«Декоративный Пасхальный натюрморт».


«Проект блока уроков по изобразительному искусству
в 6 классе на тему
«Декоративный Пасхальный натюрморт».


Синицына Ольга Евгеньевна,
учитель изобразительного искусства
МАОУ « Гимназия № 2» г.Великий Новгород.



1. Пояснительная записка.

В данной работе представлен блок уроков по программе "Изобразительное искусство" группы авторов под руководством Т.Я.Шпикаловой. Уроки проводились на базе МАОУ "Гимназия № 2" в 6-х классах: гуманитарном и архитектурном (1урок в неделю).
В 6 «г» классе обучается 20 девочек и 6 мальчиков. Уровень мотивации к изобразительной деятельности, в большинстве своем, довольно высокий. Преобладание в классе девочек и их стремление к аккуратности, вниманию к деталям, предопределило выбор техники работы (1 вариант: декор композиции выполняется в технике графики). В 6 «а» классе обучается 10 девочек и 15 мальчиков. Уровень обученности и мотивация являются довольно низкими, хотя, в коллективе есть несколько способных к художественной деятельности детей. Периоды концентрации внимания не значительны по времени. Стремление заинтересовать учащихся побудило выбрать иную технику работы, рассчитанную на экспериментирование и более быстрый результат (2 вариант: декор композиции выполняется штампами различными предметами). Данную разработку можно применять в классах общеобразовательной школы.
Автор предлагает следующие критерии для оценки работ учащихся:
- выделение сюжетно композиционного центра;
- равновесие;
- разноплановость;
- гармония цвета;
- декор;
- аккуратность и законченность.
Форма контроля: экспертная оценка творческой работы учащихся.
Тема блока уроков: "Пасха - праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова".
Цель:
освоение духовно - эстетических ценностей произведений профессионального и народного декоративно - прикладного искусства;
выработка у учащихся умений и навыков создания творческой декоративной композиции натюрморта.


Задачи:
формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального искусства;
развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а так же творческого использования выразительных средств в процессе создания декоративной композиции;
развивать умение выражать эмоционально - личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народом.
Ожидаемый результат: композиция декоративного Пасхального натюрморта, выполненная в родственно-контрастной гамме цветов и декорированная орнаментом (1 вариант: черный фломастер и ч. маркер, 2 вариант: различные предметы-штампы).
Предлагаемый блок уроков включает в себя 5 уроков. Учебный материал опирается на знакомство с декоративным живописным натюрмортом в творчестве русских и зарубежных художников, а так же на образцы народной декоративной росписи украинских Прикарпатских Пасхальных "яиц-писанок".
Соприкосновение традиционного и народного декоративно-прикладного искусства внутри одного блока уроков, позволяет учащимся получить более широкий спектр эстетических представлений об окружающем мире, почувствовать взаимосвязь различных видов искусства. Шедевры мировой и русской живописи, как и образцы народного декоративно-прикладного искусства открывают для школьников огромный пласт изобразительного искусства, имеющий большую ценность для современников и потомков. Важным является и то, что дети знакомятся с различными стилями и течениями в живописи, со способами показать красоту окружающего мира. Основным стержнем блока уроков является духовная составляющая, опирающаяся на дохристианскую, христианскую и католическую культуры нашего народа.
Методическое и учебно – дидактическое обеспечение блока уроков.
При разработке данной темы автор, в основном, опирался на УМК по программе "Изобразительное искусство" группы авторов под руководством Т.Я.Шпикаловой и учебное пособие Г.М.Логвиненко "Декоративная композиция". На уроках использовалось следующее оборудование: таблицы с декоративными натюрмортами; динамическое пособие для магнитной доски (набор, вырезанных по контуру, рисунков древнерусских сосудов, пасхальных яиц, куличей и др. предметов); таблица "Цветовой круг"; таблицы с образцами выполнения упражнений по цветовой гармонии родственно-контрастных цветов и декору различными техниками; раздаточный материал с вариантами графического декора; репродукции картин А.Матисса "Красные рыбы" и "Фрукты и бронза"; И.Машкова "Снедь московская: хлебы"; Прикарпатские "яйца-писанки"; ученические работы по мезенской и пермогорской росписи яиц, различные виды предметов-штампов.


