рабочая программа по подготовке детей к школе Умные пальчики


Пояснительная записка курса "Чудесные пальчики"
В основу раздела "Чудесные пальчики" положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребёнка, включающего в себя подготовку руки к письму, укрепление мышц руки, отвечающие за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев .
В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Цель программы: развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
формировать добрые взаимоотношения между детьми;
развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться.
Программа реализуется в течении одного года.
Занятия проводятся один раз в неделю (30 занятий), продолжительность занятия – 20 минут.
Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.
Разделы программы:
“Пальчики и ручки”
“Рисую штрихом”
Работа ведется в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.
Дидактический материал и техническое оснащение
Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
Материал к играм М.Монтессори (пипетки, мерные емкости,..)
Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
Тематические иллюстрации.
Формы и методы работы
Дидактические игры и игровые упражнения.
Занимательные задания и игры-соревнования.
Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающиеся будут:
уметь самостоятельно выполнять пальчиковые игры; делать различные движения пальцами, руками и произносить текст; прослушивать инструкции взрослого;
знать названия пальцев своей руки; правила игр с песком; небольшие стихотворения;
Примерное планирование занятий по месяцам.
Октябрь

п/пТема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы
1 Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш)
Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. 1 Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1.
2 Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги
(Здравствуй карандаш) 2 Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1
3 Рисуем вертикальные линии.
(Веселый дождик)
Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. 1 Цветные карандаши, простой
карандаш, камешки, раздаточный
лист 2
4 Регулируем нажим на карандаш.
(Дождик тише, дождик громче.)
Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на
листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш. 1 Цветные карандаши, простой
карандаш, счетные палочки,
раздаточный лист 2
5 Вырезаем ножницами.
(Аппликации Дом для трех поросят)
Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги
1 Цветная бумага, клей, ножницы, демонстрационный лист, раздаточный лист №3
6 Рисуем вертикальные линии.
(Строим забор)
Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от
друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них
1 Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные
карандаши, раздаточный лист №3
7 Регулируем нажим на карандаш
(Разукрашиваем забор)
Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия
правой и левой руки.
1 Простые неотточенные
карандаши, цветные карандаши,
счетные палочки, раздаточный
лист №4
8 Раскрашиваем рисунок
(Цыплята гуляют на лужайке)
Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги
и карандаша.
1 Карандаши неотточенные по 2 на
каждого ребенка, фасоль по 10
штук, тарелочки по 3 штуки,
счетные палочки, цветные
карандаши, раздаточный лист №5
Ноябрь
№ п/пТема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы
1 Горизонтальные линии
(Учимся рисовать дорожку)
Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.
1 Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6
2 Горизонтальные линии
(Дорожки для автомобилей)
Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки. 1 Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный
3 Пунктирные линии
(Чудесный платочек)
Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.
1 Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8
4 Пунктирные линии
(Украсим платочек)
Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.
1 Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9
5 Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии
( Расчески для куклы)
Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу 1 Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10
6 Штриховка горизонтальными линиями
(Учимся штриховать)
Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

