План-конспект открытого занятия Декоративный натюрморт в технике холодного батика

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики







План-конспект открытого занятия
«Декоративный натюрморт в технике холодного батика»







Выполнила Наумова Ирина Гавриловна
Педагог дополнительного образования
МАОУДО «Дом детского творчества»
г. Чебоксары Чувашской Республики












Чебоксары -2015
Тема занятия: Декоративный натюрморт в технике холодного батика
Тип занятия: комбинированный
Цели и задачи занятия.
Цель обучающая: обобщение и систематизирование знаний учащихся о декоративном натюрморте и стилизации; взаимодействии теплых и холодных цветов;
продолжение изучения техники холодного батика.
Задачи: научить определять оттенки теплых и холодных цветов;
углубить познания учащихся о стилизации на примере изображения декоративного натюрморта; формировать навыки с художественными материалами;
изучить особенности контраста теплых и холодных цветов.
Цель развивающая: развитие творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса, чувства цветовой гармонии;
умение применять теоретические знания, полученные на занятии, в самостоятельной работе над натюрмортом.
Задачи: развивать художественный вкус, воображение и творческие способности учащихся;
развить зрительские представления и впечатления от натуры;
развивать умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей;
развивать интерес к технике батика.
Цель воспитательная:
формирование нравственной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
воспитание аккуратности, умения слушать товарища, чувства единения, дружбы в коллективе.
Задачи: воспитывать художественный вкус, стремление видеть красоту на примере изучения декоративного натюрморта;
оказывать помощь в выявлении раскрытия неординарных способностей учащихся;
развивать устойчивый положительный отклик на занятие творчеством. Ожидаемые результаты:
Предметные:
знать различные приемы декоративной стилизации натурной постановки; иметь представление об использовании техники холодного батика в натюрморте.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Учащиеся должны научиться работать по предложенному педагогом плану. Учиться совместно с педагогом давать эмоциональную оценку деятельности на занятиях.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в своей системе знаний.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся должны уметь пользоваться языком декоративного искусства. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятиях. Личностные:
Формирование у учащегося ценностных ориентиров в декоративно- прикладном искусстве.
Развитие самостоятельности в поиске решения различных творческих задач. Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Вид занятия.
Занятие – практикум.
Формы обучения.
Индивидуальная и групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, диалог);
наглядные (репродукции, образцы);
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебный дискуссия);
методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Средства оснащения и оборудование: ТСО: экран для демонстрации презентации, ноутбук. Для педагога: готовый образец панно, презентация «Декоративный натюрморт», работы учащихся, цветовой круг, репродукции. Для учащихся: Подрамник, ткань-бязь, краски гуашевые, кисти, баночка с водой, стеклянная трубочка, резервирующий состав.
План занятия.
Организационный момент, проверка готовности к занятию (1мин).
Групповая работа (1 мин).
.Целеполагание (1 мин).
Фронтальный опрос (5 мин).
Формирование новых знаний (10 мин).
Физкультминутка (3 мин).
Творческая практическая деятельность учащихся(20 мин).
Итоги занятия. Закрепление понятий (4 мин).
Ход занятия.
1.Организационный момент (Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию). Здравствуйте, тихо садимся на свои рабочие места! Рада вас видеть на занятии!
2. Групповая работа. В нашем классе развернута выставка ваших работ в технике холодного батика. Сегодня вы распределитесь на 2 группы. Каждой группе я раздаю репродукции по различным жанрам. Какие жанры у вас получились? (Ответы учащихся: пейзаж, натюрморт).
С каким жанром вы познакомились на прошлом занятии? Дайте мне пожалуйста репродукции натюрморта. (Каждая группа сдает репродукции с натюрмортом, вешаю их на стенд).
3.Целеполагание. Ваши ответы верны. На прошлом занятии вы познакомились с особенностями жанра Натюрморт и даже выполнили предварительный эскиз, с переносом рисунка на ткань. Но чего же не хватает в вашем рисунке на ткани? Правильно, не хватает цвета в ваших работах. Значит, цель нашего занятия - завершить натюрморт в цвете.
