Рабочая программа Юный турист


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области
446050, Самарская область, Сызранский район, с. Старая Рачейка, ул. Щеглова, 1 АРабочаяпрограмма внеурочной деятельности
«Юный турист» в начальной школе»
Выполнила:
Миронова Ольга Ильинична,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка м.р.Сызранский
2014
Содержание.
1.Пояснительная записка 3
1.1 Актуальность программы 3
1.2 Цель и задачи программы 5
4. Учебно-тематический план 6
6. Материально-техническое обеспечение внеурочной
деятельности 7
7 Список используемой литературы 8
Пояснительная записка
1.1Актуальность программы
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Ситуация со здоровьем детей приобретает за последние годы трагический характер, о ней говорят широкая общественность и политики, 80 % детей имеют нарушения состояния здоровья. Необходимо принимать меры для изменения сложившегося положения.
При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса начального образования, следует четко определять её отличительную психолого-педагогическую позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. Ведь игра – интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику, младшему школьнику, приходиться реагировать на то, как складываются игровые ситуации. В процессе игры во внеурочной деятельности (на туристической прогулке, в походе или на экскурсии) выявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.
Одним из реальных давно опробованных путей является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, т.е. углублённого изучения во время походов истории природы и культуры родного края, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно – патриотического воспитания.
В наше непростое время, когда многократно возрастала опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма в условиях экстремальных ситуаций.
Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности,воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий.
Предлагаемая программа туристической деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология» и др. Более того, виды и направления внеурочной деятельности интегрируют результаты учебной деятельности – универсальные учебные действия в конкретных формах организации активной практико-ориентированной деятельности обучающихся в туризме и краеведении, что, собственно, и обеспечивает их взаимосвязь и формирование качественно новых универсальных учебных действий.
1.2. Цель программы - формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.
Задачи программыОбразовательные задачи:
Освоение туристских навыков в походе, слёте.
Освоение знаний прохождения технических этапов туризму
Изучение различных способов переправ;
Изучение и совершенствование техники наведения туристских этапов соревнований
Физической подготовке, обеспечение выживания в экстремальных условиях;
Развивающие задачи:
обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы;
развитие эмоционально ценностного и коммуникативного опыта;
приобщение их к самовоспитанию и самообразованию (контроль и самоконтроль своих действий, своего поведения и отношения к делу, воспитанию дисциплинированности и организованности, хорошей физической подготовки и т. п.).
обучение детей выдержке, смелости в решении возникающих вопросов, усидчивости, способности управлять своим поведением;
развитие силы, выносливости, координации движения в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
развитие эмоциональной сферы личности, повышение уверенности в себе, формирование позитивной самооценки.
Воспитательные задачи:
формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе;
формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности;
воспитать стремление к саморазвитию;
воспитать потребность в здоровом образе жизни.
выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
Программа разработана для обучающихся 4 класса на 34 часа занятий – 1 раз в неделю
Учебно - тематический планирование.

п/п Разделы программы Часовая нагрузка
всего в помещении на местности
1 Введение 1 1 2. Правила поведения юных путешественников 2 1 3 Азбука туристско-бытовых навыков 4 4
4. Я, моё тело и моё здоровье 4 1 3
5. Азбука туристского ориентирования 4 1 3
6. В гостях у путешественников – героев сказок 3 3
7. Путешествие во времена года 4 1 3
8 Путешествие в мир моей школы 2 2
9 Загадки школьного двора 2 2
10 Азбука путешественника 8 2 6
11 Зачётный летний однодневный поход вне сетки часов итого 34 7 27
Методическое обеспечение программы.
№ п/п Раздел
тема Форма занятия методы Дидактический материал и ТСО Форма подведение итогов
1. Азбука туристско-бытовых навыков Занятие-игра, соревнования поход, Словесный, наглядный, практический, репродуктивный Туристическое оборудование Соревнования туристско-краеведсеская олимпиада, слёт
2. Азбука туристического ориентирования Экскурсия, соревнования Словесный, практический, Карты, компас Соревнования
3. Путешествие в мир моей школы Экскурсия, олимпиада Словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрационный туристско-краеведсеская олимпиада
4. Азбука путешественника Консультация Словесный, объяснительно-иллюстрационный Аптечка 5. Я, мое тело и мое здоровье. (ОФП) Игра, соревнования Наглядный, репродуктивный Соревнования
Список используемой литературы
Для педагога
Андреев Н.В. «Топография и картография» М.: Просвещение 1985
Антропов К., Расторгуев В. Узлы. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994
Бардин К. В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981
Богданов М.Я., Краковяк Г.М.»Гигиена», издательство «ФиС» 1969
Ковыш Э. Н. Соревнование туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990
Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А. «Туристские слёты и соревнования» М.: Профиздат, 1984
Константинов Ю.С. Туристические слёты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ 2000
Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А «Подготовка судейских кадров по туристским соревнованиям» М.: Профиздат, 1982
Лебединский Ю.В. «Слёты и соревнования юных туристов». – Горький, 1965
Попчиковский В.Ю. «Организация и проведение туристских походов» М.:Профиздат , 1987
«Спортивное ориентирование» М.: «ФиС», 1987
«Физическая подготовка туристов» М.: ЦРИБ «Турист», 1985
для обучающихся
Богданов М.Я., Краковяк Г.М.»Гигиена», издательство «ФиС» 1969
Под ред. Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: «Просвещение» 1991
Константинов Ю.С. «Туристские соревнования учащихся» М.: ЦДЮТ 1995
Кошельков С.А. «Обеспечение безопасности при проведении туристских
слётов и соревнований учащихся» М.: ЦДЮТ 1997
«Походная туристская игротека» М.: ЦРИБ «Турист» 1991
«Физическая тренировка в туризме» М.: ЦРИБ «Турист» 1989