Образовательная программа Народно-сценический танец

Пояснительная записка
Предмет «Народно-сценический танец» является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования.
Цель предмета - совершенствование координации движений, развитие исполнительских способностей учащихся, приобщение к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Задачей всего курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно передавать национальный стиль и манеру народного танца.
Кроме того, формирование у учеников танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.
К изучению предмета «Народно-сценический танец» учащиеся хореографического отделения школы искусств приступают на втором году обучения, а не четвертом, как в хореографическом училище. Это обусловлено тем, что учащиеся школы искусств, как правило, не имеют в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, поэтому им нужно предоставить возможность максимального развития заложенных в каждом из них способностей в стенах самой школы и реализовать в соответствующем репертуаре.
Содержание курса направлено на построение учебного процесса по принципу «от простого к сложному». Постепенно по кирпичику давая знания, совершенствовать грамотное исполнение учащимися различного танцевального материала.
В результате реализации программы, учащиеся смогут выразительно, правдиво и искренне передавать танцевальные образы. Эмоционально воспринимать хореографическое искусство и самостоятельно оценивать хореографическое произведение. Не мало важную роль играет также наличие у учеников нравственной воспитанности, выражающейся, в частности, в поведении в коллективе, в трудолюбии, взаимопомощи, доброжелательности.
Программа рассчитана на четыре года обучения. По итогам реализации программы учащиеся должны,
Знать:
- названия и правила исполнения, изученных движений у станка и на середине зала;
- основные позиции и положения рук, ног, головы, корпуса, закономерности переходов рук и ног из одного положения в другое в паре и в массовых танцах;
- О национальных особенностях, жизни и истории народа, о диапазоне национальных плясок: от спокойных до темпераментных.

Уметь:
- координировать движения, за счет комбинирования различных элементов в упражнении;
- грамотно исполнять изученные движения у станка и на середине зала;
- синхронно и согласованно двигаться в паре и в ансамбле, ориентироваться в пространстве, перестраивая и меняя рисунки;
- выразительно передавать манеру и пластику движений;
- исполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением.
Владеть:
- правильной осанкой, техникой исполнения элементов, устойчивостью;
- хореографической памятью быстротой запоминания комбинаций;
- чувством ансамбля и навыками коллективного общения;
- высоким уровнем координации движений и хорошими физическими кондициями, способствующими музыкальному и танцевально-образному самовыражению;
- сценической культурой исполнения.
Данная программа адресована учащимся хореографического отделения Детской школы искусств п. Могойтуй.
Форма проведения занятий - групповая. Состав группы 10-14 человек. Занятия проводятся на втором и третьем году по 2 часа в неделю, на четвертом и пятом году по 3 часа. Продолжительность занятий 1-1,5 академических часа.
Контроль производится в форме открытых уроков или экзамена в конце каждого года обучения с выставлением оценки учащимся комиссией.
Для реализации программы необходимо:
- наличие квалифицированного специалиста и концертмейстера;
- материально-техническая база:
светлый просторный зал, оснащенный зеркалами, хореографическим станком;
техническими средствами:(магнитофон и проигрыватель или муз. центр);
две раздевалки: для мальчиков и девочек;
видеоаппаратура: телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, видеокассеты для записи и просмотра материала;
баян или аккордеон;
методическая литература хореографического содержания: книги, сборники, журналы, методички, разработки и т.д.













Тематический план.



Наименование темы
Кол-во часов


1.
1.1
1.2
1.3
2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
1 год обучения (2 год обучения)
Позиции ног:
Пять открытых позиций.
Пять прямых.
Две закрытые.
Позиции и положение рук:
Семь позиций рук.
Положения рук.
Постановка и положение корпуса:
Постановка корпуса у станка.
Постановка корпуса на середине зала.
Положение корпуса.
Движения на середине зала:
Русский танец.
Белорусский танец.
Литовский танец.
Полька.
всего за 1 год обучения

2 год обучения (3 год обучения)
Упражнения у станка.
Подготовка к началу движений.
Приседания по открытым позициям.
Переводы ног из позиции в позицию.
Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног по указанным приёмам.
Упражнения с напряженной стопой из 1-й прямой позиции на каблук.
Каблучные упражнения по 1-й и 3-й отрытым позициям вперед, в сторону и назад.
Перевод ноги с носка на каблук и обратно из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад.
Маленькие броски вперед, в сторону и назад по 1-й,3-й и 5-й открытым позициям.
Подготовка к «веревочке», скольжение работающей ноги по опорной.
Упражнения с ненапряженной стопой, мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе.
Раскрывание ноги на 90 гр. вперед, в сторону и назад.
Большие броски вперед, в сторону и назад.
Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку.

