Разработка урока с инновационными технологиями по теме: Франция накануне Великой Французской революции.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 126 ГОРОДА ДОНЕЦКА»






Тема урока:

«Кризис абсолютизма во Франции.
Французское Просвещение».








Разработка урока выполнена
учителем истории и обществознания
МОУ «Школа № 126 г. Донецка»
Роговской Еленой Николаевной



Тема урока: Кризис абсолютизма во Франции. Французское Просвещение.

Цели урока:
Уметь охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Франции накануне революции. На основе знакомства с идеями французских просветителей обосновать идеологические предпосылки революции. Рассказать о событиях начала революции. Проанализировать содержание и значение "Декларация прав человека и гражданина";
Сформировать у учащихся умения анализировать исторические документы, составлять сравнительные таблицы, используя материал учебника и дополнительные источники;
Развивать умение анализировать полученные знания и исторические источники, систематизировать и обобщать изученный материал.
Воспитывать интерес к исторической науке и к познанию.

Основные даты и события:

Июль, 1789 г.- начало революции;
14 июля 1789 г. -взятие Бастилии;
4-11 августа 1789 г. - принятие Учредительным собранием декретов об отмене феодальных повинностей;
26 августа 1789 г. - принятие "Декларации прав человека и гражданина".

Оборудование:
Учебник А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 1800.
7 класс..- М. : Просвещение. 2016. 319 с.
Учебники, памятки для работы в группах, атласы, иллюстративный материал.

Структура урока:
I. Организационный момент;
II.Актуализация знаний и умений учащихся;
III. Мотивация учебной деятельности учащихся;
IV. Изложение нового материала:
1. Социально-экономического развитие Франции накануне революции.
2. Французское Просвещение - его представители и их гуманистические идеи.
3. Начало революции - от созыва Генеральных штатов до работы Учредительного собрания.
4. "Декларация прав человека и гражданина". Содержание и значение.
5. Экономические, социальные и административные изменения во Франции.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся;
VI. Итог урока.
VII. Инструктаж домашнего задания.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.


Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний и умений учащихся.
Вопрос к группам (количество групп – 4, количество учащихся: 8-9).
Метод « Мозговой штурм».
Вспомните из изученного исторического материала, в каких странах произошли революции, повлиявшие на их историческое развитие?

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель.
Великая французская революция является "историческим Рубиконом" в судьбах европейских народов. Она ликвидировала феодально-крепостнические пережитки, привела к формированию идей гуманизма, воплотившегося в словах "Свобода, равенство и братство!", впервые провозгласила и попыталась воплотить на практике права человека и гражданина.
Вопрос к группам. Метод « Пресс».
Как Вы понимаете данное выражение «Свобода, равенство и братство!».

IV. Объяснение нового материала.
Учитель.
1. Социально-экономическое и политическое развитие Франции накануне революции.
Ключевой исторической проблемой урока является идея о неизбежности революции в условиях кризиса феодально-абсолютистского строя во Франции; историческое значение первых революционных преобразований (отмена феодальных повинностей).
Вопросы для групп:
Работа с документами "Из путешествия по Франции" Артура Юнга.
1. Что можно сказать о доходах французских крестьян и Церкви?
2. Какой вывод можно сделать о положении крестьянства?
Показать бедственное положение крестьян во Франции помогает выдержка из упомянутого документа (карточки для групп).
"Бедняки, обрабатывающие..., землю, - половники, то есть люди, снимающие землю, но не имеющие возможности вести на ней самостоятельное хозяйство; владелец вынужден снабжать их семенами и скотом; урожай делится между ним и арендатором; это ужасная система, которая увековечивает нужду и не дает возможности поднять уровень развития... Поля представляют жалкую картину плохого ведения хозяйства, а хижины - картину нищеты".
Соревнование групп по ответам на данные вопросы.
Целесообразно предложить учащимся в группах ознакомится с существующими пережитками в промышленности и торговле путем самостоятельной работы с пунктом учебника "Экономическое развитие Франции". Несмотря на то, что феодальные пережитки мешали развитию промышленности и торговли, во Франции быстрее других развивались хлопчатобумажное производство, металлургия, повсеместно распространялись суконные мануфактуры. Рост торговли со всеми европейскими державами и колониями способствовал развитию судостроения. Необходимо подчеркнуть, что в экономическом развитии Франция конца ХVIII в. наступил кризис феодально-крепостных отношений. В недрах феодальной системы хозяйствования складывались формы нового, капиталистического уклада.
Рассматривая материал о политическом развитии Франции, учитель подводит учащихся к мысли о кризисе абсолютизма. В данном случае используем работу с учебником: пункт о государственном строе и сословиях.
Политическое бесправие третьего сословия можно охарактеризовать французской поговоркой: "Духовенство служит королю молитвами, дворянство – шпагой, третье сословие - имуществом". Это же изречение может быть использовано учителем для подтверждения мысли о том, что сословное деление французского общества было пережитком феодальных отношений.

