Педагогический проект по развитию мелкой моторики в группе детей с ОВЗ. «Веселые пальчики»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учиреждение детский сад №8Муниципального образования Гулькевичский район
г.Гулькевичи
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в группе детей с ОВЗ.
«Веселые пальчики»
Автор - Бондаренко Светлана Александровна – воспитатель МБ ДОУ д/с № 8
Тип проекта - долгосрочный
Продолжительность проекта – 01.09. 2015 – 31.05 2016
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: Разновозрастная группа детей с ОВЗ.
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ обусловлена психологическими и физиологическими особенностями этих детей. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель .Создать педагогические и психологические условия для развития детей с ОВЗ.
Задачи проекта.
Укреплять мелкую моторику пальцев рук у детей с ОВЗ через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием, тактильные ощущения, эмоциональную отзывчивость и социально - коммуникативные навыки.
Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики.
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
Выбор темы, постановка целей и задач.
Написание перспективного плана.
Подбор материала для игр с детьми.
Подбор консультативного материала для родителей.
Основной этап.
План реализации проекта .ОКТЯБРЬ
Игры с песком «Найди шарик»
Дидактическая игра «Угости кукол»
Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш)
Пальчиковая игра «Сорока-сорока»
Лепка «Покормим курочку зёрнами»
Подвижная игра «Куры и кошка»
Упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка»
Дидактическая игра «На что похоже» (использование тактильных дощечек)
Игры с прищепками «Елочка», «Ежик»
Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
НОЯБРЬ
Игры с песком «Печенье»
Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех)
Дидактическая игра «Волшебные шнурки»
Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются»
Дидактическая игра «Сортируем бусины»
Лепка «Блинчики»
Подвижная игра «Блин и оладушки»
Игры с прищепками «Цветок», «Солнышко»
Раскрась картинку
Консультация для родителей «Игры с мамой на кухне».
ДЕКАБРЬ
Игры с песком «Найди игрушку»
Дорисуй дождик
Массаж рук с помощью подручных предметов (пробки)
Д/и «Волшебный мешочек»
Упражнения пальчиковой гимнастики «Спрячь в ладошке»
Сюжетно - отобразительная игра «Семья» - готовим блинчики
Дидактическая игра «Бусы»
Лепка «Божья коровка»
Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»
Игры с прищепками «Елочка», «Ежик»
ЯНВАРЬ
Игры с песком «Рисование на песке»
Дидактическая игра «Попробуй расстегни»
Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».
Дорисуй ежику колючки
Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики в лесу», «Котёнок»
Сюжетно-ролевая игра «Семья» - готовим пирожки
Дидактическая игра «Крутится? »(запускание маленького волчка)
Игры с прищепками
ФЕВРАЛЬ
Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с шишками»
Игры с песком «Необыкновенные следы»
Дидактическая игра «Угости зайчат морковкой»
Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш, палочка)
Пальчиковая игра с прищепками «Гусь крикливый»
Лепка «Покормим курочку и цыплят»
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Упражнения пальчиковой гимнастики «Мой мизинчик»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Игры с прищепками «Елочка и тучка»
Папка - передвижка для родителей «Пальчиковые игры для малышей в стихах»
МАРТ
Игры с песком «Заборчики»
Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех)
Дидактическая игра «Волшебные шнурочки»
Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики в лесу»
Дидактическая игра «Бусы для куклы Маши»
Лепка «Ладушки, ладушки испечём оладушки»
П/игра «Зайка серенький сидит»
Игры с прищепками «Цветок», «Солнышко»
Раскрась картинку
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

АПРЕЛЬ
Игры с песком «Цветные заборчики»
Игровое упражнение «Дорисуй дождик»
Массаж рук с помощью подручных предметов (мячик)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Упражнения пальчиковой гимнастики «Наши пальчики как ножки»
Сюжетно- отобразительная игра «Семья» - печём блинчики
Дидактическая игра «Шнурочки»
Лепка «Цветы на полянке» (из пластилиновых жгутиков)
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Игры с прищепками «Птичка», «Тучка»
МАЙ
Игры с песком «Узоры на песке»
Дидактическая игра «Пристёжки»
Пальчиковая игра с салфеткой «Стирка»
Дорисуй «Травка для утят»
Упражнения пальчиковой гимнастики «Птичий двор»
Сюжетно - отобразительная игра «Семья» - печём баранки и куличи
Дидактическая игра «Крутится? »(запускание маленького волчка)
Игра с водой «Собери большие и маленькие камешки»
Консультация для родителей: «Роль фольклёра в развитии детей дошкольного возраста»
Заключительный этап
Подведение итогов проектной деятельности.
Результат.
В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить большое количество пальчиковой гимнастики, потешек, песенок, закличек. Виды детской деятельности способствовали развитию психических функций - мышление, память, внимание, речь.
Улучшилась ориентировка в пространстве. Большинство детей приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители познакомились с работой , которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимали участие в совместных мероприятиях.
Перспектива.
Продолжить работу по развитию, укреплению мелкой моторики у детей. Разработать систему игр и упражнений дальше для более эффективной работы. Для родителей подготовить мастер – классы, консультации по этой теме.