Движения на середине зала:
Русский танец.
Белорусский танец.
Украинский танец.
Итальянский танец.
всего за 2 год обучения

3 год обучения (4 год обучения)
Упражнения у станка.
Приседания медленные и быстрые по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой.
Скольжение стопой по полу с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги.
Маленькие броски.
Круговые движения ногой по полу.
Повороты стопы.
Низкие развороты ноги.
Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.
Каблучные упражнения.
Упражнения с ненапряженной стопой
Раскрывание ноги на 90 гр. С одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад.
Большие броски.
«Веер» - маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной с вытянутой стопой.
Повороты
Подготовка к «качалке» и «качалка».
Выстукивания поочередные каблучками и полупальцами по 1-й позиции прямой в испанском характере.
Растяжка из первой прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле.
Наклоны и перегибания корпуса по 1-й 4-й прямым позициям на полупальцах в полуприседании вперед, в сторону и назад.
Маленькие «голубцы» лицом к станку.
Присядки
Поднимание на полупальцы в сочетании с движением рук.

Движения на середине зала:
Русский танец.
Украинский танец.
Молдавский танец.
Узбекский танец.
Итальянский танец

Освоение технических приемов для вращения и прыжков.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге.
Подскоки по диагонали с поворотом, на одном месте.
всего за 3 год обучения

4 год обучения (5 год обучения)
Упражнения у станка.
Полуприседания и полные приседания, медленные и быстрые по 1-й, 2-й, 4-й и 5-й открытым и прямым позициям.
Скольжение стопой по полу.
Маленькие броски сквозные по 1-й отрытой позиции со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании.
Круговые движения ногой по полу пяткой
«Восьмёрка».
Высокие развороты ноги медленные и быстрые.
Подготовка к «веревочке»
Упражнения с ненапряженной стопой
Каблучные упражнения из 1 прямой позиции.
Раскрывание ноги на 90 гр. с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад.
Растяжка из 1-й прямой позиции
Большие «сквозные» броски
«Голубец»


Движения на середине зала:
Русский танец.
Бурятский танец.
Молдавский танец.
Грузинский танец.
Польский танец.
Венгерский танец.

Техника вращения и прыжков.
Пируэт по 5-й позиции.
Воздушный тур.
Пируэт на каблуках.
Вращение с отбрасыванием ног назад.
«Щучка» с прямыми ногами и согнутыми ногами.
«Пистолет».
«Разножка» в воздухе.
всего за 4 год обучения
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Всего за курс обучения
340































Краткое содержание курса.

Первый год обучения.
Раздел 1. Позиции ног:
Тема 1.1. Пять открытых: 1,2,3,4,5 открытые позиции народно-сценического танца соответствуют пяти позициям классического танца.
а) 1-я позиция - пятки сомкнуты, носки разведены в стороны;
б) 2-я позиция – ноги находятся на расстоянии одной ступни друг от друга, носки разведены в стороны;
в) 3-я позиция – пятка одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны;
г) 4-я позиция – одна нога находится впереди другой на расстоянии ступни, носки разведены в стороны. Носок ноги, стоящей впереди, находится напротив пятки ноги, стоящей сзади;
д) 5-я позиция – пятка одной ноги приставлена к носку другой. Носки разведены в стороны.
Тема 1.2. Пять прямых:
а) 1-я прямая (ранее принятое название – 6-я позиция)- обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;
б) 2-я прямая - ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;
в) 3-я прямая – ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, пятка одной ноги находится у середины стопы другой;
г) 4-я прямая – ноги поставлены по прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;
д) 5-я прямая – ноги поставлены по прямой линии друг перед другом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой.
Тема 1.3. Две закрытые:
а) 1-я закрытая – носки повернуты внутрь, пятки разведены в стороны;
б) 2-я закрытая – носки повернуты внутрь на расстоянии стопы друг от друга, пятки развернуты внутрь на расстоянии стопы друг от друга.

