Календарно-тематическое планирование «Литературное чтение» Перспектива 3класс


Календарно - тематический план
№п./п. Наименование разделов и тем программы. Дата Регион.
комп.
Цели и задачи Планируемые результаты Книги—мои друзья.( 4 часа)
1 Книги, прочитанные летом Стимулировать интерес к изучению наставлений Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого.
• Актуализировать умения:
— рассказывать о способах передачи информации в докнижный период;
— выбирать и представлять пословицу, раскрывая её смысл;
— работать по алгоритму и плану.
• Научить:
— раскрывать смысл наставлений и обосновывать своё мнение;
— сравнивать современные книги и книги Древней Руси по заданным параметрам;
— выполнять учебное задание, используя план;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— строить понятные для партнёра высказывания;
— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания
2 Первопечатник Иван Фёдоров Личностные умения:
— проявлять интерес и желание рассказывать о прочитанной книге.
Познавательные умения:
— определять содержание книги по её названию и обосновывать своё мнение;
— определять значимость книги по содержанию и оформлению и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебные задания, используя алгоритм или план;
— оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога.
Коммуникативные умения:
— формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать содержание прочитанной книги;
— представлять прочитанную книгу;
— оформлять отзыв о прочитанной книге.
3 Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставление Библии. 4 «Мы идём в музей книги».
Проект. Жизнь дана на добрые дела (17 часов)
5 «Жизнь дана на добрые дела». Актуализировать знание пословиц о добре.
• Научить:
— раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение;

— распределять пословицы на группы по содержанию;
— определять пословицу, которая соответствует заданной теме, и обосновывать свой выбор;
— определять главную мысль стихотворения;
— давать название произведению;
— определять правила добрых взаимоотношений между людьми и обосновывать своё мнение;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
— строить понятные для партнёра высказывания;
Личностные умения:
— проявлять желание делать добрые дела для других.
Познавательные умения:
— раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение;
— определять пословицу, которая соответствует заданной теме, и обосновывать свой выбор;
— определять правила добрых взаимоотношений между людьми и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— работать с пословицей, используя алгоритм;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— строить понятные для партнёра высказывания;
— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Предметные умения:
— выразительно читать стихотворение;
— определять главную мысль стихотворения;
— давать название произведению;
— раскрывать смысл пословиц;
— распределять пословицы на группы по содержанию
6 Пословицы разных народов о человеке и его делах Хакасские пословицы
7 В.И.Даль. пословицы и поговорки русского народа 8 Н. Носов «Огурцы» 9 Н. Носов «Огурцы» 10 Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро» 11 М. Зощенко «Не надо врать». 12 М. Зощенко «Не надо врать» 13 Л. Каминский «Сочинение». 14 Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу. 15 «Надо любить и жалеть людей...».
М. Зощенко «Через тридцать лет» 16 «Мы идём в библиотеку». Рассказы о детях. Рассказы хакасских писателей
17 Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача» 18 Семейное чтение. Притчи притчи
19 «Наш театр».
В. Драгунский «Где это ви-
дано, где это слыхано...» 20 «Маленькие и большие секреты
страны Литературии». 21 Контрольная работа по литературному чтению.
Тестовая работа по литературному чтению. ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА (15 часов)
 
22 «Волшебные сказки».
Урок работы с книгой Стимулировать интерес к героям волшебных сказок.
• Актуализировать знания о понятиях «зачин», «присказка», «троекратные повторы».
• Актуализировать умение работать с текстом сказки по алгоритму.
• Научить:
— определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
- соотносить пословицу и основную мысль сказки;
- пересказывать сказку близко к тексту;
- давать характеристику героям сказки;
- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
Личностные умения:
— проявлять интерес к героям волшебных сказок.
Познавательные умения:
— определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
— исправлять ошибки в тексте сказки и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— работать с текстом сказки, используя алгоритм;
— выполнять взаимопроверку, взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— излагать понятно для партнёра содержание произведения.
Предметные умения:
— соотносить пословицу и основную мысль сказки;
— сравнивать сказки по разным основаниям и оформлять результат в таблице;
— пересказывать сказку близко к тексту;
— давать характеристику героям сказки.
Хакасские сказки
23 «Герои волшебной сказки». 24 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» 25 В.Васнецов. Иван – царевич на Сером Волке. Рассказ по картине. 26 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» 27 «Дерево держится корнями, а человек друзьями». 28 Русская народная сказка «Летучий корабль». 29 Русская народная сказка «Летучий корабль». 30 «Мы идём в библиотеку». Сборники сказок. Хакасские сказки
31 Русская сказка. Морозко. 32 Русская сказка. Белая уточка 33 «Наш театр».