4. Фронтальный опрос. Прежде, чем мы приступим к работе, ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины (слайды викторины).
Натюрморт – картина, изображающая?
Дословный перевод слова НАТЮРМОРТ (Варианты ответа: “Мертвая” природа: “Живая” природа: “Мертвая” натура)
Чем отличаются натюрморты друг от друга? (Колоритом)
Что такое колорит? (Основной цвет картины)
Варианты декоративных и реалистичных натюрмортов (Рассортировать слайды) Как с латинского переводится слово ДЕКОР? (Украшать)
Как можно украсить наш декоративный натюрморт? (Варианты на слайде)
По каким признакам вы отличили декоративный натюрморт от реалистичного? По каким признакам можно отличить натюрморт, выполненный на ткани в технике батика от натюрморта, выполненного на бумаге? (Варианты на слайде)
5.Формирование новых знаний.
Перед вами постановка натюрморта из предметов, который мы с вами выбрали на прошлом занятии. Работая над предметами в декоративном натюрморте, создавая их образ, художник может изменять пропорции предмет, преломляя их форму, нагибая и наклоняя в стороны, упрощать их форму, округляя или вытягивая. Изображать предметы можно плоскими, объемными, подчеркивая форму, выделять контуром или украшать орнаментом. Для усиления декоративности композиции часто используют такие приемы: деление плоскости на части (мелкие и крупные), дробление изображения, наложение одной формы на другую, изменение цвета. (Во время объяснения показываю примеры декоративного изображения украшения натюрморта. Презентация “Декоративный натюрморт”).
Сегодня мы продолжим работу над натюрмортом с помощью стеклянной трубочки и резервирующего состава. Такой способ, как вы помните, называется резервированием. Посредством наполненной трубочки, мы наносим контурную линию на ткань.
Художественные приемы росписи ткани очень разнообразны, яркий мир красок и материалов завораживает и увлекает, что хочется творить. Эта интересная техника росписи тканей, история которой берет начало в глубине веков, становится сегодня все более популярной.
Для наиболее полной передачи декоративности, мы выполним натюрморт теплыми и холодными цветами. Но прежде, давайте вспомним, сочетания каких цветов наиболее удачны для цветового решения.
Как называются цвета, которые усиливают яркость друг друга? Правильно, дополнительные, они дополняют друг друга. Один из них – теплый цвет, а другой – холодный. Таким образом, получается контраст теплого и холодного. Несмотря на противоположность, они нуждаются друг в друге, максимально друг друга зажигают.
Показываю учащимся “цветовой круг” для закрепления материала.
6. Физкульминутка.
7. Творческая практическая деятельность учащихся.
- А сейчас ребята, открываем краски, берем кисти и палитры и за работу. Напоминаю учащимся о технике безопасности при работе с художественными инструментами. На доске вы видите работы других учащихся, рассмотрите их, можете ими пользоваться для завершения своего натюрморта.
Во время практической работы делаю целевые обходы: контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества работы.
8. Итоги занятия. Закрепление понятий.
В конце занятия с учащимися анализируем каждую работу, организуем выставку. Кратко вспоминаем основные моменты новизны по данной теме. Учащиеся оценивают работы друг у друга. Мотивирую учащихся на участие в отчетной выставке в конце учебного года. Всех благодарю за проделанную работу. Поощряю учащихся сладким подарком за старание, терпение, трудолюбие и творческий подход.

Литература:
1. «Искусство батика» - энциклопедия художника учебное пособие для Вузов.«Внешсигма» 2000 г.
2.Аллахвердова Е.Э. Батик, Глина. Дерево./Е.А. Аллахвердова.- Издательство «Астрель», 2001.
3.Брита Хансен «Роспись по шелку для начинающих». Издание на русском языке.OFAsprl, 1997. -72с.
4.Батик: Методические рекомендации для преподавателей. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2009.
5.Давыдов А.С. Батик. Энциклопедия. Техника. Изделие. Батик. С. Давыдов. – М.: «АстПресс», 2006. 6.Дворкина И. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый /И. Дворкина. –М.:Изд. «Радуга», 2000. -159с.
7. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса /Под ред. Б. М. Неменского.-М.: Просвещение, 2011
8. Искусство батика» - энциклопедия художника учебное пособие для Вузов.«Внешсигма» 2000 г.











Приложение 1



Приложение 2












13PAGE \* MERGEFORMAT14115





·Декоративный натюрмортРисунок 2Декоративный натюрморт. Картины художника. Намаконова Евгения Викторовна. Художники. Картины, картинная галерея, продажа картин Заголовок 2 Заголовок 315