Раздел 2. Позиции и положение рук:
Тема 2.1. Семь позиций:
а) 1-я позиция – закругленные в локтях руки подняты впереди корпуса на уровне груди;
б) 2-я позиция – руки разведены в стороны, кисти направлены вперед и чуть вверх;
в) 3-я позиция – округленные в локтях руки подняты вверх.
г) 4-я позиция – согнуты в локтях руки лежат ладонями сбоку на поясе (талии): большой палец кисти - сзади, четыре других, собранных вместе,- спереди. Локти отведены в стороны.
д) 5-я позиция – руки скрещены перед грудью, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат поверх плеча разноименной руки, чуть выше локтя;
е) 6-я позиция – руки согнуты в локтях и заведены ладонями за голову, как бы поддерживая головной убор;
ж) 7-я позиция – руки согнуты в локтях и положены тыльной стороной кисти за спину на пояс. Однако кисть – тыльной стороной на поясе, другая – на ладони первой. Локти разведены в стороны.
Тема 2.2. Положения рук:
а) подготовительное положение - руки свободно опущены;
б) 1 положение – руки раскрыты в стороны ладонями вверх. Пальцы собраны и вытянуты.
в) 2 положение – руки вытянуты в локтях и раскрыты в стороны на высоте между 2 и 3 позициями. Ладони повернуты вверх. Пальцы собраны и вытянуты.

Раздел 3. Постановка и положение корпуса:
Тема 3.1. Постановка корпуса у станка;
Тема 3.2. Постановка корпуса на середине зала;
Тема 3.3. Положение корпуса:
а) Корпус ровный;
б) Корпус от талии наклонен вперед;
в) Корпус от талии отклонен назад;
г) Корпус от талии наклонен в сторону (вправо или влево)

Раздел 4. Движения на середине зала.
Тема 4.1. Русский народный танец
Русский танец удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и пляски), сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые). Русский танец может быть представлен достаточно широко, и поэтому его освоение предлагается в течение всего срока обучения.

Основные положения ног:
Позиции ног- 1-я,2-я и 3-я свободные и прямые, 1-я и 2-я закрытые.
Основные положения рук:
1. Подготовительное, первое и второе;
2. Подготовка к началу движения;
3. Положения рук в парных и массовых танцах.
Элементы танца
1.Раскрывание и закрывание рук:
а) одной руки,
б) двух рук,
в) поочередное раскрывание рук,
г) переводы рук в различные положения.
2. Поклоны:
а) на месте без руки и с руками,
б) поклон с продвижением вперед и назад.
3. Притопы:
а) одинарные,
б) тройные.
4. Перетопы тройные.
5. Простой (бытовой) шаг:
а) с носка,
б) вперед с каблука.
6. Простой русский шаг:
а) назад через полупальцы на всю стопу,
б) с притопом и продвижением вперед.
7. Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.
8. «Гармошка»
9. «Ёлочка»
10. Припадание в сторону по 3-й свободной позиции:
а) Вперед и назад по 1-й прямой позиции.
11. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).
12. «Верёвочка» простая.
13. «Ковырялочка»:
а) с двойным притопом;
б) с тройным притопом.
14. «Ключ» простой.
15.Хлопки и хлопушки
а) одинарные;
б) двойные:
в) в ладоши,
г) по бедру.
16.Присядки (для мальчиков)
а) подготовка к присядке
б) покачивание на приседании
в) подскоки на двух ногах
г) присядки на двух ногах с вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.
Тема 4.2. Белорусский народный танец.
Белорусский народный танец по своему лексическому материалу очень удобен для обучения детей. Белорусские хороводы, игровые танцы, отображающие трудовые процессы, известны по всей нашей стране и пользуются большой популярностью. Характер движений легкий и трамплинный.

Положение рук:
а) положение рук в сольном танце,
б) положение рук в массовых и парных танцах,
в) подготовка к началу движения.
Элементы танца «Крыжачок»
1. Притопы одинарные.
2. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
3. Тройные подскоки на месте по 1-й прямой позиции.
4. Основной ход «Крыжачка».
5. Поочерёдное выбрасывание на каблук вперед.
6. Тройные притопы с поклоном.
7.Присядка на двух ногах по 1-й прямой позиции с продвижением из стороны в сторону.
Тема 4.3. Литовский народный танец.
По своему характеру литовские танцы спокойны или сдержанно оживлены. Им свойственны простота и непосредственность. Отличительная черта литовских танцев - их продуманность построения, разнообразие и богатство фигур.
Элементы танца «Козлик»
1. Положения ног:
а) 1-я прямая,
б) 2-й прямая,
в) 4-я прямая.
2. Положения рук:
а) 4-я позиция рук, кисти в обхват,
б) Кисти рук сжаты в кулачки.
Движения танца «Козлик»
1. прогулка – простые шаги на приседании.
2. Перескоки с ноги на ногу на месте с продвижением.
3. Прыжки из 1-й позиции во 2-ю и обратно.
4. «Бодание» - прыжки с перекрещенными ногами.
5. «Брыкание»- прыжки с выбрасыванием ног в сторону.
6. Прыжки с поджатыми ногами на месте с продвижением.
Тема 4.4. Движения польки:
1.Простые подскоки польки:
а) на месте,
б)
·вокруг себя,
в)
·С продвижением вперед, назад и в сторону.
2. Простые подскоки с хлопками и поклонами.
3. Простые подскоки в повороте парами под руки.
4. Галоп в сторону.











