельного добывания знаний
Потребность в общении проявляется очень ярко, разнообразные контакты, стремление к лидерству при коллективной работе, широкий обмен информацией
Положительное отношение к познанию, в том числе и в ситуации преодоления трудностей. Творчество, качество, сложность и оригинальность работы. Эмоциональное напряжение и сопереживание.
Инициативность, энергичность, использование замечаний и советов для совершенствования деятельности, саморегулирование и самоорганизация, стремление к лидерству
Систематические самооценка, самоконтроль и рефлексия с учетом поставленных задач на всех этапах познания. Способность к оценке деятельности других и проведению экспертизы работ


15