Последовательность проведения уроков.
На первом уроке, учитель проводит беседу о празднике Пасхи, знакомит учащихся с произведениями классического и народного декоративно-прикладного изобразительного искусства по данной теме. Используя законы композиции, учащиеся выполняют рисунок Пасхального натюрморта по представлению на формате А3. На втором уроке, ученики выполняют гуашью упражнения в альбоме на гармоничные цветовые сочетания и декор (ч. фломастер, ч. маркер или штампы различными предметами). На третьем и четвертом уроке, выполняется цветовое решение натюрморта, согласно выбранной гармонии, а на пятом - декор в той же технике, что и упражнение.

2. Проекты блока уроков "Декоративный Пасхальный натюрморт".

Тема 1 урока: "Декоративный Пасхальный натюрморт. Рисунок".
Вид занятия: рисование по представлению, выполнение рисунка для
живописного натюрморта.
Цели и задачи:
- освоение духовно - эстетических ценностей произведений профессионального и народного декоративно - прикладного искусства;
формирование целостного восприятия картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального искусства;
- развитие умений и навыков работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания декоративной композиции;
развитие умений выражения эмоционально - личностного отношения к родной культуре и произведениям, созданным народом.
Оборудование: таблицы с декоративными натюрмортами; динамическое пособие для магнитной доски (набор, вырезанных по контуру, рисунков древнерусских сосудов, пасхальных яиц, куличей и др. предметов); таблица "Цветовой круг"; репродукции картин А.Матисса "Красные рыбы" и "Фрукты и бронза", И.Машкова "Снедь московская: хлебы"; Прикарпатские "яйца-писанки"; ученические работы по мезенской и пермогорской росписи яиц.
Ход урока:
Организация класса. Проверка готовности к уроку (1 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
В начале урока, учитель напоминает о скором приближении светлого весеннего праздника Пасхи. Далее, проводится беседа о том, почему и как его отмечают, о его значении в жизни православных христиан и католиков. Дети рассказывают о том, как их семьи отмечают светлое Христово Воскресение. Учитель рассматривает с учениками Прикарпатские "яйца-писанки", обращая внимание на символическое значение яйца, цветовое решение и декор. Учащимся сообщается тема урока и в совместной беседе они вспоминают о том, что такое натюрморт, какие предметы могут входить в Пасхальный натюрморт. Необходимо спросить детей о том, каким правилам композиции должен подчиняться натюрморт. В ходе совместной работы формулируются и записываются на доске 3 правила:
1- выделение сюжетно-композиционного центра;
2- равновесие;
3-разноплановость.
Учитель выясняет, какой предмет может стать сюжетно-композиционным центром и каким способом его выделяют (размещением на первом плане и крупным размером, расположением по центру, ярким цветом, проработкой деталей). Необходимо напомнить о том, как достичь равновесия и как изобразить на листе предметы в случае их различного пространственного положения. Важно помнить и о том, что ближние предметы могут загораживать дальние. На следующем этапе урока, учитель составляет композицию натюрморта на заранее очерченном на доске формате листа (вертикальном или горизонтальном), используя динамическое пособие с силуэтами предметов. Перед учащимися ставятся проблемные ситуации по всем трем правилам композиции. Драпировки нужно дорисовать мелом. Второй вариант натюрморта, учитель предлагает составить детям, на другом, оставшемся на доске формате. В ходе совместной работы, ученики, поочередно выходя к доске, составляют новую композицию натюрморта. Она обсуждается, как и первая. Затем, учитель предлагает посмотреть, как при рисовании натюрморта, решают композиционные задачи художники. Дети знакомятся с репродукциями с картин И. Машкова и А. Матисса. Необходимо обратить внимание детей на особенности творческого стиля художников, композиционные законы, лежащие в основе построения натюрморта, их цветовое решение и эмоциональное звучание. Совместно с учителем, учащиеся выясняют, что данные натюрморты, отличаются от реалистических, и являются декоративными. Выделяются черты декоративного натюрморта: условность формы и цвета предметов, плоскостность, яркость цветовых сочетаний.
III. Творческое задание (20 мин.).
Выполнить рисунок декоративного Пасхального натюрморта по представлению, применив законы композиции. Детям предлагаются для рассмотрения Пасхальные открытки. Во время практической работы, учитель делает целевые обходы, контролируя правильность приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения.
IV. Итог урока (4 мин.).
Учитель проводит отбор и выставку лучших работ учащихся с обсуждением грамотности их построения и использования отличительных особенностей декоративного натюрморта. В заключительном слове, необходимо напомнить, насколько важно применять в своей работе законы композиции – это делает рисунок интересным и выразительным.