Второй год обучения.

Раздел 1.Упражнения у станка:
Тема 1.1. Подготовка к началу движений:
а) движение руки,
б) движение руки и координации с движением ноги.
Тема 1.2. Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям (м.р. 3/4,4/4):
а) полуприседания,
б) полное приседание.
Тема 1.3. Переводы ног из позиции в позицию:
а) скольжением стопой по полу,
б) броском работающей ноги на 35 градусов,
в) поворотом стоп.
Тема 1.4. Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног по указанным приёмам (м.р. 3/4,4/4).
Тема 1.5. Упражнения с напряженной стопой из 1-й прямой позиции на каблук (м.р. 3/4,4/4):
а) с полуприседанием на опорной ноге,
б) с полуприседанием в исходной позизиции.
Тема 1.6. Каблучные упражнения по 1-й и 3-й отрытым позициям вперед, в сторону и назад (м.р. 4/4).
Тема 1.7. Перевод ноги с носка на каблук и обратно
из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад (м.р. 4/4):
а) с полуприседанием в исходной позиции,
б) в момент перевода ноги работающей ноги на каблук.
Тема 1.8. Маленькие броски вперед, в сторону и назад по 1-й,3-й и 5-й открытым позициям (м.р. 2/4,6/8):
а) с одним ударом стопой в пол по позиции через небольшое приседание,
б) с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги,
в) с полуприседанием на опорной ноге.
Тема 1.9. Подготовка к «веревочке», скольжение работающей ноги по опорной (м.р. 2/4, 4/4):
а) в открытом положении на всей стопе,
б) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе и на полупальцах.
Тема 1.10. Упражнения с ненапряженной стопой, мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе (м.р. 2/4, 4/4):
а) с ударом полупальцами работающей ноги.
Тема 1.11. Раскрывание ноги на 90 гр. вперед, в сторону и назад:
а) на вытянутой ноге;
б) на полуприседании (м.р. 4/4).
Тема 1.12. Большие броски вперед, в сторону и назад.
Тема 1.13. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку (м.р. ѕ, 4/4).

Раздел 2.Движения на середине зала
Тема 2.1 Русский народный танец.
Элементы танца
1. Поочередное раскрытие рук (приглашение) (м.р. 2/4, 4/4).
2. Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и в 4-ю и 5-ю позиции.
3. Бытовой шаг с притопом.
4. «Шаркающий шаг»:
а) каблуком по полу.
б) полупальцами по полу.
5. «Переменный шаг»:
а) с притопом и продвижением вперед и назад.
б) с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.
6. «Девичий ход» с переступаниями.
7. Боковое «припадание»:
а) с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги,
б) с двойным ударом полупальцами спереди опорной ноги.
8. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в стороны.
9. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на ребро или носок каблука. На месте и с отходом назад.
10. «Моталочка» в прямом положение на полупальцах и с акцентом на всей стопе.
11 . «Веревочка»:
а) с двойным ударом полупальцами,
б) простая с поочередными переступаниями.
12. «Ковырялочка» с подскоками.
13. «Ключ» простой на подскоках.
14. Дробное движение:
а) простая дробь на месте,
б) тройная дробь (поочередное выстукивание всей стопой на месте и продвижениями вперед).
15. Присядка (для мальчиков):
а) присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и сторону по первой прямой и открытым позициям,
б) присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону.
16. Хлопки и хлопушки (для мальчиков):
а) удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в стороны,
б) фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога по груди по полу.
17. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад).
Тема 2.2 Белорусский народный танец «Крыжачок»
1. Основной ход танца «Крыжачок» с поворотом.
2. «Верёвочка» с переступаниями.
3. Присядка с выведением ноги на носок перед собой на полуприседании.
4. Кружение с припаданием.
Тема 2.3 Украинский народный танец (м.р. 2/4, 4/4).
Исполнение украинских женских и мужских танцев различно. Женские - лиричны, наполнены поэзией, мужские отличаются динамикой исполнения, широтой движений, большими прыжками и вращениями.
Элементы танца
1. Позиции и положение ног.
2. Позиции и положение рук.
3. Положение рук в парном и массовом танце.
4. Подготовка к началу движения.
5. Простые поклоны на месте без рук и с руками.
6. Притоп.
7. «Верёвочка»:
а) простая,
б) с притопами,
в) в повороте.
8. «Дорижка простая» (припадание) с продвижением в сторону и с поворотом.
9. «Выхилясник» («ковырялочка»):
а) «выхилясник» с «угинанием» («ковырялочка» с открыванием ноги).
10. «Бигунец».
11. «Голубец» на месте и продвижением в сторону.
Тема 2.4 Итальянский сценический танец «Тарантелла» (м.р. 6/8)
Сценическая форма итальянского танца «Тарантелла» довольна, близка к народной. Исполнение этого танца требует хорошей техники, яркой выразительности корпуса и четкой координации движений.
Элементы танца
Положение ног, характерные для танца «Тарантелла».
Положение рук в танце.
Движение рук с тамбурином:
а) удары пальцами и тыльной стороной ладони,
б) мелкие непрерывные движения кистью «трель».
4. Скольжение на носок вперед в открытом положении с одновременным проскальзыванием на другой ноге назад в полуприседании (на месте, с продвижением назад).
5. Шаг с ударом носком по полу с полуповоротом корпуса с продвижением назад:
а) с последующим ударом носком по полу и одновременным подскоком, но опорной ноге, на месте и с продвижением назад.
6. Бег на месте и с продвижением вперед.
7. Шаг с подскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в колене.
8. Перескоки с ноги на ногу.
9. Подскоки в полуприседании на полупальцах по 3-й свободной позиции на месте и в повороте.
10. Соскок двумя ногами во 2-ю свободную позицию с поднимаем ноги, согнутой в колене, перед собой накрест другой.










































