Выступление по теме Особенности работы по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»


Тема урока: Что мы знаем о звуках и буквах?
1 класс
Цели урока:
образовательная:
- закрепить и систематизировать знания о звуках и буквах(гласные- ударные
и безударные; согласные звонкие и глухие парные и непарные; твердые и мягкие
парные и непарные);
- закрепить навыки письма в одну линейку, совершенствовать навыки написания букв
и соединений.
развивающая:
- развивать у детей чувства языка, творческие и аналитические способности, речь,
внимание, память.
воспитательная:
-воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе ,дружеское
отношение друг другу.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» для 1 класса, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина;
Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса, Е В.Бунеева, М.А.Яковлева.
Компьютер, диск с презентацией, индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная работа, разноуровневая работа,
защита проекта «Вежливые слова»
Вид урока - нестандартный, урок-путешествие.

Ход урока
1. Психологический настрой
Учитель: Прозвенел звонок веселый,
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг друга понимать.
- Наш урок начнем с пожелания друг друга добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра. Если будет трудно- я тебе помогу.
Я рада ,что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2.Появление сказочного героя
Учитель: Но, кажется, кто-то идет на урок. Незнайка входит в класс (в руке большой карандаш)
-Доброе утро, первоклассники и гости! ( Незнайка идет по классу и видит на партах у детей учебники и тетрадки)
А для чего вам книги и тетрадки, человечки-звуки: одни - в красных, другие в синих, зеленых башмачках, на экране ученики-игрушки?
Дети: Мы изучаем звуки и буквы.
Незнайка: Мне кажется, что вы внимательные, старательные, целеустремленные.
Учитель: Как вы думаете, кем хочет стать Незнайка? Что у него в руках?
Дети: Лучшим учеником
3. Сообщение темы урока.
И так ребята, мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в страну звуков и букв.
- А на каком же транспорте? (На поезде)
В первом вагоне пассажиры-ученики 1 ряда, во втором- ученики 2 ряда, в третьем-ученики 3 ряда.
Тема нашего урока, как вы уже догадались, «Звуки и буквы.» На этом уроке мы с вами развиваем умение обобщать, делать выводы, сравнивать звуки и буквы, продолжаем формировать навыки грамотного письма элементов букв, самих букв и слов.
Незнайка: В путешествие, друзья! (Слайд 1)
Приглашаю вас я
И собой прошу я взять
Ручку, карандаш, тетрадь
Станция «Чистописание» (Слайд 2)
Работа по тетрадке (Урок 5, страница 6)
- Записи в тетрадях должны быть аккуратными, грамотными, легко читаемыми. Тетрадь-это лицо ученика.
-Покажем ладошки, разотрем их. Возьмем в руки ручку, покатаем его между ладошками.
Итак, на верхней линейке пишем число.
- А какие же узоры мы видим на первой строке?
-Какую форму они имеют?
-Напишем «перья» и «ручки» на первой строке.
-А какую букву мы сегодня будем писать, догадались?
«Букву нам кузнец ковал,
Получился лишь овал.» Письмо буквы о по образцу
-Напишем по образцу сочетания.
- Какие из сочетаний являются словами?
Слова колокол, золото, потолок, сом
- Прочитаем слова. Поставим в них ударения. Подчеркнем безударные гласные.
- Что объединяет первые три слова?
- Запишем слова, обращая внимание на правильное соединение буквы с другими буквами. Сравним написанное с образцом. Подчеркнем зеленым цветом слова, в которых совпадает количество гласных и согласных букв. (Колокол, потолок)
Самоконтроль.
Наш Незнайка изменился:
Писать красиво научился.
А как дела твои, дружок?
(Спрячь буквы худшие в кружок)
Сколько их? Не удивляйся
И писать всегда старайся.
(Ученики « превращают в цветные шарики буквы, которые не получились)
Станция « Повторяй-ка!» (Слайд 3)
Поиграем в игру « Я знаю…»
Пассажиры 1 вагона составляют предложения « Я знаю, что гласных звуков в русском языке 6»( Всего 8 предложений)
Пассажиры 2 вагона составляют предложения « Я знаю о том, что согласных звуков больше, чем букв.( Всего 8 предложений)
Пассажиры 3 вагона находят слова « Я знаю слова на гласные буквы…»
(4 пассажира.) Еще 4 пассажира находят слова на согласные буквы .Победители знатоков слов заносятся в книгу рекордов класса.
Станция « Прыг-скок,
Раз, два!» (Слайд 4)
Если на экране появятся гласная буква, руку поднимаем вверх; а если согласная -присядем.
-Будьте очень внимательны.
Станция « Мысли и действуй!» (Слайд 5)
Работа по учебнику стр.12, задание 11.
-О чем это стихотворение? ( О галках.)
-О каких галках?
- А галки - это птицы?
-О птицах говорится в этом стихотворении?
-А почему вы так считаете?
-Может, кто-то по- другому думает?
-Ребята, галками еще называют элементы печатных букв и обозначаются V.
-А что такое «снежное поле» в стихотворении? (Это тетрадный лист)
-Какие галки уселись на снежном поле в этом стихотворении? (Это буквы, элементы букв)
И, так ребята, мы узнали, что слово галка имеет два значения (Птица и элементы букв)
- Такие слова называются омонимами.( Одинаково пишутся, но лексические значения разные)
Выполнение заданий по учебнику.
Вывод: По какому признаку объединены буквы в тетради на зеленой полосе?
«Станция «Вежливые слова» ( Слайд 6)
Защита проекта «Азбука вежливости»
Цель: Из-за незнания и неумения применять некоторые вежливые слова в классе иногда возникают конфликты; работа над такой азбукой поможет стать более культурными и воспитанными детьми.
У первой группы слова благодарности, просьбы, извинения, примирения, приветствия, прощания, пожелания, знакомства, комплименты начинаются с гласных букв. «Азбука вежливости» оформлена в виде солнца .Каждый луч солнца представляет собой вежливое слово или выражение. У второй группы слова начинаются с парных звонких и глухих согласных.(Слова на облаках) У третьей группы слова начинаются с непарных звонких согласных. (Слова записаны на весеннем первоцвете-подснежнике)
У четвертой группы вежливые слова начинаются с непарных глухих согласных.( Слова живут в красивом сказочном домике)
В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился тематический словарный запас, кругозор, развивались творческие, литературные способности, шло развитие в интеллектуально- нравственном плане; совершенствовалась техника чтения, активизировалась внутренняя и внешняя речь.
Самостоятельная работа по карточкам.
Итог урока. Вот и закончилось наше путешествие.
-Какой вывод мы сделаем по нашему путешествию?
-Каким получился наш урок?
-Что полезного для себя вы усвоили?
-Как вы чувствовали сегодня на уроке?