Тема 2 урока: « Упражнения на цветовую гармонию и декор».
Вид занятия: выполнение упражнений на гармонию контрастно – родственных цветов и декор.
Цели и задачи:
- расширение знаний о видах цветовых гармоний, о разнообразных возможностях художественных материалов;
- совершенствование графических навыков (для 1 варианта);
- развитие творческой фантазии и аккуратности.
Оборудование: таблица "Цветовой круг"; таблицы с образцами выполнения упражнений по цветовой гармонии родственно-контрастных цветов и декору различными техниками (для 1 варианта - ч. фломастер и маркер, а для 2 варианта - различные предметы, которые могут служить штампами); раздаточный материал с вариантами графического декора (для 1 варианта); различные предметы, которые могут служить штампами (для 2 варианта).
Ход урока:
Организация класса. Проверка готовности к уроку (1 мин.)
Изучение нового материала. (10 мин.)
Учитель сообщает тему урока, объяснив, что данное упражнение, поможет на последующих уроках успешнее справиться с заданием по цветовому решению натюрморта. Необходимо вспомнить, какие виды цветовой гармонии знакомы учащимся (гармония контрастных цветов и гармония родственных цветов), а затем подойти к объяснению гармонии контрастно-дополнительных цветов. Для правильного выбора цветов этого гармоничного сочетания, дети должны найти пару контрастных цветов и присоединить к ним родственные цвета, находящиеся в половине цветового круга между этими дополнительными цветами. Другую половину круга лучше закрыть листом белой бумаги. Учащиеся определяют, т.о., 6 групп гармоничных цветов, выбирая ту, что больше нравится. Эти цвета ученики записывают в альбоме самостоятельно, а через несколько минут, учитель проверят правильность ответов у нескольких детей.
Выполнение упражнения (24 мин.).
Задание для 1 части упражнения.
Поделив лист альбома тремя - четырьмя линиями под разными углами наклона, заполнить сектора выбранными контрастно-дополнительными цветами.
Задание для 2 части упражнения.
1 вариант. Заполнить сектора с цветовой гармонией, различным графическим декором. Продемонстрировать и рассказать о графическом декоре, выполненном ч. фломастером и ч. маркером. Раздать на каждую парту карточки с вариантами графического декора.
2 вариант. Заполнить сектора с цветовой гармонией различным графическим декором, выполненным предметами, которые могут служить штампами. Продемонстрировать таблицу с образцом выполнения задания, показать (на доске, на листе бумаги) как и какие предметы можно использовать в качестве штампов.
Во время практической работы, учитель совершает целевые обходы, помогая детям.
IV. Итог урока (5 мин).
Итоги необходимо подвести после выполнения каждой части упражнения, отметив достоинства лучших работ. Учитель выставляет две оценки:
за цветовую гармонию,
за декор.
При этом учитывается правильность выполнения задания, творческая фантазия и аккуратность.

Тема 3 урока: «Цветовое решение Пасхального натюрморта»
Вид занятия: живописное решение натюрморта, работа по представлению.
Цели и задачи:
- развивать умение использовать цвет, как средство художественной выразительности, для выделения композиционного центра и гармоничного цветового решения композиции декоративного натюрморта.
- развивать художественный вкус, творческие способности, аккуратность.
Оборудование: таблицы с образцами выполнения упражнений по цветовой гармонии контрастно-родственных цветов и декору, репродукции картин
А. Матисса и И. Машкова, таблицы с декоративными натюрмортами.
Ход урока:
Организация класса. Проверка готовности к уроку (1 мин.).
Повторение пройденного материала (4 мин.).
Учитель сообщает тему урока и задает вопросы по репродукциям картин
А. Матисса и И. Машкова о том, кто является их автором, как они называются, об особенностях их художественного решения. После этого следует вопросы о правилах композиции, которые дети применяли при создании рисунка натюрморта на первом уроке. Учитель просит проверить свои рисунки по этим правилам, сообщив о том, что они будут являться критериями оценки работы. Завершив объяснение, необходимо написать критерии оценки на доске. Затем проверяются знания детей по гармонии контрастно- дополнительных цветов.
Творческая работа (30 мин.).
Выполнить цветовое решение натюрморта, используя выбранную гармонию контрастно- родственных цветов и сверяясь с цветовым решением упражнения прошлого урока. Выделить композиционный центр более ярким цветом (цветами), применяя для этого 2 контрастных цвета из выбранной гармонии.
Учитель периодически контролирует выполнение задания.
Итог урока (5 мин.)
Экспресс – просмотр, анализ промежуточных результатов и общих ошибок работы.