Третий год обучения.

Раздел 1.Упражнения у станка:
Тема 1.1. Приседания медленные и быстрые по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой.
Тема 1.2. Скольжение стопой по полу с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги.
Тема 1.3. Маленькие броски:
а) с двумя ударами стопой работающей ноги по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад,
б) с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад,
в) сквозные по 1-й открытой позиции (balanouirs) с ударом каблука опорной ноги в полуприседании.
Тема 1.4. Круговые движения ногой по полу:
а) с полуприседанием на опорной ноге;
б) с поворотом пятки опорной ноги.
Тема 1.5. Повороты стопы:
а) одинарные
б) двойные.
Тема 1.6. Низкие развороты ноги:
а) на всей стопе,
б) с подъемом на полупальцы.
Тема 1.7. Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.
Тема 1.8. Каблучные упражнения:
а) с переступаниями на полупальцах;
б) с «ковырялочкой».
Тема 1.9.Упражнения с ненапряженной стопой:
а) с подскоками на опорной ноге;
б) с переступаниями.
Тема 1.10. Раскрывание ноги на 90 гр. С одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад.
Тема 1.11. Большие броски:
а) с полуприседанием,
б) с опусканием ноги на пятку и полуприседанием на опорной ноге.
Тема 1.12. «Веер» - маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной с вытянутой стопой.
Тема 1.13. Повороты:
а) плавный на обеих ногах по 5-й открытой позиции в полуприседании и на вытянутых ногах,
б) поворот на одной ноге внутрь и наружу с другой, согнутой в колене.
Тема 1.14. Подготовка к «качалке» и «качалка».
Тема 1.15. Выстукивания поочередные каблучками и полупальцами по 1-й позиции прямой в испанском характере.
Тема 1.16. Растяжка из первой прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле.
Тема 1.17. Наклоны и перегибания корпуса по 1-й 4-й прямым позициям на полупальцах в полуприседании вперед, в сторону и назад.
Тема 1.18. Маленькие «голубцы» лицом к станку.
Тема 1.19. Присядки:
а) на полном приседании по 1-й прямой позиции с поочередным открыванием ног на каблук вперед и по первой свободной позиции, открывая ноги в стороны.
б) «мяч» лицом к станку.
Тема 1.20. Поднимание на полупальцы в сочетании с движением рук.

