Урок изобразительного искусства по теме: Декоративный натюрморт


Урок изобразительного искусства
Тема: Декоративный натюрморт
Цель: ознакомление учащихся с жанровыми особенностями натюрморта, формирование умений рисовать декоративный натюрморт, используя приём рисования тычок, для передачи характерных особенностей цветов сирени.
Задачи:
Учить эстетическому отношению к окружающему миру.
Развивать художественный вкус, чувство композиции, углублять формирование графических навыков, развивать наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к изобразительному искусству, поэзии, музыке.
Оборудование:
Презентация к уроку
Бумага для рисования.
Гуашь и акварель
Кисти и ватные палочки
Клипы с произведением С. Рахманинова “Сирень”, с песней Ю. Антонова
« Хмельная сирень»
Стихи о сирени.
Мини – сообщения учащихся
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку
II. Психологический настрой и сообщение темы урока
1. Живет повсюду красота Сердца нам, радуя и грея, И всех нас делает добрее, Она, наверно, неспроста.
Живет повсюду красота, В любом цветке, в любой травинке, И даже в маленькой росинке, Что дремлет в складочках листа.
2. На уроках изобразительного искусства мы постоянно встречаемся с прекрасным , знакомясь с репродукциями картин известных художников, и сами мы тоже пытаемся передавать красоту окружающего мира. Вот и сегодня, выполняя интересную работу, мы сделаем мир прекраснее и добрее.
III. Актуализация знаний учащихся.
Для начала давайте отправимся на выставку, посмотрим репродукции картин и повторим жанры изобразительного искусства.
( демонстрация презентации, дети определяют жанр изо)
Портрет, пейзаж, батальный, анималистический, маринистический, бытовой, натюрморт
- Сегодня мы будем рисовать натюрморт. Что такое натюрморт?
НАТЮРМОРТ - ( от французского— «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов, размещённых в бытовой среде и организованных в группу.
Англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь”, подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.
Натюрморт как самостоятельный жанр возник в Голландии на рубеже XVI и XVII в. В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Слово «декор» в переводе с лат. означает – украшать, поэтому…
Декоративный натюрморт - это натюрморт, основным предназначением которого является украшение внутреннего пространства здания.
Декоративный  натюрморт  характерен условным  изображением  предметов и отличается от реалистического изображения.  Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х – 4-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура. Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д.  
IV. Изучение нового материала.
1. Сегодня мы будем работать в жанре декоративный натюрморт. А что мы будем изображать, вы узнаете, если отгадаете загадку
Ветка в гроздья разодета,Фиолетового цвета.Это в майский вешний день,Расцвела в саду... (Сирень) (Показываю слайд)
- Узнаете? Конечно же, это сирень. Вот такой замечательный букет мы и будем сегодня рисовать на уроке. ( показываю образец)
- А к какому государству в царстве растений принадлежит сирень? Правильно, это кустарник, который в конце весны – начале лета замечательно цветет.
2. - Ребята, в “Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова сказано, что сирень – крупный садовый кустарник с белыми, розовыми, лиловыми душистыми соцветиями. На самом деле в настоящее время существует много сортов сирени с цветами самой разной расцветки. Но какого бы цвета не были цветы, сирень всегда прекрасна.
3. Ребята подготовили небольшие сообщения об этом растении, давайте их послушаем
(Дюкарева и Токарев)
Сирень  - декоративный кустарник  высотой до 6метров с широкой кроной. Листья у сирени весной распускаются раньше, чем у других кустарников и зелеными сохраняются до самых морозов. Ароматные лилово-фиолетовые или белые цветки собраны в большие метелки на концах ветвей. Цветет в конце мая - начале июня. В настоящее время известно более 2000 сортов сирени. В астрологии сирень связывают со знаком тельца. Сирень изображена на гербе города Сигулда в Латвии.
Своё название сирень получила в честь одного из персонажей древне - греческой мифологии. Существует древнегреческая легенда о нимфе Сиринге, которая, спасаясь от бога лесов Пана, поняла, что убежать не получится, и превратилась в кустарник. Из этого кустарника разочарованный Пан сделал сладкозвучную свирель и назвал ее сирингой. Так же назвали и кустарник, который понравился древним грекам своими прекрасными цветами. Так Сиринга стала сиренью.