Тема 4 урока: «Цветовое решение Пасхального натюрморта».
Вид занятия: живописное решение натюрморта, работа по представлению.
Цели и задачи:
- развивать умение использовать цвет, как средство художественной выразительности, для выделения композиционного центра и гармоничного цветового решения композиции декоративного натюрморта.
- развивать художественный вкус, творческие способности, аккуратность.
Оборудование: таблицы с образцами выполнения упражнений по цветовой гармонии контрастно – родственных цветов и декору, репродукции картин
А. Матисса и И. Машкова, таблицы с декоративными натюрмортами.
Ход урока:
Организация класса. Проверка готовности к уроку (1 мин.).
Творческая работа (34 мин.).
Учитель ставит перед детьми задачу завершения цветового решения натюрморта, напомнив о сохранении выбранной гармонии контрастно – родственных цветов и выделение сюжетно – композиционного центра.
Во время практической работы учитель периодически контролирует выполнение задания.
Итог урока (5 мин.).
Экспресс – просмотр, анализ промежуточных результатов и общих ошибок работы.

Тема 5 урока: «Декор Пасхального натюрморта».
Вид занятия: выполнение графического декора (1 вариант) или декора штампами (2 вариант) натюрморта.
Цели и задачи:
- развивать умения использования декора, при создании композиции декоративного натюрморта.
- развивать художественный вкус, творческие способности, аккуратность.
Оборудование: таблицы с образцами выполнения упражнений по цветовой гармонии контрастно – родственных цветов и графическому декору (1 вар.) и декору штампом (2 вар.), таблицы с декоративными натюрмортами.
Ход урока:
Организация класса. Проверка готовности к уроку (1 мин.).
Творческая работа (34 мин.).
Выполнить декор натюрморта.
1 вариант работы: декор выполняется в технике графики, ч. фломастером и
ч. маркером.
2 вариант работы: декор выполняется штампами от различных предметов, а контуры предметов и драппировок обводятся ч. фломастером. Декор выполняется аналогично выполненному упражнению. Он должен быть разнообразным, оригинальным, аккуратным. Необходимо помнить о том, что нужно выделить композиционный центр. Лучше этот предмет сделать контрастным фону за счет или более активного декора или менее, по сравнению с фоном. На доске учитель демонстрирует, заготовленные заранее критерии оценки работы.
Итог урока (5 мин.).
Учитель отбирает и выставляет лучшие работы, отмечая их положительные качества. Рисунки оцениваются по следующим критериям:
1- выделение сюжетно- композиционного центра;
2- равновесие;
3- разноплановость;
4- гармония цвета;
5- декор;
6- аккуратность и законченность.


3. Приложения.


Таблица «декоративный натюрморт с графическим декором»




Таблица «декоративный натюрморт с выполнением декора штампом»



Раздаточный материал с вариантами графического декора







Динамическое пособие для магнитной доски (15 предметов).









Таблицы с образцами выполнения упражнений по цветовой гармонии родственно-контрастных цветов и декору различными техниками.




Детские работы.
1. Упражнение на гармонию контрастно-родственных цветов и декор.



2.Декоративный Пасхальный натюрморт.











4. Учебная литература.
1. Изобразительное искусство. Учебник. 6 класс./ Шпикалова Т.Я. и др.- М.: Просвещение, 2008.
2. Детская библия. Библейские рассказы в картинках. – М.: Российское Библейское Общество, 1997.

5. Учебно-методическая литература.
1. Изобразительное искусство. 5 – 9 классы. Программы образовательных учреждений./ Шпикалова Т.Я. и др.- М.: Просвещение, 2007.
2. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 6 класс. - М.: Просвещение, 2007.
3. Изобразительное искусство. Учебник. 6 класс./ Шпикалова Т.Я. и др.- М.: Просвещение, 2008.
4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов. – М.: Владос. 2006.
5. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Кузина В.С./ авт. – сост. Дроздова С.Б. – Волгоград: Учитель, 2008.



6. Результаты деятельности.
Оценочный лист 6 «г» класса.


