Конспект урока Декоративный натюрморт. Истоки по предмету Живопись (для детей 10-12 лет)


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Школа искусств» г.Сыктывкар
Урок «Декоративный натюрморт. Истоки»
для учащихся 1 года обучения (10-12 лет)
по предмету «Живопись» (программа «Живопись»)
Подготовила конспект преподаватель Минченкова Алла Борисовна

2015
Тема урока: « Декоративный натюрморт. Истоки».
                       
Цель урока: ознакомить с историей появления авангардного направления в живописи.
Задачи  обучения:  расширение кругозора учащихся, обогащение зрительного опыта посредством знакомства с произведениями изобразительного искусства; обогащение словарного запаса специфическими художественными терминами;
               развития:  развитие творческого воображения;
          воспитания:  воспитание интереса к творчеству художников различных направлений; формирование эстетического отношения к произведениям искусства.
Оборудование:  экран, видеопроектор, компьютер
Зрительный ряд:  репродукции работ художников в виде презентации MicrosoftPowerPoint, детские работы из метод.фондаСтруктура урока:  
I.   Организационный момент – 3 мин.
II. Актуализация знаний -5 мин.
III. Сообщение новых знаний -20 мин.
IV. Закрепление новых знаний – 7 мин.
V. Итог урока -5мин.
                                             Ход урока
Организационный момент
Приветствие; проверка готовности класса к уроку; напоминание о порядке работы и поведении на уроке; инструктаж по технике безопасности.
Актуализация знаний
 Тема нашего урока – «Декоративный натюрморт. Истоки».
Натюрморт – жанр живописи.
- Какие ещё жанры живописи вы знаете?
На предыдущих занятиях по живописи мы с вами выполняли декоративный натюрморт.
- Чем отличается исполнение натюрморта в стиле декоративной живописи?
- Что означает слово «истоки»? (начало, зарождение)
Мы начинаем цикл заданий на выполнение декоративных натюрмортов различных стилистических направлений.
Когда и как появился жанр изобразительного искусства – натюрморт?
Какие изменения претерпевал этот жанр с момента зарождения?
Какие новые направления в живописи существуют?
Сообщение новых знаний
 Презентация
Мы с вами совершим небольшую экскурсию в историю появления жанра в изобразительном искусстве – натюрморта.
Слайд 2.
Андрей Рублёв. Троица

Икона. Первые изображения бытовых предметов.
Первые изображения бытовых предметов мы можем видеть на иконах и религиозных картинах западноевропейского искусства.Они не несут самостоятельного значения, выполняют функцию религиозного символа.Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции.Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Слайд 3.

Франциско де Сурбаран. Натюрморт. 1633
Картина. Натюрморт как самостоятельный жанр.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII века. XVII век в Европе — это век расцвета натюрморта. Тогда были созданы все основные разновидности его и фактически исчерпаны все тематические и иконографические варианты.
Слайд 4 .
Реализм. Натюрморт как отдельный жанр.
Небывалое развитие натюрморта в западноевропейской живописи XVII века в значительной мере может быть объяснено особенностями общекультурной и мировоззренческой ситуации . В натюрморте художественно утверждалась самая конкретная из всех конкретностей посюстороннего мира — вещь, продукт вполне конкретной деятельности человека, вместе с тем эти земные рукотворные вещи наделялись иносказательным, эмблематическим значением, воспринимались как знаки невещественных, духовных ценностей, как олицетворенное раздумье над смыслом человеческой жизни. Вещь, утратив иносказательное значение, перестает быть объектом большого искусства. Жанр натюрморта начинает постепенно изживать себя.
Слайд 5.

Константин Коровин. Розы. Таисия Попова.
Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
Слайд 6.