Раздел 2. Движения на середине зала
Тема 2.1 Русский народный танец (м.р. 2/4, 4/4)
1. Боковые перескоки с ударами полупальцами в пол.
2. Боковые перескоки с ударом каблуком впереди стоящей ноги.
3. «Ключ» с двойной дробью.
4. Дробные движения:
а) простая дробь полупальцами на месте,
б) дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением.
5. «Моталочка»:
а) с задеванием пола каблуком,
б) с акцентом на всю стопу,
6. «Веревочка»:
а) двойная с поочередными переступаниями.
7. «Маятник» в прямом положении.
8. Основной русский ход (академический).\
9. Подбивка «голубец»
а) на месте,
б) с двумя переступаниями
10. быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.
11. Хлопушки:
а) на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,
б) на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,
в) поочередные удары по голенищу сапога и сзади,
г) удары по голенищу сапога спереди крест- накрест.
12. Присядки:
а) присядка с «ковырялочкой»,
б) присядка с ударом по голенищу,
в) подскоки по 1-й прямой позиции из стороны в сторону с хлопком перед собой,
г) присядка «мяч»,
д) «гусиный шаг»,
е) «ползунок» вперед и в стороны на пол.
13. Прыжки:
а) прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте и с продвижением вперед,
б) прыжок с согнутыми от колена назад ногами и ударами по голенищам,
в) прыжок с ударами по голенищу.
16. Вращения:
а) на подскоках с продвижением вперед по диагонали,
б) с движением «моталочки»,
в) с откидыванием ног назад.
Тема 2.2. Украинский народный танец (м.р.2/4).
1. Медленный женский ход.
2. Ход назад с остановкой на третьем шаге.
3. «Веревочка» двойная.
4. «Тынок» (перескок с ноги на ногу).
5. «Выхилястник» с «угинанием».
6. «Голубцы» с притопами.
7. «Выступцы», подбивание одной ногой другую.
8. «Ястреб»- прыжок с поджатыми ногами по 1-й открытой позиции.
Тема 2.3. Молдавский народный танец (м.р. 2/4, 4/4, 6/8).
Молдавские народные танцы известны своим жизнерадостным характером и темпераментом. Элементы молдавского танца - подскоки, различные ходы, прыжки, вращения в сочетании со сложными движениями рук и ритмическими рисунками - помогают учащимся выработать танцевальность, техническое мастерство и выносливость.
Элементы танца
1. Положения ног.
2. Положения рук в сольном и массовом танцах.
3. Ход с подскоком (на месте, вокруг себя, с продвижением).
4.Бег (ноги отбрасываются назад) на месте, с поворотом, с продвижением вперед.
5. Боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено.
6. Припадания (перекрестный ход) со сменой позиции спереди и сзади.
7. Ход на одну ногу с прыжком.
8. Боковой ход каблука.
9. Выбросы ног крест-накрест с подскоком на одной ноге.
Тема 2.4. Узбекский народный танец (м.р. 4/4).
Узбекский народный танец отличается от других танцев выразительными движениями рук, кистей, плеч и головы. Ведущую роль в узбекском женском танце играют руки, а танец юношей более строг. Предполагаемые движения исполняются девушками и юношами и являются базой танцевальной техники.
Элементы танца
1. Положение ног.
2. Положение рук.
3. Поклон.
4. Движения кистей рук:
а) сгибания и разгибания в запястьях,
б) с поворотами в запястье внутрь и наружу,
в) щелчки пальцами,
г) хлопки в ладоши.
5. Движение рук:
а) плавные перевороты рук в различные положения,
б) резкие акцентированные взмахи,
в) сгибания и разгибания от локтя,
г) волнообразные движения от плеча.
6. Движения плеч поочередные и одновременные:
а) вперед, назад,
б) короткие – вниз, верх,
в) круговые движения,
г) быстрые движения (рез-дрожание).
7. Движение головы из стороны в сторону.
8. Ходы:
а) шаг вперед с последующими скользящими шагами,
б) поочередные переступания (одна нога на полной стопе, другая на полупальцах).
9. «Гармошка»
10. Опускание на колени:
а) на одно,
б) на оба.
11. Перегибания корпуса назад, стоя на одной ноге, с другой, вытянутой вперед.
Тема 2.5. Итальянский сценический танец (м.р. 6/8).
1. Маленький броски с поочередными ударами носком и каблуком по полу.
2. Маленький прыжок на одну ногу вперед с одновременным откидыванием другой согнутой ноги на 45 и на 90 гр. на месте и с продвижением.
3. Бег вперед с подскоком.
4. Тройные переступания с ноги на ногу.
5. Повороты внутрь и наружу:
а) поочередные переступания по 5-й свободной позиции на полупальцах в полуприседании,
б) на одной ноге, вытянутая стопа другой ноги у щиколотки спереди или сзади в открытом положении.

Раздел 3. Освоение технических приемов для прыжков и вращений
Тема 3.1. Прыжки на двух ногах, на одной ноге (по 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами).
Тема 3.2. Подскоки по диагонали с поворотом, на одном месте.


Четвертый год обучения.