Русская народная
сказка «По щучьему велению» 34 «Наш театр».
Русская народная
сказка «По щучьему велению» 35 «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. 36 Контрольная работа. Люби всё живое. (20 часов)
37 «Я познаю мир». Энциклопедии и справочники. 1 38 Сравнение художественной и научно – познавательной литературы Учить составлять рассказы о животном.
• Актуализировать знание о познавательной, художественной, справочной литературе для детей.
• Актуализировать умение работать с алгоритмом.
• Научить:
— выбирать верное утверждение и обосновывать своё мнение;
— определять значимость художественного и познавательного текстов и обосновывать своё мнение;
— проводить исследование художественного и познавательного текстов;
— составлять краткий план текста;
— кратко пересказывать текст;
— создавать собственные художественный и познавательный тексты;
— оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога
Личностные умения:
— проявлять интерес к героям рассказов о животных;
— проявлять желание создавать собственные тексты о животных.
Познавательные умения:
— выбирать верное утверждение и обосновывать своё мнение;
— определять значимость художественного и познавательного текстов и обосновывать своё мнение
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку;
- взаимооценка при выполнении учебного задания
Коммуникативные умения:
- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— излагать понятно для партнёра содержание произведения.
Предметные умения:
— составлять краткий план текста;
— кратко пересказывать текст;
— создавать собственные художественный и познавательный тексты;
— оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице.

39 Герой художественного и научно-популярного текста.
Текст «Барсук» из справочника. 40 К. Паустовский «Барсучий нос». 41 Весёлые стихи для детей. Характер героя
в поэтическом тексте. Средства создания образа героев. Весёлые стихи хакасских поэтов
42 В.Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. 43 Б.Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения. 44 В. Бианки «Приключения Муравьишки». 45 Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой. 46 О.Полонский. муравьиное царство. 47 «Песни бегемотов...».
Творчество Тима Собакина. 48 «Мы идём в библиотеку». Сборники произведений о природе. Природа Хакасии в произведениях
49 Журналы для детей. 50 Д.Мамин- Сибиряк. Серая Шейка. 51 Д.Мамин- Сибиряк. Серая Шейка. 52 Н.Носов. Карасик. 53 М. Горький «Воробьишко» 54 «Маленькие и большие секреты страны Литератургии». 55 Обобщающий урок по теме
«Люби всё живое». Животный мир Хакасии
56 Контрольная работа по разделу
КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. (12 часов)
57 Картины русской природы.
И. Шишкин «Зима в лесу» Стимулировать интерес к произведениям поэтического и изобразительного искусства.
• Актуализировать умения рассказывать о картине, используя простой план.
• Научить:
— определять жанр, сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение;
— сопоставлять произведения разных авторов на одну тему и обосновывать своё мнение;
— раскрывать значение слов «биеннале», «пейзаж» и использовать их в активном словаре;
— соотносить содержание поэтического текста с содержанием картины;
— представлять картину, используя простой и сложный планы;
— выбирать поэтический и музыкальный отрывки, соответствующие содержанию картины;
— создавать пейзаж для представления на биеннале;
— подбирать стихотворное и музыкальное сопровождение к пейзажу;
— выполнять взаимопровер_ку и взаимооценку учебного задания;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности
Личностные умения:
— проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства.
Познавательные умения:
— определять жанр, сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение;
— сопоставлять произведения разных авторов на одну тему и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
— раскрывать значение слов
«биеннале», «пейзаж» и использовать их в активном словаре;
— соотносить содержание поэтического текста с содержанием картины;
— представлять картину, используя простой и сложный планы;
— выбирать поэтический и музыкальный отрывки, соответствующие содержанию картины;
— создавать пейзаж для представления на биеннале.
Природа Хакасии
58 Н. Некрасов «Славная осень!..».
Семейный фотоальбом. Осень в Хакасии
59 М. Пришвин «Осинкам холодно...».
Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов. 60 А.Фет. Осень. 61 И.Бунин. первый снег. 62 «Мы простились с запоздалой вереницею гусей...».
И. Бунин, А. Фет, В. Поленов. Перелётные птицы Хакасии
63 И.Остроухов. Парк. А.Саврасов. Зима 64 К.Паустовский. В саду уже поселилась осень. Осень в Хакасии
65 «Ах, какая снежная, белая метель».
Урок развития речи. Приход зимы
66 «Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей. (30 часов) Природа Хакасии
67 «Готовимся к празднику» 68 «Маленькие и большие секреты страны Литератургии» ВЕЛИКИЕ РУССКИе ПИСАТЕЛИ.