1 Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №11
7 Штриховка вертикальными линиями
(Учимся штриховать)
Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук
1 Карандаши неотточенные по 2на каждого ребенка, фасольпо 10 штук, тарелочки по 3штуки, счетные палочки,цветные карандаши, демонстрационный лист ираздаточный лист №12
8 Штриховка наклонными линиями
(Учимся штриховать)
Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. 1 Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №13
Декабрь
№ п/пТема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы
1 Рисование по точкам
(Учимся рисовать по точкам)
Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. 1 Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14
2 Волнистая линия
(Волны большие, волны маленькие)
Учить рисовать волнистую линию, слева на право.
Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию. 2 Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15.
3 Волнистая линия
(Волны большие, волны маленькие)
Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура
Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15
4 Вырезание ножницами
(Резные снежинки)
Формировать умение вырезать по заданнымлиниям, развивать зрительно-моторную • координацию, двигательную активность пальцев
1 Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал
5 Линии в различных направлениях
(Елочка - зеленая иголочка)
Развивать воображение зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение
соблюдать направление линии.
1 Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16
Цветная и белая бумага, ножницы, клей
6 Вырезание ножницами
(Волшебные ладошки (елка))
Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук. 1 Плотная бумага (по размеру открытки), цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей
7 Рисование и вырезание
(Приглашение на праздник)
Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение,
полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию
1 Цветные карандаши, краски, альбомный лист, демонстрационные листы
8 Рисование
(Ах, ты зимушка-зима)
Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы
штриховки сверху вниз, слева на право. 1 Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист
Январь
№ п/пТема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы
1 Лепка
(Кто приходил к нам на праздник)
Вызвать у детей эмоциональный отклик отпрошедшего праздника, развивать у детейвоображение умением передавать в лепкехарактерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.
1 Пластилин
2 Линии разных направлений
(Мороз рисует узоры на стекле)
Развивать воображение, зрительно-моторную
координацию, чувство пространства, умение
соблюдать на листе бумаги направление линий.
1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19
3 Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные
(Украсим рукавички)
Закрепить умение проводить линии разных видов:
вертикальные, горизонтальные, волнистые,
пунктирные. Развивать зрительно-моторную
координацию 1 Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18
4 Спираль
(Волшебный клубочек)
Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать
восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх,
низ.
2 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19
5 Спираль
(Волшебный клубочек)
Продолжать формировать умение самостоятельно
рисовать клубочки на свободном пространстве
листа.
Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19
6 Штриховка
(Заштрихуй рисунок)
Продолжать формировать умение штриховатьтолько в заданном направление, не выходить законтуры фигуры, соблюдать параллельность линей,не сближать штрихи. 1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19
Февраль
№ п/пТема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы
1 Обрывание бумаги
(Снеговик. Аппликация)
Развивать умение выполнять аппликацию способомобрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации.. Развивать мелкую моторику рук.
1 Цветной картон, белые листы,
клей, ножницы, карандаши,
демонстрационный материал
№21
2 Рисование полукругов
(Цветы на лугу)
Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец.
2 Горох, фасоль, листок в клетку,
цветные карандаши, демонстрационный лист №22
3 Рисование полукругов
(Цветы на лугу)
Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве Мячи резиновые маленькие, на
каждого по 2 шт., цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный материал №23
4 Рисование круглой формы
(Угощение для друзей)
Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета 1 Мячи резиновые маленькие, на
каждого по 2 шт., цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный материал №24
5 Рисование круглой формы
(Угощение на тарелочках)
Продолжать учить рисовать предметы круглой формы
(тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения
1 Фасоль, тарелочки, цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный материал №25
6 Рисование круглой формы
(Рисуем веселого снеговика)
Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,
продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве
листа.
1 Горох, фасоль, цветные
карандаши, демонстрационный
лист №26
7 Вырезание ножницами
(Открытка для папы (аппликация))
Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам. 1 Цветной картон и бумага,
ножницы, клей, демонстрационный №27
8 Рисование круглой формы
(Платье для куклы)
Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья. 1 Прищепки по 2 шт. на каждого,
трафарет платья, цветные карандаши
Март
№ п/пТема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы
1 Вырезание ножницами
(Цветы для мамы (аппликация))
Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать ручную умелость.
1 Цветная бумага и картон, клей,
карандаши цветные, ножницы,
демонстрационный материал
№28
2 Линии разных видов
(Украсим шапочки)
Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые,пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию 1 Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29
3 Раскрашивание
(Села птичка на окошко)
Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура 1 Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30
4 Волнистая линия
(Кораблик качается на волнах)
Закрепить умение рисовать волнистую линию.
Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве 1 Мячи, тонкие шнурки, цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный листы №31
5 Графические узоры
(Узоры на коврике)
Продолжать формировать умениеориентироваться на листе бумаги, самостоятельнорисовать графические узоры по образцу. Развиватьзрительно-моторную координацию. 1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32
6 Рисование
(Весна, ручейки, солнце ярко светит)
Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в
рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях 1 Мячи резиновые маленькие, на
каждого по 2 шт., цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный материал №33
7 Штрихуем разными способами
Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными,
волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. 1 Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34
8 Лепка
(Мои любимые игрушки )
Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно
выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки, используя знакомые приемы лепки, развивать мелкую моторику рук. 1 Пластилин, демонстрационный материал
Апрель
№ п/пТема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы
1 Рисуем загадки.Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право,сверху вниз, верхний левый угол. 1 Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
2 Чтоб учиться писать и красиво рисовать.Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать
слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша. 1 Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
3 Штриховка контурных изображений различных предметов. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.
1 Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
4 Загадки о буквах.Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела. 1 Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
5 Лепим элементы букв. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации.. Развивать
внимание, сосредоточенность, следить за
правильным положением тела 1 Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
6 Штриховка букв. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за
правильным положением тела
1 Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
7 Пальчиковая гимнастика. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за
правильным положением тела. Совершенствовать двигательные функции руки 1 Фасоль, каштан 2 шт. на кадого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
8 Упражнения "дорожки" и "клубочки". Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки. 1 Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
Май
№ п/пТема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы
1 Пальчиковая гимнастика. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.
Совершенствовать графомоторные навыки.
1 Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
2 Игра-путешествие "Лесная школа". Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.
Совершенствовать графомоторные навыки 1 Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал
3 Дорисование
(Путешествие божий коровки)
Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.
1 Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные
карандаши, демонстрационный и
раздаточный материал № 35
4 Линии разных видов
(Сказочные цветы)
Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.
1 5 Рисование по точкам
(Чудная картина)
Продолжать совершенствовать умение детей
обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.
1 Каштаны по 2 шт. на каждого,
цветные карандаши,
демонстрационный материал №37
6 Штриховка
(Вот как мы умеем штриховать)
Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. 1 Прищепки по 2 шт. на каждого,простые карандаши.
7 Рисование по замыслу
(Вот как мы умеем рисовать)
Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право. 2 Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист.
8 Рисование по замыслу
(Вот как мы умеем рисовать) (продолжение) Каштан, цветные карандаши.
Информационное обеспечение программы
Основная методическая литература:
Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.
Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.