Фамилия, имя.
Критерии оценки



Выделение композиционного центра
Равновесие
Разноплановость
Гармония цвета
Декор
Аккуратность и законченность

1
Андреев П.
4
5
5
5
5
4

2
Васильева Е.
4
5
5
5
5
5

3
Дмитриев К.
5
5
5
5
4
3

4
Домбровская А.
4
5
5
5
5
5

5
Егорова Я.
5
5
5
5
5
5

6
Захарова А.
5
5
5
5
5
5

7
Кавецкий А.
4
5
5
5
4
3

8
Константинов А.
4
5
5
5
5
4

9
Кукина Д.
5
5
5
5
5
5

10
Лубина М.
4
5
5
5
5
4

11
Малинина А.
5
5
5
5
5
5

12
Михайлов Д.
4
5
5
3
4
4

13
Моисеева Е.
4
5
5
5
5
5

14
Мосина А.
4
5
5
5
5
5

15
Мурашенкова А.
5
5
5
5
5
5

16
Овсянникова А.
5
5
5
5
5
4

17
Панкратова К.
4
5
5
5
5
5

18
Пискарева Н.
4
4
5
5
5
5

19
Попова Р.
3
5
5
5
5
5

20
Прокофьева Е.
5
5
5
5
5
5

21
Семенов М.
4
4
5
5
5
4

22
Слипчук А.
4
5
5
5
5
5

23
Стругова Н.
5
5
4
5
5
4

24
Сумрякова Е.
5
5
4
5
5
4

25
Харитонова А.
4
5
5
5
5
5

26
Ядрышникова В.
4
5
5
5
5
5

Итого:
«5» - 10
«5» - 24
«5» - 24
«5» - 25
«5» - 22
«5» - 16


«4» - 15
«4» - 2
«4» - 2
«4» - 0
«4» - 4
«4» - 8


«3» - 1
«3» - 0
«3» - 0
«3» - 1
«3» - 0
«3» - 2






Оценочный лист 6 «а» класса.


Фамилия, имя.
Критерии оценки



Выделение композиционного центра
Равновесие
Разноплановость
Гармония цвета
Декор
Аккуратность и законченность

1
Аверьянова Е.
5
5
5
5
4
4

2
Алексеев Ю.
3
5
4
3
4
4

3
Быков Д.
3
4
4
4
3
3

4
Волков К.
4
5
5
5
5
5

5
Волкова У.
5
5
5
5
5
5

6
Головин А.
4
5
4
3
3
3

7
Иванова А.
5
5
5
5
5
5

8
Ильченко Е.
4
5
5
4
4
4

9
Калашников Я.
4
5
5
4
5
4

10
Каретникова А.
3
5
5
5
3
3

11
Карпова А.
5
5
5
5
5
5

12
Киселева А.
5
4
5
н
н
н

13
Лавреньтьева Л.
5
5
5
5
5
5

14
Лаптев С.
5
5
5
5
5
4

15
Лесюк И.
4
4
5
5
4
4

16
Павленко Н.
5
5
5
5
5
5

17
Поликарпов П.
4
5
4
5
4
4

18
Савин С.
5
5
5
5
5
5

19
Снеткова В.
5
5
5
5
5
5

20
Соболева В.
4
5
5
4
4
4

21
Тимофеев А.
5
5
5
5
4
4

22
Хитров В.
5
5
5
5
5
5

23
Цветкова А.
4
5
5
5
4
4

24
Широколобов А.
5
5
3
3
4
4

25
Ширяев И.
5
5
5
5
4
3

Итого:
«5» - 14
«5» - 22
«5» - 20
«5» - 17
«5» - 11
«5» - 9


«4» - 8
«4» - 3
«4» - 4
«4» - 4
«4» - 10
«4» - 11


«3» - 3
«3» - 0
«3» - 1
«3» - 3
«3» - 3
«3» - 4


Учащиеся работали над данной композицией с большим увлечением, что дало положительные результаты: 28 лучших рисунков были выставлены в гимназии. Результаты показали, что в 6 «г» классе наибольшее затруднение у детей вызвало решение проблемы выделения композиционного центра цветом и декором. Учителю необходимо было уделить больше внимания этому критерию, через выявление ошибок учащихся и выбор вариантов их устранения, обсуждения того, как эту задачу решают художники. В 6 «а» классе возникла другая проблема: аккуратность и завершенность работ. Учителю необходимо работать над этой проблемой с детьми индивидуально, приучая к аккуратности и воспитывая заинтересованность в завершении рисунков.













13PAGE 15


13PAGE 14515




Изображение 001Изображение 005Изображение 006Изображение 011Изображение 01015