69 Вводный урок по содержанию раздела Стимулировать интерес к произведениям А. С. Пушкина.
• Актуализировать знания об особенностях волшебной сказки.
• Актуализировать умения:
— рассказывать о картине, используя простой план;
— составлять вопросы к викторине.
• Научить:
— определять жанр и сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение;
— определять признаки и особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;
— определять языковые осо-бенности произведения, пе-редающие настроение, отношение автора к герою произведения, и обосновывать своё
мнение;
— соотносить сюжет картины с содержанием поэтического текста и обосновывать своё мнение;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
• Рассказывать:
— о картине, используя простой план;
— алгоритм работы с текстом;
— алгоритм составления вопроса.
• Читать поэтический текст наизусть выразительно.
• Составлять:
— рассказ на тему «Как я катался на коньках»;
— простой план для пересказа;
— вопросы для викторины по известным произведениям А. С. Пушкина.
• Проводить исследование текста произведения и
оформлять его результаты в таблице.
Личностные умения:
— проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства;
— проявлять желание читать сказки А. С. Пушкина.
Познавательные умения:
— определять жанр и сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение;
— определять признаки и особености литературной сказки и обосновывать своё мнение;
— определять языковые особенности произведения, передающие настроение, отношение автора к герою произведения, и обосновывать своё мнение;
— соотносить сюжет картины с со-держанием поэтического текста и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
— рассказывать о картине, используя простой план;
— рассказывать алгоритм работы с текстом;
— рассказывать алгоритм составления вопроса;
— читать поэтический текст наизусть выразительно;
— составлять рассказ на тему «Как я катался на коньках»;
— составлять фразу-конструкт;
— составлять простой план для пересказа;
— составлять вопросы для викторины по известным произведениям А. С. Пушкина;
— проводить исследование текста произведения и оформлять его ре-зультаты в таблице
70 А. С. Пушкин «Мороз и солнце! День чудесный...» 71 Великие русские писатели. В. Берестов. А.С.Пушкин 72 И.Грибарь. Зимнее утро. 73 А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Опрятней модного паркета…» 74 Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Зима в Хакасии
75 Репродукции картин
П. Брейгеля и И. Сурикова. 76 Обобщающий урок. 77 А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 78 А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 79 А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 80 А. С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане...» 81 А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 82 А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 83 Сказки А.С.Пушкина. 84 И.Я.Билибин - иллюстратор сказок А.С.Пушкина. 85 «А вы, друзья, как ни садитесь,
всё в музыканты не годитесь...».
Басни И. Крылова. 86 «Слон и Моська» И. Крылов 87 «Чиж и голубь»
И. Крылов 88 Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. 89 Л.Н.Толстой
«Лев и собачка». 90 Л.Н.Толстой
«Лебеди» 91 Л.Н.Толстой
«Акула». 92 «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей. Произведения хакасских писателей
93 Самостоятельное чтение. Л.Толстой. Волга и Вазуза. 94 Л.Толстой. Как гуси Рим спасли. 95 «Наш театр».
И. Крылов «Квартет» 96 «Маленькие и большие секреты страны
Литератургии». Обобщающий урок. 97 «Маленькие и большие секреты страны
Литератургии». Что такое согласие? 98 Контрольная работа по разделу
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ. (19 часов)
 
99 Вводный урок по содержанию раздела. • Стимулировать интерес к сказкам зарубежных авторов.
• Актуализировать умение работать с текстом, используя алгоритм.
• Научить:
- раскрывать значение понятия: «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш», «Закон Джунглей», «диафильм», «кадр», «титры» и использовать его в активном словаре;- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;
- определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;
- делить текст на смысловыечасти и обосновывать свое мнение;
- определять содержание и последовательность кадров для диафильма и обосновывать свое мнение.
• Работать с текстом произведения:
- описывать героя, его характер и поступки;
- пересказывать текст кратко (подробно);
- представлять сказку, используя иллюстрации и план.
• Читать сказку выразительно по ролям.
• Составлять:
- простой и сложный план для пересказа;
- фразу-конструкт;
- рассказ об образе героя произведения, используя алгоритм;
- порядок кадров для диафильма;
- готовить текстовый материал для титров диафильма.
• Представлять подготовленный диафильм на тему «Маугли».
• Писать собственную сказку (о животных или волшебную), иллюстрировать и представлять ее.
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе.