4. – Есть еще одна легенда о происхождении сирени. Весна, передвигаясь с юга на север, смешивала лучи солнца с разноцветными лучами радуги и бросала их на землю. И там, где падали лучи, распускались причудливые цветы: красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие… Когда Весна достигла севера, у нее оставались только фиолетовые лучи. Бросила Весна их на маленькие кустарники, и прикрылись они сиреневыми цветами. Рассыпала Весна и оставшийся белый цвет – получилась белая сирень.
5.Этому прекрасному ароматному растению музыканты посвящают свои произведения. Известный композитор Сергей Рахманинов пронес любовь к сирени через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка была «царицей» его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, предавал ему нежный привет с Родины.
Послушайте произведение Сергея Рахманинова « Сирень»
6. – Многие поэты описывали сирень в своих стихах.
Вот какие стихотворения посвятили сирени Самуил Маршак и Марина Ершова.
Дети читают стихи
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.
Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.
Если вы недовольны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.
Нет скромнее и проще малюток- цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Вас влекут за собой в недоступные выси…
7. Действительно, многие художники изображали на полотнах сирень.
– Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 гг.). художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт. Кончаловский посвятил много работ веткам сирени. - Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени.
Вот как говорил о своих работах художник.“В этом букете все цветет, живет и радуется”.
– Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?
- Вам нравится это растение?
- Давайте внимательно рассмотрим цветки сирени. Какие они – маленькие или большие
Вот один цветок – он очень маленький, по форме немного похож на колокольчик, у него четыре лепестка. Но иногда в этих цветочках встречается и по пять лепестков.
У нас с друзьями в детстве была игра: мы искали среди цветков сирени те, у которых было пять лепестков. Считалось, что найти такой цветок – к удаче. Его нужно было съесть, загадав при этом желание. Мы верили, что такое желание непременно сбудется.
- И все эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые соцветия – гроздья.
- Ребята, скажите, а какие растения имеют гроздья? (Черемуха, виноград, смородина, рябина)
- Правильно, у них отдельные ягодки собраны в одну гроздь.
Физкультминутка
Говорит цветку цветокГоворит цветку цветок:Подними-ка свой листок.(Дети поднимают и опускают руки.)Выйди на дорожкуДа притопни ножкой.(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)Да головкой покачайУтром солнышко встречай.(Вращение головой.)Стебель наклони слегка —Вот зарядка для цветка.(Наклоны.)А теперь росой умойся,Отряхнись и успокойся.(Встряхивания кистями рук.)Наконец готовы всеДень встречать во всей красе.
V. Практическая работа.1.- Ребята, давайте наполним ароматом сирени наш класс, изобразив натюрморт
« Сирень в вазе»
Рисование натюрморта начинается с составления композиции – у нас она уже есть – это сирень в вазе.
2. Основные этапы изображения натюрморта (На доске таблицы поэтапного изображения натюрморта).
Намечаем поверхность, на которой стоит ваза
Обводим по шаблону вазу
Рисуем стебли
Намечаем бутоны и листья ( какой формы бутоны и листья?) бутоны - овальной, листья - в виде сердечка
Раскрашиваем листья и стебельки кистью ( какой цвет используем?) темно - зеленый
Ватной палочкой раскрашиваем гроздья сирени, используя прием рисования – тычок (какой цвет используем?) сиреневый, сверху на сиреневый цвет можно наложить белый
В завершении работы раскрашиваем вазу и стол
3. Самостоятельная работа. (Выполняется под музыку)
VI. Демонстрация готовых работ. Оценивание.
- Давайте оформим свою картинную галерею.
Детские работы вывешиваются на доску, где выложено слово ВЫСТАВКА
Для того, чтобы нашим виртуальным гостям и вам запомнился наш урок и в душе среди осени всегда была весна, послушаем прекрасную песню о сирени в исполнении Ю. Антонова.(клип песни Ю. Антонова « Хмельная сирень»)
VII. Итог урока
Живет повсюду красота,
Живет не где – нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
VIII. Рефлексия
- Сегодня мы рисовали ветки …
- Мы работали в жанре …
- Было интересно узнать, что …
- Я могу похвалить себя и ребят за…