Учебно-методическое пособие по развитию мелкой моторики Пальчики помощники


О.Е.Гулянич
364680511430453707513335
644525552450Пальчики - помощники


«Приглашение к творческому конструированию»

О.Е.Гулянич
Пальчики - помощники
Наглядно-методическое пособие


2015 год
Гулянич О.Е.
МКОУ «ШИС(П)ОО» с.Самбург Пуровского района
Пальчики - помощники: Наглядно-методическое пособие. 2015. - 20 с., цв.ил.


В пособии представлена серия занятий, направленных на развитие творческих способностей, мелкой моторики, активного словаря, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста. Предлагаемая методика может быть использована при работе в группе, а также индивидуально. Каждое занятие содержит литературный материал по теме и краткую методику, помогающую подготовить ребёнка к рисованию. Книга снабжена красочными иллюстрациями, выполненными воспитанниками логопункта.
Предназначена для воспитателей детских дошкольных учреждений, предшкольных групп школ-интернатов, родителей дошкольников.

Введение
Для логопедии к числу наиболее актуальных проблем относится проблема развития речи. На фоне органических или функциональных нарушений у детей отмечаются недостаточная сформированность языковых структур, нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики. Речевые нарушения сочетаются с несформированностью пространственных и временных отношений, восприятия цветов и оттенков, геометрических форм, нарушениями активного внимания и памяти. Что в конечном итоге, может приводить к специфическим ошибкам письма и чтения - базовым школьным навыкам, без эффективного владения которыми обучение затруднено. Отсутствие ранней профилактики речевых нарушений у детей коренной национальности требует, в условиях общеобразовательной системы, проводить специальное обучение по особым психолого-педагогическим технологиям и методам, основанным на телесно-ориентированную терапию. Для ребёнка важно развитие внутренней жизни, питание эмоциональной сферы. Его интеллект ещё очень слаб, он не готов обсуждать, он может только играть с тем, что творится у него внутри. Применение конструирования позволяет встроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями и навыками. Нами апробирована стратегия формирования детского конструирования как универсальный фактор развития умственной способности ребёнка.
Наиболее яркие возможности ребёнку дает изобразительное творчество. Интересно рассматривать рисунки дошкольников. Каждая работа - это бесхитростный, самобытный взгляд маленького художника на мир. В рисунке ребенок, создавая образы, не только отображает их структуру, сколько выражает своё отношение к ним, передавая их характер, пользуясь цветом, формой. Цель наших занятий - развитие творческого потенциала личности, ее интеллектуальных, познавательных и коммуникативных способностей.
В данном пособии рассматривается методика направленная, главным образом, на развитие мелкой моторики. «Пальчики - помощники» помогут решить и другие задачи, например: подготовка руки к письму (обводка, штриховка, раскраска); развитие координации движений, знакомство с цветом и оттенками, ориентировке на плоскости и в пространстве. Создаются условия для раскрытия личности каждого ребенка, возможности проявить себя, свои чувства, эмоции, развития самостоятельности и повышения самооценки. Расширяются познавательные интересы детей, развиваются воображение и память; умения выделять общие признаки и отличия одного предмета от другого, формируется активный словарь.
Хорошим подспорьем в нашей работе стала авторская программа «Приглашение к творчеству» Н.В.Дубровской, художника-педагога, искусствоведа. Освоив её «Рисунки, спрятанные в пальчиках», пальчики и фантазия моих детей получили дальнейшее развитие. Мы научились, в контуре пальчиков видеть что-то знакомое, придумывать другие способы расположения пальчиков и начали создавать композиции. Наибольшее удовлетворение мы получаем, если ребёнок свой рисунок сопровождает стихами, загадками или рассказами.
Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость.
Занятие 1.
Познакомьте ребёнка с названиями пальчиков, выучите стихотворение.

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой -
Называется большой.
Палец второй –
Указчик старательный, -
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой палец –
Как раз посредине,
Поэтому средний
Дано ему имя.
Палец четвёртый.
Зовут безымянный,
Неповоротливый он
и упрямый.
Совсем как в семье.
Братец младший – любимец.
По счёту он пятый,
Зовётся – мизинец.
Занятие 2.
Пририсуйте левым рукам часы. Пририсуйте правым рукам колечки на безымянном пальце. Задание каверзное: одна из рук нарисована без ногтей. Как определить правая она или левая? Можно считать, что она на листе лежит ладонью кверху (тогда рука будет левой). Можно пририсовать ногти, тогда она будет лежать, как другие руки (и будет правой). Пусть это решит сам ребёнок.