2. Французское Просвещение - его представители и их гуманистические идеи.
Изучение идей французских представителей возможно в двух вариантах.
Первый вариант: изложение учителем идей французских представителей и работа с понятием "Просвещение". Учащимся предлагается заполнить таблицу:
Отношение просветителей
Ш.Монтескье
Ф.Вольтер
Руссо
Д.Дидро

К человеку





Государству





Частной собственности, религии и церкви






Второй вариант: Учащиеся в группах заполняют ее самостоятельно, используя материал учебника и обмениваясь информацией, используя «Метод пила».

Учитель делает вывод: идеи французских просветителей стали идеологическими предпосылками к началу Великой французской революции: они оказали огромное влияние на развитие общественно-политической мысли в Европе и во всем мире. Акцентируется внимание на лозунге "Свобода, равенство и братство!".

3. Начало революции - от созыва Генеральных штатов до работы Учредительного собрания.

Работа с материалом по данному вопросу предполагает самостоятельное знакомство ребят с событиями начала революции во Франции. Использовать работу с учебником (пункты "Созыв Генеральных штатов", "Учредительное собрание", "Взятие Бастилии", "Законодательство Учредительного собрания"). Учащиеся составляют хронологию революционных событий (не менее 5 дат).
Учитель должен подчеркнуть ключевую роль третьего сословия в начале революционных событий. Целесообразно подтвердить эту мысль отрывком из исторического документа – труд аббата Сиейса «Что такое третье сословие»:
Перед нами стоят три вопроса:
1. Что такое третье сословие? Все.
2. Чем оно было до сих пор в политической жизни? Ничем.
3. Чего оно требует? Стать чем-нибудь!
Необходимо заострить внимание учащихся на законодательных декретах Учредительного собрания от 4-11 августа 1789 г., отменивших феодальные повинности, церковную десятину, право феодалов охотиться на крестьянских землях, равенство граждан при уплате налогов. Учителю следует отметить, что принятые декреты все же не разрешили проблему земельного вопроса во Франции. Условия выкупа земли Учредительное собрание обещало установить позднее.

4. "Декларация прав человека и гражданина": содержание и значение.

Развитие у учащихся умения анализировать ключевые исторические документы необходимо связать c «Декларацией прав человека и гражданина» принятой Учредительным собранием и которая стала прологом к будущей конституции Франции. Дале – работа с учебником.
Смотреть памятку « Работа с учебником».
Учитель должен отметить, что "Декларация прав человека и гражданина" была составлена в духе идей французских просветителей и соответствовала революционному лозунгу "Свобода, равенство и братство!". Чтение учащимися основных пунктов "Декларации"(см. документ в учебнике) сопровождается комментариями учителя. Ознакомив с содержанием этого документа.

Вопрос к группам, Метод « Мозговой штурм».

1.Почему можно говорить о том, что "Декларация" основывалась на идеях просветителей?
2.Можно ли предположить, что "Декларация " явилась предшественницей не только первой французской Конституции, но и Конституций многих европейских государств, так как первостепенное значение в ней придавалось равенству всех людей и защите их прав, независимо от происхождения?
3.Дайте историческую оценку «Декларации» для европейцев и законодательства их государств.
5. Экономические, социальные и административные изменения во Франции.
Работа с материалом учебника по группам, метод « Пила».
Итоги первого периода революции (5 мая 1789 г. - 17 июля 1791 г.):
а)анализ политических сил, пришедших к власти во Франции (конституционные монархисты и их лидеры);
б) мероприятия конституционалистов-монархистов;
в) недостатки политики конституционалистов-монархистов.
Завершением изучения нового материала является сообщение учителя о бегстве короля Людовика ХVI из Парижа и расстреле сторонников республики на Марсовом поле.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Систематизировать полученные на уроке знания позволяет беседа.
Вопросы к группам. Метод « Мозговой штурм».

1. Раскройте причины революции.
2. В чем заключались уступки короля требованиям третьего сословия?
3. Какие наиболее яркие события начала революции вы запомнили?
4. Что вы считаете наивысшим достижением первого периода революции? Почему?

VI. Итог урока. Оценивание знаний учащихся.

VII. Инструктаж домашнего задания.
С целью качественного выполнения учащимися домашнего задания необходимо: 1) прочитать соответствующий параграф учебника;
2) подготовить исторические портреты деятелей французского Просвещения.