Раздел 1.Упражнения у станка
Тема 1.1. Полуприседания и полные приседания, медленные и быстрые по 1-й, 2-й, 4-й и 5-й открытым и прямым позициям.
Тема 1.2. Скольжение стопой по полу:
а) с поворотом ноги в закрытое положение в сторону,
б) с поворотом ноги в закрытое положение в сторону с полуприседанием.
Тема 1.3. Маленькие броски сквозные по 1-й отрытой позиции со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании.
Тема 1.4. Круговые движения ногой по полу пяткой:
а) с полуприседанием на опорной ноге;
б) с поворотом пятки опорной ноги.
Тема 1.5. «Восьмёрка».
Тема 1.6. Высокие развороты ноги медленные и быстрые.
Тема 1.7. Подготовка к «веревочке»:
а) в отрытом положении,
б) с поворотом из открытого в закрытое положение и обратно.
Тема 1.8. Упражнения с ненапряженной стопой:
а) с перескоками с ноги на ногу,
б) с переступанием и наклоном корпуса.
Тема 1.9. Каблучные упражнения из 1 прямой позиции.
Тема 1.10. Раскрывание ноги на 90 гр. с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад:
а) плавное,
б) резкое в координации с движением руки.
Тема 1.11. Растяжка из 1-й прямой позиции:
а) в сторону в прямом положении и полуприседании с наклоном корпуса в координации с рукой.
б) в сторону в открытом положении и полуприседании с наклоном корпуса в координации с рукой.
Тема 1.12. Большие «сквозные» броски:
а) на всей стопе,
б) с полуприседанием.
Тема 1.13. «Голубец»:
а) в сторону на 45 гр. в прямом положении лицом к станку,
б) в сторону на 90 гр. в прямом положении лицом к станку.

Раздел 2. Движения на середине зала
Тема 2.1. Русский народный танец (м.р. 2/4, 4/4).
1. «Ключ» дробный сложный.
2. «Маятник» в поочередном движении.
3. «Голубцы» поджатыми ногами с переходом на полупальцы.
4. «Веревочка»:
а) простая и двойная с перетопами,
б) простая и двойная с «ковырялочкой»,
в) простая и двойная с перескоками с ноги на ногу по 5-й открытой позиции.
5. Три «веревочки » и подскок с поджатыми ногами.
6. Дробное движение:
а) двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед.
7. Дробь на «три ножки».
8. Присядки:
а) растяжки в стороны на носки и на каблуки,
б) растяжки вперед на каблук одной ноги на носок другой,
в) растяжка через вторую закрытую позицию на полуприседании на каблуки в стороны.
9. Хлопушки:
а) поочередные удары по голенищу сапога и сзади на подскоках,
б) удары по голенищу одной ноги.
в) удар по голенищу вытянутой ноги.
10. «Моталочка»:
а) с задеванием пола полупальцами,
б) с задеванием пола поочередно полупальцами и каблуками.
11. «Ползунок» вперед и в сторону на пол и на воздух.
12. Прыжки:
а) с согнутыми ногами (одна спереди, другая сзади),
б) одна нога прямая, другая согнута в колене спереди или сзади.
Тема 2.2. Бурятский народный танец
Бурятские танцы в основном исполняются по кругу, пружиня ногами, насколько покачиваясь. Руки сгибаясь в локтях, резко отбрасываются к плечам. Многие танцы сопровождаются песнями. Характерные хлопки в ладоши в сочетании с притопами, с подскоками и присядками.
Элементы танца
1. Позиции ног.
2. Позиции и положения рук.
3. Движения кистей.
4. Движения головы и корпуса.
5. Движения плеч.
6. Шаг вперед с подскоками.
7. Основной «Ёхор».
8. Поворот в присядке.
9. Присядка в сторону.
10. Пружинный ход в сторону.
11. Боковые шаги в сторону с ударом.
12. Ход с проскальзыванием на полупальцах.
13. Взмахи.
14. «Ёхор» по диагонали со скольжением.
15. Ход назад с выбрасыванием ног вперед.
Тема 2.3. Молдавский народный танец (м.р. 2/4, 4/4).
Элементы танца
1. Шаг в сторону с выносом другой ноги вверх на 30 гр. в перекрещенное положение.
2. Мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону.
3. Шаг на ребро каблука с последующим соскоком.
4. Вращение в паре внутрь и наружу на подскоках.
5. Прыжок с поджатыми ногами.
6. «Ключ» молдавский (носок-каблук, носок-каблук разными ногами, соскок на две ноги и прыжок с поджатыми ногами).
7. Тройные переборы ногами.
8. Подъем девушки за талию на месте и с переносом.
Тема 2.4. Грузинский народный танец (5/8, 6/8).
Одно из выразительных особенностей грузинского народного танца является яркий контраст в исполнении женских и мужских танцев. Девушки, словно едва касаясь передвигаются по рисунку танца, и только руки переходят из одного положения в другое. Танец юноши, наоборот наполнен смелыми, энергичными, технически насыщенными движениям с прыжками вращениями.
Элементы танца
1. Положение ног.
2. Положение рук.
3. «Хелсартави»- движение кисти руки (наружу, внутрь):
а) небольшие повороты (женские),
б) полные повороты в запястье (мужские).
4. Движения рук:
а) плавные переводы в различные положения «Картули», «Давлури»,
б) «Самтиулуро»- сгибание рук с взмахом, одной спереди (перед грудью), другой сзади (на уровне талии),
в) «Чагреха» - круговые поочередные переводы от предплечья (мужские).
5. Ходы:
а) «Сада сриала»- шаг вперед на всю стопу с последующими двумя скользящими шагами на полупальцах.
б) «Ртуала»- шаг вперед с двумя последующими шагами, где первый на полупальцах, а другие на всей стопе.
6. «Гасма»- скользящее движение ног:
а) «Сада сриала»- три поочередных скольжения вперед,
б) «Сарули»- три поочередных скольжения с остановкой у носка другой ноги.
7. «Чаквра»- ударные движения ног (мужские):
а) «Сада»- два подскока на одной ноге, другая ставится на каблук, а затем на носок около носка другой ноги,
б) «Пехшлили» - полуприседание по 5-й открытой позиции с подскоком на полупальцы во 2-ю закрытую позицию.
Тема 2.5. Польский сценический танец «Мазурка» (м.р. 3/4).
Мазурка и ее элементы воспитывает у учащихся чувство позы, умения общаться с партнером в танце. Здесь есть энергичные ходы по площадке, вращения в парах, прыжки и выпады на колено, т.е. все то, что прививает учащимся необходимые навыки поведения на сцене.
Элементы танца
1. позиции и положение ног.
2. Положения рук в танце.
3. Волнообразное движение руки.
4. «Ключ» - удар каблуками:
а) одинарный,
б) двойной.
5. шаг в сторону в полуприседании с последующими двумя переступаниями по 3-й сводной позиции.
6. «Голубец»
7. «Перебор» - 3 переступания на месте по 1-й позиции.
Тема 2.6. Венгерский народный танец (м.р. 4/4).
Венгерские народные танцы исключительно интересны своей ритмичностью, координацией танцевальных движений. Исполняются очень темпераментно: голова, корпус, бедра- все живет в танце, а ноги ходят веретеном, поражая разнообразием и четкостью движений.
Элементы танца
1. Положения ног.
2. Положение рук.
3. «Ключ» - удар каблуками:
а) одинарный,
б) двойной.
4. Шаг в сторону с двумя переступаниями
5. Перебор – три переступания на месте с открыванием ноги на 35 гр.
6. «Веревочка» на месте, с продвижением назад и в повороте.
7. Развертывание ноги вперед и в полуприседании:
а) с последующими шагами,
б) с шагом на полупальцы и подведением другой ноги сзади.
8. Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции.