Личностные умения:
- проявлять интерес к сказкам зарубежных авторов;
- проявлять желание читать сказки зарубежных авторов;
- проявлять желание сочинять собственную сказку.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия: «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш», «Закон Джунглей», «диафильм», «кадр», «титры» и использовать его в активном словаре;- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;
- определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;
- делить текст на смысловые части и
обосновывать свое мнение;
- определять содержание и последовательность кадров для диафильма и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе.
Предметные умения:
• Работать с текстом произведения:
- описывать героя, его характер и поступки;
- пересказывать текст кратко (подробно);
- представлять сказку, используя иллюстрации и план.
• Читать сказку выразительно по ролям.
• Составлять:
- простой и сложный план для пересказа;
- фразу-конструкт;
- рассказ об образе героя произведения, используя алгоритм;
- порядок кадров для диафильма;
- готовить текстовый материал для титров диафильма.
• Представлять подготовленный диафильм на тему «Маугли».
Писать собственную сказку (о животных или волшебную), иллюстрировать и представлять ее.
Сказки хакасских писателей
100 «Спи, моя Снегурочка...».
В. Даль
101 В. Даль
«Девочка Снегурочка» 102 «Нам даром, без труда ничего не даётся…»
В. Одоевский 103 В. Одоевский «Мороз Иванович» 104 В. Одоевский «Мороз Иванович» 105 «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь...». Из сборника «Алёнушкины сказки». 106 Д.Мамин-Сибиряк«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» 107 Д.Мамин-Сибиряк«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» 108 Переводная литература для детей.
109 Переводная литература для детей.
А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» 110 «Законы джунглей».
Р. Киплинг 111 Р. Киплинг «Маугли» 112 Дж. Родари «Волшебный барабан» 113 Дж. Родари «Волшебный барабан». 114 «Мы идём в библиотеку». Зарубежные сказки. 115 «Мы идём в библиотеку»
Русские сказки. 116 «Мы идём в библиотеку».
Зарубежные и русские сказки. 117 «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. Сказки хакасских писателей
КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (18 часов)
118 Картины родной природы. • Стимулировать интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства о весне.
• Актуализировать умение рассказывать о картине, используя сложный план.
• Ввести понятие «колесница золотая», «благовонные ветерки», «чиликанье», «саван».
• Научить:
- определять тип текста и обосновывать свое мнение;
- определять звуки природы, характерные для весны и обосновывать свое мнение;
- подбирать интонацию, передающую радостное настроение автора и обосновывать свое мнение;
- подбирать иллюстрацию к поэтическому тексту и обосновывать свое мнение;
- работать с текстом лирического произведения;
- составлять образные выражения отражающие звуки весеннего леса;
- составлять текст зарисовку «Мелодии весеннего леса»;
- озаглавливать текст;
- соотносить содержание картины с содержанием поэтического текста;
- описывать картину, используя сложный план;
- выбирать музыкальный отрывок соответствующий содержанию произведения;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
- использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные умения:
- проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства о весне.
Познавательные умения:
- раскрывать значение выражения «колесница золотая», «благовонных ветерков», «чиликанье», «саван» и использовать его в активном словаре;
- определять тип текста и обосновывать свое мнение;
- определять звуки природы, характерные для весны и обосновывать свое мнение;
- подбирать интонацию, передающую радостное настроение автора и обосновывать свое мнение;
- подбирать иллюстрацию к поэтическому тексту и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
- работать с текстом лирического произведения;
- составлять образные выражения отражающие звуки весеннего леса;
- составлять текст зарисовку «Мелодии весеннего леса»;
- озаглавливать текст;
- соотносить содержание картины с содержанием поэтического текста.
- описывать картину, используя сложный план;
- выбирать музыкальный отрывок соответствующий содержанию произведения Природа Хакасии
119 Б. Заходер «Что такое стихи? 120 И. Соколов – Микитов «Март в лесу»
121 А. Майков «Весна»,Е. Волков «В конце зимы», Е. Пурвит «Последний снег» Весна в Хакасии
122 Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса» Признаки прихода весны
123 А.Майков. Весна 124 С. Есенин «Сыплет черёмуха», 125 С. Есенин «С добрым утром!» 126 «Весенняя гроза».
Ф. Тютчев 127 А.Васнецов. После дождя 127 О. Высотская,
З. Александрова « Одуванчик» 129 М. Пришвин «Золотой луг» Растения Хакасии
130 А. Толстой «Колокольчики мои ,цветики степные…» 131 Саша Чёрный «Летом».
132 Ф. Тютчев «В небе тают облака» 133 «Мы идём в библиотеку».
Обобщающий урок Произведения о природе
134 Я.Аким. Как я написал первое стихотворение.
135 Самостоятельное чтение.Г.Юдин. Поэты. 136 Итоговая контрольная работа по разделу.