Поль Сезанн. Анри Матисс.
Новые течения в западноевропейском искусстве на рубеже 19- 20 веков.
Возрождение натюрморта совершается в конце XIX — начале XX столетия. Благодаря своей сюжетной и, до некоторой степени, смысловой стерильности натюрморт в эти бурные для развития искусства десятилетия оказывается особенно удобным для творческого экспериментирования. Один из самых консервативных в композиционном отношении, натюрморт позволял художникам осуществить самые смелые, порой доходившие до парадокса нарушения законов жанра, оставаясь в то же время в пределах его. Большинство экспериментов в этой области имело своей задачей возможно более полное сюжетное и образное развеществление вещей.
Слайд 7.

Пабло Пикассо. Натюрморт. Анри Матисс. Красная комната.
В первые годы XX века происходит не только размывание границ вещей внутри натюрморта, но и в значительной мере размывание границ самого жанра. В распахнутых полотнах Матисса составляющие натюрморт предметы, пронизанные органическими ритмами природы, сливаются с пейзажем или сами превращаются в пейзаж, преодолевая преграду между миром живого и миром неживого. В сконструированных кубистических пейзажах Пикассо сама природа опредмечивается, приобретает черты сделанности, вещности, пейзаж уподобляется натюрморту.
Слайд 8
Причины появления «новой живописи».
Бурное развитие науки и техники в начале ХХ века.(изобретение фотографии, открытие электричества и атома, появление теории относительности, и тд )
Перелом веков принес в общество ощущение грядущей мировой катастрофы, благодаря расширению «информационного поля»: «…сообщения о катастрофах, военных конфликтах, стачках, народных волнениях, благодаря телеграфу и телефону распространялись с невиданной стремительностью» (англо-бурская война, испано-американская война в Центральной Америке, конфликт между Россией и Японией, первая русская революция, Первая мировая война).
Социальные и национальные проблемы (детский труд. нищета, бесправие и тд).
« Итак, на рубеже Х1Х и ХХ веков живописцы отказались от натуралистического изображения мира. Видимое перестало быть для них интересным, оно обнаружило свою недостоверность , выглядело неприемлемым. В живописи произошла настоящая революция , и художники обратились к мирам своих чувств и фантазий… Мир неузнаваемо изменился, изменилась и живопись».
Слайд 9.

Поль Сезанн. Винсент Ван Гог. Поль Гоген.
Три основоположника новой живописи : Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген.
Поль Сезанн – французский художник-живописец (1839-1906). Особенность живописи: интересно то, что внутри. Художник проникает вглубь вещей и выносит на поверхность картины их сокровенную сущность (аналитически – рациональная линия).
Винсент Ван Гог – нидерландский художник (1853- 1890).Особенность живописи: «неважно, какова натура, важно, что я чувствую, глядя на неё»; «изображение личных переживаний от едва уловимых трепетных чувств, до бурных проявлений»(эмоционально-экспрессивная линия).
Поль Гоген – французский живописец (1848-1903). Особенность живописи: «не имеет значения, что изображено, фантазия или действительность, на холсте они неотличимы» (синтетически – фантазийная линия).
Слайд 10.

Пабло Пикассо. Джорджо Моранди.
Направления в живописи в конце 19 начале 20 веков.
На рубеже 19-20 веков произошёл переворот в живописи – отказ от реалистического изображения: целью живописи стало выражение незримого.
Основные направления в живописи:
- импрессионизм;
- постимпрессионизм;
- модерн;
- фовизм;
- кубизм;
- абстракционизм.
В дальнейшем мы с вами познакомимся подробней с каждым из направлений и их представителями.
IV. Закрепление новых знаний
- О каком жанре живописи мы сегодня говорили?
- Что означает слово «натюрморт»?
- Где мы можем увидеть первые изображения бытовых предметов?
- Когда жанр натюрморта стал самостоятельным?
- Когда появились новые живописные направления?
- Назовите представителей-художников новой живописи .
- Какие направления в живописи конца 19 начала 20 веков вы запомнили?

V. Итог урока.
На практических занятиях мы начнем цикл заданий на выполнение декоративных натюрмортов различных стилистических направлений. С некоторыми из новых направлений живописи мы ознакомимся чуть подробней на последующих занятиях.
Домашнее задание: найти информацию о творчестве художников Сезанна, Ван Гога, Гогена.