Раздел 3. Техника прыжков и вращений (м.р. 2/4).
Тема 3.1. Пируэт по 5-й позиции.
Тема 3.2. Воздушный тур.
Тема 3.3. Пируэт на каблуках.
Тема 3.4. Вращение с отбрасыванием ног назад.
Тема 3.5. «Щучка» с прямыми ногами и согнутыми ногами.
Тема 3.6. «Пистолет».
Тема 3.7. «Разножка» в воздухе.
































Список литературы


1. Бочаров А., Лопухов А., Ширяев Л. Основы характерного танца. – М. Л.: Искусство, 1939.
2. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. – М.: Искусство, 1976.
3. Надеждина Н. Русские танцы. – М.: Госкультпросветиздат, 1957.
4. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.
5. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Культпросветиздат, 1950.
6. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Искусство, 1976.
7. Чурко Ю. Белорусский народный танец. – Минск: Наука и техника 1972.
8. Гергесова Т.Е. – Бурятские народные танцы. – Улан-Удэ: Бур.книж.издательство, 2002 г.
9. Бондаренко Л. – Методика хорнограф. Работы в школьных и внешкольных заведениях: Киев «Музыкальная Украина», 1985 г.
10. Гусев Г.П., Методика преподавания народного танца. Танцевальное движение и комбинации: Упражнения у станка: Учебное пособие для вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2003 г.
11. Венгерские народные танцы. М. – издательство искусство 1980 г.
12. Борзов А.А. Народно-сценический танец: методическая разработка для хореографических отделений ДШИ и ДМШ – М.: 1987.
13. Автор – составитель Франко Г.С. Ритмика: методические рекомендации для преподавателей ДМШ,ДШИ М.: 1989.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415