Программа по развитию мелкой моторики Волшебные пальчики


Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок» р. п. Юрты
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Заседание Приказ №_____
МКДОУ детский сад «Светлячок» от _______________г.
Протокол № Заведующий
от ________ г. МКДОУ д/с «Светлячок»
Быбина Л. В. _______ _______________
(печать)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
адаптационная для детей 3-4 лет.
Составил:
Воспитатель-логопед:
Зезюлина Нелли Алексеевна
МКДОУ детский сад «Светлячок»
р. п. Юрты.
р. п. Юрты, 2014 год
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
«Движение руки всегда тесно связано с речью и
способствует ее развитию».
В. М. Бехтерев
Пояснительная записка.
При разработке программы использованы следующие нормативно- правовые документы:
- Закон Российской федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Устав МКДОУ;
- Нормативные документы ДОУ;
- Образовательная программа МКДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида
- СанПин (2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013 г.) Развитие речи у дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.
На основании исследований М.М.Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том «…что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.
Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух - трех лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Работа кружка «Волшебные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
Цель данной рабочей программы – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
При решении поставленных задач учтены возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет.
Принципы реализации программы:
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. Задействованы дети от 3 до 4 лет.
В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.
Предполагаемые результаты:
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
-манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Календарно-тематическое планирование:
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- лепка из пластилина;
- нетрадиционные способы рисования;
-развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
№ п/п
месяц Содержание
образовательной
деятельности цель Развивающая предметно-пространственная среда
Октябрь
1
2
3
4
- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;
- пальчиковая гимнастика «Капуста»;
- дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»
Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений
Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт»
- массаж пальчиков грецким орехом;
- пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»;
- игра «Подбери крышку»
Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.
Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);
- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;
- игра «Бумажный мяч»
Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления
Бумага разной плотности, бумажные салфетки
- массаж пальчиков карандашами;
- пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»;
- игра «Рисуем пальчиком по манке»
Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса
Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки
Ноябрь
1
2
3
4 - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);
- пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»
- д/игра «Цветные вкладыши»
Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность
Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи
- массаж пальчиков грецким орехом;
- пальчиковая гимнастика «Рыбка»;
- д/игра «Чудесный мешочек»
Учить определять на ощупь предметы, развивать
тактильные ощущения, речь.
Грецкие орехи,
Разные по величине и качеству предметы.
- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;
- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»
- Пальчиковая живопись «Снег идёт»
Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования
Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь.
- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль), - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;
- д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»
Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом;
«Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки.
Декабрь
1
2
3
4
- массаж пальчиков карандашами;
- пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»;
- Игра «Нанизываем бусы»
Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму
Карандаши, тесьма, Картонные бусы
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);
- пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»;
- шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»
Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев
Шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»
- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;
- пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»;
- штриховка «Яблоко», «Груша» Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе
Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша»
- массаж пальчиков грецким орехом;
- пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»;
- лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и.т.д.
Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса
Грецкие орехи, пластилин, семена овощей
Январь
1
2
3
- массаж пальчиков
«Катаем карандашики»;
- пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»;
- игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»
Развитие усидчивости, чувства цвета и размера
Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);
- пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»;
- игра «Пробковые лыжи»
Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей выполнять имитирующие движения (движения на лыжах)
Резиновые мячики, пластмассовые пробки от бутылок
- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;
- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;
- игра панно «Деревенская улица»
Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки
Деревянные палочки, панно «Деревенская улица»
Февраль
1
2
3
4
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);
- пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»;
- игры с персонажами пальчикового театра
Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации Наборы «Пальчиковый театр»
- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;
- пальчиковая гимнастика «Бычок»;
- д/игра «Спрячь в ладошку»
Активизировать движения пальцев рук, координацию движений
Мячики-ёжики, поролоновые игрушки
- массаж пальчиков грецкими орехами;
- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;
- игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок
Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий
Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками
- массаж пальчиков карандашами;
- пальчиковая гимнастика «Паучок»;
- игра-шнуровка «Поросенок», «Зайчик», «Утенок»
Развивать координацию пальцев рук ребенка,
настойчивость и внимание. Карандаши, шнуровки «Поросенок», «Зайчик»,
«Утенок»
Март
1
2
3
4
Апрель
1
2
3
4
Май
1
2
3 - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);
- пальчиковая гимнастика «Наша мама»;
- рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»
Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких
Резиновые мячики, краски, картон
- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль);
- пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»;
- игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками)
Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета
Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);
- пальчиковая гимнастика «Замок»;
- аппликация из рваной бумаги «Тучки»
Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации
Картон, клей, салфетки
- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;
- пальчиковая гимнастика «Лодочка»;
- выкладывание из палочек геометрических фигур
Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение
Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки
- массаж пальчиков грецкими орехами;
- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;
- мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль»
Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления
Грецкие орехи, мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль»
- массаж пальчиков карандашами;
- пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»;
- лепка «Пластилиновые дорожки»
Формировать контроль надмышечными ощущениями пальцев
Карандаши, картон,
пластилин
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);
- пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»;
- игра «Геометрическая мозаика»
Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления
Резиновые мячики, мозаика
- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;
- пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»;
- игра «В гости к Винни-Пуху»
Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага)
Мячики-ёжики, тактильные дорожки
- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);
- пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»;
- штриховка «Животные»
Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости
Раскраски «Животные», цветные карандаши
- массаж пальчиков грецкими орехами;
- пальчиковая гимнастика «Улитка»;
- игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)
Совершенствование координации и движений пальцев рук.
Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики
- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);
- пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»;
- «Бусы для мамы»
Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса
Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы
Материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе:
- составление календарно-тематического плана работы;
- разработка планов-конспектов по развитию мелкой моторики рук у
детей 3-4 лет;
- составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;
- создание картотеки пальчиковых игр;
- оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук;
- изменение и развитие развивающей предметно-пространственной среды посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр.
Программа по развитию мелкой моторики рук рассчитана на 30 занятий, срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май). Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 10 минут. Совместная деятельность проводится по подгруппам – 6-8 детей (во второй половине дня).
Список литературы
1. Горюнова Т. М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.
4. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.
5. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т.П. Трясорукова. – Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
6. Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / И. В. Тышкевич. – Минск: «Попурри», 2010.
7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2009.