Занятие 3. Дерево
Ребёнок, растопырив пальчики, прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит её простым карандашом таким образом, чтобы захватить часть руки. Ладонь с пальчиками будет кроной дерева, а рука – стволом. Дорисуйте ветви дерева, обведите контур кроны.

Занятие 4-5. Кит и рыбка
8089901271270Ребёнок, плотно прижимает пальчики друг к другу и прикладывает ладошку к листу бумаги. Затем самостоятельно или при помощи взрослого обводит ладошку простым карандашом таким образом, чтобы захватить часть руки. Хвост можно дорисовать. Рот и глаза рисуются с противоположной стороны. В завершение работы ребёнок придумывает и пририсовывает цветными карандашами детали. Попросите ребёнка рассказать о ките и рыбке..63436598425
Занятие 6 - 7. Чум и дом
Ребёнок, растопырив пальчики, прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит её простым карандашом. Затем переворачивает лист бумаги и обводит ладонь с плотно прижатыми пальчиками. Далее ребёнок рисует крышу дома, возможно крыльцо, вход в чум, чумпалки и другие детали. Попросите ребёнка рассказать, кто живет в чуме, кто в доме?
1390650250825
11118853319780
Вырос конус среди тундры, сверху дырка – дым идёт.
Всем ребятам там уютно, сытно, весело, тепло!


132715215265
35890203086101693545213360-262255196215
35121851574801629410267335-219710111760
-34480513271535090102292351643380115570
Адер Галя «Весенний праздник», Яптик Эля «Чум астронома», Вора Рома «Ночной чум», Хэно Лиля «Весёлый чум», Няч Даша «Добрый чум», Айваседо Вика «Игровой чум», Вора Надя «Тёплое лето», Окотэтто Виталина «Чум мастерицы», Адер Алёша «Чум-кинозал», Тэсида Вета «Сладкий чум»Стоит в поле теремок он не низок, не высок.
В этом доме расписном живём мы дружною семьёй.
Все приходят в гости к нам, очень рады мы гостям!
671830113665
39649402070101678940207010-448945207010
1678940304863538233353051810-49657030518101600200192405-497840106045
107950-5715
Окотэтто Виталина «Осень», Вора Рома «Кто в доме хозяин?», Адер Алёша «Приятный дом», Тэсида Вета «Сладкий урожай», Вора Надя «Радость», Хэно Лиля «Домик Карабаса», Адер Галя «Мой добрый дом», Няч Даша «Мой дом» , Яптик Эля «Принцесса Роза», Тёр Алёша «Гостеприимный дом»
Жил на свете осьминожек,
У него было пять ножек.
Бедный, бедный осьминог,
Быть должно же восемь ног!
Мы ему добавим ножек,
Получился осьминожек!
819150-8255
425386518669054610182245
1751965261620
4249420210185-117475157480
Хэно Никита «Осьминог», Тэсида Вета «Зубок», Вора Рома «Пузырёк», Хэно Лиля «Водолаз», Тёр Алёша «Капелька», Вора Надя «Синеглазка»Кто сидит там, на заборе, предвещает нам зорю?
Рано утром, спозаранку, пропоёт: Ку-ка-ре-ку!
Таню, Олю, Гену, Лену – всех разбудит поутру!
821690173355
2544445-2540-240030-2540

2451100103505-240030103505


Хэну Лена «Петушок на концерте», Тэсида Вета «Петя», Няч Даша «Ваня», Хэно Лиля «Петушок - Зелёный гребешок», Вора Надя «Машенька»Занятие 8.
Вы убедились, что поиск образов на основе контура ладони – невероятно увлекательное занятие? Теперь, попробуйте кроме раскрытой и сомкнутой ладони другие положения: кулак или различные комбинации пальцев. Можете не сомневаться, пальчики-помощники не обманут ваши ожидания.
Прикладываем руку к листу бумаги, обводим, добавляем несколько деталей – и вот готов Карслон, пугающий воришек, Заяц-моряк, голодный Волк, Каркуша со Степашкой, Филей и Мишкой, Царевна Несмеяна.
59626580645
Салиндер Сева
1088390196215
1065530183515


Панькова Саша
1343025281940
Яптик Света
1337310161290

Адер Лена