Статья РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ – ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 373.1.02:372.8

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ – ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пархимович М.Н.

Среди основных положений Федерального государственного стандарта содержания общего образования определено усиление в содержании образования деятельностного компонента и практической направленности, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами. Биолого-экологическое образование в основной школе строится с учетом формирования опыта естественнонаучной деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Школьным предметам – биологии, экологии, географии, химии, физике – принадлежит ведущая роль в развитии экологического мировоззрения школьников как основы экологической безопасности через различные виды исследовательских работ.
Т.Я. Ашихмина (2000) выделяет следующие виды исследовательской деятельности школьников: теоретико-исследовательская работа (статьи, рефераты и др.); прикладные опытно-проблемные исследования; системные комплексные исследования.
Многими авторами отмечены следующие особенности экологической деятельности (Алексеев, 2002): чаще всего она имеет проблемный характер и поисковую направленность; высокая степень достоверности и объективности, обеспечивается за счет систематических, программных, комплексных исследований; сочетание теоретических знаний и практической деятельности.
Основные направления в преподавании курса биологии следующие: выполнение практической части программы (лабораторные, практические работы, экскурсии); формирование ценностного отношения учащихся к природе, жизни, самому себе, своей стране; краеведческая направленность. Рассмотрим реализацию прикладных аспектов преподавания биологии на примере курса «Растения. Грибы. Бактерии» в 6 классе. Анализ содержания учебников и программ, принятых к использованию в учебных заведениях, показывает, что, несмотря на разные подходы к содержанию курса биологии в 6 классе, в данных вариантах много общего. Так, каждый из этих курсов предполагает изучение не только строения, но и физиологии организмов, насыщен экологическим содержанием, предлагает большое количество лабораторных работ, вопросов и заданий исследовательского характера. Таким образом, предложенные программы направлены на становление экологического мировоззрения школьников, т.е. качеств личности, которые опирается на способность к самостоятельному решению проблем на основе освоения социального опыта и осознания собственного опыта. Таким образом, достижение определённого уровня обученности (или образованности) требует обеспечить соответствующие условия для формирования мотивов познавательной деятельности и овладения базовыми умениями решения проблем, использовать эффективные способы обучения. Реализовать эти цели образования возможно через организацию исследовательской деятельности экологического характера, так как исследование как способ организации учебного процесса способствует не только формированию специальных исследовательских умений (наблюдать, экспериментировать, описывать, работать с оборудованием, научной и научно-популярной литературой), но и формированию универсальных методов деятельности (постановка проблемы, определение целей, выбор методик, самоконтроль и самоанализ). Экологический характер исследования позволяет организовать не только индивидуальные, но и групповые, а также коллективные исследования, которые предполагают обмен информацией между участниками исследования и соотнесение собственного опыта с опытом других, то есть выступают в качестве фактора становления коммуникативной культуры. Психолого-педагогические особенности школьников данной возрастной группы (10-11 лет), среди которых необходимо отметить желание участвовать в социально-значимой деятельности, персонификацию и субъектификацию природных объектов, создают необходимые предпосылки для вовлечения младших подростков в исследовательскую и природоохранную деятельность. Несмотря на достаточное количество лабораторных работ в рассматриваемых курсах, возможно усилить исследовательскую направленность деятельности при проведении лабораторных и практических работ, а также дополнить содержание соответствующих курсов рядом исследований учащихся.
Например, лабораторными работами «Определение условий, необходимых для прорастания семян растений», «Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений», «Определение взаимосвязи между строением эпидермиса растений и местообитанием», «Исследование взаимного влияния растений (или влияние фитонцидов на развитие бактерий)», «Исследование видового разнообразия природного сообщества (леса, луга, поля)», «Исследование приспособленности растений к совместному проживанию в сообществах», «Исследование антропогенного воздействия на природное сообщество», «Клеточное строение стебля растений в связи с приспособительными возможностями к экологическим факторам среды».
Для формирования экологического мировоззрения важно проводить организацию лабораторного практикума с особым подходом в конструировании информационных карт. Пример такой карты представлен ниже.
Лабораторная работа «Клеточное строение стебля растений в связи с приспособительными возможностями к экологическим факторам среды»
Ход работы:
Приготовьте технику для микроскопирования к работе. Рассмотрите готовый препарат поперечного среза стебля наземного травянистого растения сначала под малым, а затем под большим увеличением. Сделайте схематический рисунок расположения основных тканей стебля. Используя текст учебника, подпишите основные группы тканей, располагающихся на поперечном срезе стебля.
Проинтерпретируйте факты: «Растительные ткани – сложная биосистема, состоящие из клеток, сходных по внешнему строению, выполняемым функциям и происхождению. В зависимости от месторасположения тканей они выполняют различные функции, клетки, входящие в их состав имеют различное внешнее строение». Используя текст учебника, микропрепарат поперечного среза стебля заполните таблицу 1:
Таблица 1 – Тканевое строение стебля травянистого наземного растения
Наименование ткани стебля
Строение и название клеток
Значение ткани
Схематический рисунок клеток ткани

Покровная ткань




Проводящая ткань




Основная ткань




Механическая ткань




Растения освоили различные местообитания в наземно-воздушной и водной среде обитания. Значит, они имеют приспособления во внешнем и внутреннем строении корня и побега. Подберите факты к рабочей гипотезе: «Стебель – осевая часть побега адаптируются к различным условиям наземно-воздушной и водной сред обитания». Для подбора фактов используйте текст учебника, дополнительную литературу. Рассмотрите микропрепараты стеблей растений, развивающихся в различных экологических условиях. Схематично зарисуйте срезы, подпишите наименование тканей на рисунке. Выявите различия в анатомических структурах стебля.
При анализе клеточных структур стеблей обратите внимание на расположение проводящих пучков, наличие и степень развитие механической ткани листа, видоизменение основной ткани листа (рис. 1 и 2).
А
Б




Рисунок 1 – Срезы стеблей наземных (А) и водных (Б) растений (по: Горышина, Антонова, Самойлов, 1992)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рисунок 2 – Поперечные срезы стеблей растений различных экологических групп по отношению к режиму влажности
1 – мезофит клевер ползучий, 2 – ксерофит – синеголовник плоский, 3 – гигрофит – частуха подорожниковидная
Данные занесите в таблицу 2:
Таблица 2 – Особенности анатомии листа растений различных экологических групп
Экологические группы растений (среды обитания растений)
Особенности анатомического строения стебля
Виды растений





Сделайте вывод: Стебель – биосистема, которая в особенностях анатомического строения приспосабливается к различным экологическим факторам сред обитания следующим образом: .

Таким образом, результаты исследований можно представить при изучении соответствующих разделов курса или организовать итоговую конференцию учащихся, что, несомненно, будет способствовать развитию экологического мировоззрения учащихся и формировать основы экологической безопасности. Материалы исследований могут стать предметом анализа в последующие годы, а также лечь в основу исследовательских и творческих проектов и быть представлены на олимпиады и конкурсы. Такие проекты

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеев С.В. Экологическое образование – через деятельность / С.В. Алексеев // Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. Тезисы докладов III Всероссийского научно-методического семинара (11-14 ноября 2002 г., Санкт-Петербург). – СПб: Крисмас+, 2002. – С. 10-18
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: АГАР, 2000. – 386 с.
15