Рабочая программа кружковой деятельности Народно-прикладное искусство


 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народное декоративно-прикладное искусство-одно из средств художественного воспитания детей со сложной структурой дефектов. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном , эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Птица - это символ радости, счастья, это души предков. Конь - главный символ солнца и оберег. Баран, корова - могущество, плодородие, а олень- символ изобилия и удачного брака . Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Известно, что знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, способствует формированию основ патриотизма. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс народного декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей со сложной структурой дефекта актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком народного декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Образовательные:
- различать виды народного декоративно- прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Коррекционно - развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
-развивать связную речь детей, обогащать словарный запас ;- развивать зрительно - двигательную координацию;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность;
-воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;
-прививать навыки работы в коллективе;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине;
-воспитывать любовь к народному творчеству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка «Дымковская слобода» рассчитана на 2 года. Кружок комплектуется из учащихся 5 «с» класса . Количество детей в группе для освоения программы - 5 человек.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу.
Структура программы
Программа кружка «Дымковская слобода» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям данного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой
Ниточная страна
Остров ненужных вещей
Роспись по дереву
Лепка из пластилина
Макетирование
Работа с природным материалом.
Творческий проект
Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
Эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах –выставках районного, городского, областного уровня.
Формы и  методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, чаепитие;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете .Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.
Дидактический материал:
Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумаги и природного материала. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
- о исконно русских народных промыслах;
- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Дымковская роспись, Городецкая роспись, Гжельская роспись, Хохломская роспись;
- об особенностях лепных игрушек;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
- о плетении из бумажных трубочек;
- о проектной деятельности.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
- Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику с учетом индивидуальных особенностей детей следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6.  Максимум поощрения, минимум наказания.
 
Учебно-тематический план кружка декоративно-прикладного творчества «Дымковская слобода»
2012-2013 год.
№ п\пПеречень разделов, тем Вид занятия Кол-во часов темы Месяц
1. Введение. Вводный инструктаж Теория
2 ч. сентябрь
2. Знакомство с гжельским промыслом Практическое занятие
Кисти, краски, бумага
4 ч. сентябрь
3. Рисование «Пейзаж» (по мотивам гжельской росписи) Практическое занятие
Кисти, краски, бумага
4 ч. Сентябрь
октябрь
4. Знакомство с «Золотой хохломой» Практическое занятие
Набор для рисования: краски, альбомы, кисточка 4 ч. октябрь
5. Рисование «Хохломская ваза» Практическое занятие
Кисти, краски, альбомы
2 ч. Октябрь
ноябрь
6. Аппликация «Хохломская птичка» (коллективная работа) Практическое занятие Набор для аппликации: краски, клей, цветная бумага 2 ч. декабрь
7. Знакомство с промыслом - дымковская игрушка  Практическое занятие
Набор для рисования: краски, кисточки, альбомы 4 ч. декабрь
8. Рисование « Дымковская барышня» Практическое занятие Набор для рисования: краски, кисточки, альбомы 2 ч. январь
9. Аппликация «Украшение хвоста индюка» (коллективная работа) Практическое занятие
Набор для аппликации: краски, кисточки, клей, цветная бумага 2 ч. февраль
10. Знакомство с городецкой росписью Практическое занятие
Набор для рисования: кисти, краски, альбомы 4 ч. март
11. Рисование «Городецкая доска» Практическое занятие Разделочная доска, кисти, краски, лак 2 ч. апрель
12. Творческий проект
«Подарок другу» Этапы проекта, требования к проекту
2 ч. май
Итого: 34 часа. Литература
1.Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
3. Богуславская И.П. Русская глиняная игрушка.-Л.: Искусство, 1975.
4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990.
5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 2005.
6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
7.Дьяконова Л. В. Дымковские глиняные расписные.- Л.: художник РСФСР, 1986.
8. Дюмин Г. Н. « Уроки детского творчества».- М.: Просвещение, 2004.
9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов. ЭКСМО. Москва, 2005.
10. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Пластилиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006.
12.Орлова Л. В. « Основы народного и декоративно - прикладного искусства».- М.: Мозаика-Синтез, 2002.
13. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество.- М.: Просвещение, 1995.
14. Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2002.
15. Ровинский Д. А. Русские народные картинки.- СПб .: « Тропа троянова », 2002.
16. Рогов А. П. Кладовая радости.- М.: Окоем, 1995.
Учебно-тематический план кружка декоративно-прикладного творчества «Дымковская слобода»
2013-2014 год.
№ п\пПеречень разделов, тем Вид занятия Кол-во часов темы Месяц
1. Введение. Вводный инструктаж Теория 1 ч.
сентябрь
2. 1. Знакомство с хохломской росписью.
2. Узор травка в полосе
3. Хохломская ваза. Практическое занятие
Изготовление поделок из бумажных модулей
1 ч.
1 ч.
1 ч. сентябрь
3. 1. Рисование. Уточка-солонка.
2. Рисование. Чудо-птица.
3. Рисование. Павлин. Практическое занятие
Набор для рисования: альбомы, краски, кисточки, салфетки 1 ч.
1 ч.
1 ч.
Сентябрь
октябрь
4. 1. Знакомство с промыслом- дымковская игрушка.
2.Рисование. Узор солнышко.
3. Рисование дорожка для коня.
Практическое занятие
Изготовление панно, игрушек, муляжей.
Практическое занятие. Альбомные листы, кисти, краски, салфетки. 1 ч.
1 ч.
1 ч.
октябрь
5. 1. Рисование. Уточка с утятами.
2. Рисование дымковские барыни.
3. Рисование. Индючок. Практическое занятие.
Альбомные листы, кисти, краски, салфетки. 1 ч.
1 ч.
1 ч.
Октябрь
ноябрь
6. 1. Рисование. Дымковские всадники.
2. Лепка и роспись дымковского коня.
3. Лепка и роспись дымковской барыни.
4. Веселое шествие дымковских игрушек. Практическое задание. Альбомные листы, кисти, краски, салфетки. Пластичная масса для лепки, кисти, краски, салфетки. 1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
декабрь
7. 1. Знакомство с гжельским промыслом.
2. Рисунок. Виноградная лоза.
3. Рисунок. Пейзаж.  Практическое занятие
Набор для рисования: альбомы, краски,
кисточки
1 ч.
1 ч.
1 ч. декабрь
8. 1. Рисование. Посуда.
2. Рисование. Сказочное море.
3. Коллективная аппликация. Практическое занятие. Альбомные листы, кисти, краски. 1 ч.
1 ч.
1 ч.
январь
9. 1. Рисование «Кружевная салфетка».
2. Рисование. Русский народный костюм.
3. Рисование. Мы веселые матрешки. Практическое занятие
Набор для рисования: альбомы, кисти, краски, салфетки 1 ч.
1 ч.
1 ч. февраль
10. 1. Знакомство с жостовской росписью . 2. Цветы для жостовского подноса.
3. Жостовские цветы (аппликация).
Практическое занятие
Набор для рисования:
альбомы, кисточки, краски
1 ч.
1 ч.
1 ч.
март
11. 1.Знакомство с городецкой росписью.
2. Рисование. Составление городецкого узора на бумаге. 3. Составление узора в квадрате. Аппликация (коллективная работа). Практическое занятие изготовление панно из папье-маше и роспись изделия 1 ч.
1 ч.
1 ч.апрель
12. Творческий проект
«Подарок другу» Анализ допущенных отклонений.
Демонстрация проектного изделия.
Защита проекта 2 ч. май
Итого: 34 часа.