БЕСЕДА МИЛОСЕРДИЕ… НУЖНО ЛИ ОНО В НАШЕ ВРЕМЯ


КЛАССНЫЙ ЧАС
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БЕСЕДА
МИЛОСЕРДИЕ
НУЖНО ЛИ ОНО В НАШЕ время

Составила:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с. Хватовка»
Климова Н. И.
2012 год
Милосердие Нужно ли оно в наше время?
Задачи:
1. Познакомить с понятием «милосердие».
 2. Воспитать стремление помогать окружающим.
3. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», а также развитию нравственного самосознания.
 4. Воспитывать стремление совершать добрые дела.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Тип: проблемно-диалогический.
Ход мероприятия.
Эпиграф. (Слайд 2)
"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". I Организационный момент
Звучит музыка, взяться за руки, улыбнуться.

II.Основная часть беседы. Что такое милосердие?
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. (Слайд 3)
- Почему стоит многоточие?
- Верно, мысль не окончена.
- Как вы понимаете «милосердие»?
Стихотворение
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Милосердие! Сердец доброта!


- Как получилось слово «милосердие»?
- Какая часть слова указывает на его основной смысл?
- Корень слова Милосердия
- Назовите его ( Здесь два корня  мил и серд)
- Молодцы! Итак, корень «мил»,  корень «серд»
- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»  
- Назовите слова с корнем «мил» (милый)
- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)
- Значит милый – это приятный?
- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй, ласковой, нежной)
(Ответы детей: Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.)
 -Ребята, назовите еще слово с корне «мил»   (милость)
  - Что думаете о значении этого слова?( Помощь, любовь, жалость, добро)
Задачи: (Слайд 4-6)
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
Как-то раз, торопясь в школу, девочка увидела на перекрестке старушку, которая никак не решалась перейти улицу.  Девочка подошла к ней, взяла за руку и перевела на другую сторону улицы. Только старушка собралась поблагодарить её, как девочки возле неё не оказалось.
Когда старушка-соседка попросила девочку купить в магазине молока, она согласилась, но заявила, что за это она должна её отблагодарить.
 - Как вы поступили бы на месте детей?
 - Где и как вы проявляете доброту?
Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.
Не стой в стороне равнодушно
               Когда у кого-то беда.
               Рвануться на выручку нужно
               В любую минуту, всегда.  
Если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит, что годы живешь ты не зря.
- Если мы любим человека, мы готовы простить ему все -  любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.  (Слайд 7).
- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?
Итак, родственные слова: Милый, милость, помиловать

III. Физминутка
Дети, давайте встанем в круг и скажем друг другу хорошие слова, добрые пожелания.
(передают друг другу цветок и при этом говорят хорошие, добрые пожелания).
Игра “Волшебный цветок”.(Слайд 8)

Теперь подберем родственные слова с корнем «серд»(Сердце)
- Вот оно какое наше сердце ( Слайд 9)
- Посмотрите, это доброе сердце?
Ученики: - нет, это холодное сердце.
       - Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева». (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким.  Поступки у него тоже были злые и жестокие)
- Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.

( Слайд 10) Сердце болит –
Душа болит-      
( Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете. Неужели душа не болит и вам все равно?)
Антон Павлович Чехов, обращаясь к молодым, писал: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!» (Слайд 11)
« Доброе сердце – это сады,
«Добрые слова – это корни,
«Добрые мысли  – это цветы,
«Добрые дела – это плоды.»
- Итак, родственные слова к слову «сердце»: сердечная боль, сердечный человек.

IV. Продолжение беседы. Нужно ли милосердие в наши дни?
-Ребята, с каким событием связаны1941-1945 годы? (ВОВ)
Подумайте, как проявлялось милосердие на войне? (Слайд 12)
(Помощь и выручка между солдатами, доброта медсестёр, помощь из тыла-посылки на фронт)
Сейчас мирное время, война осталась далеко. В чем же проявляется милосердие в наши дни? (ответы детей)
-Да, мы можем оказывать внимание ветеранам, участникам войны. Поздравлять их на праздники, просто сходить и помочь им по хозяйству, поговорить сними. Ведь старым людям так не хватает внимания. (Слайд 13-15)
Сейчас в мире непростая обстановка. В некоторых точках планеты идёт война, происходят террористические акты, стихийные бедствия. От этого: гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. (Слайд 16 )
Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
(Дать одежду, вещи первой необходимости, поделиться едой, игрушками, ни обижать детей беженцев...)
– Мы должны понимать, что к людям любой национальности нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
- Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Ведь люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, они все объединились против общего врага – фашистов. (Слайд 17)
И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам.
-- Ребята! Милосердие идёт с нами по жизни, даже иногда мы не задумываемся, а оно рядом. Мы чествуем пожилых людей, наших бабушек и дедушек, поздравляем, устраиваем концерты.(Слайд 18-19) --Милосердие выражается не только по отношению к пожилым людям, а также и к родителям, братьям и сестрам, друзьям, природе. Приведите примеры. (Ответы детей: Уважать и помогать родителям, заботиться о младших, не губить природу, а, наоборот, посадить дерево, покормить птиц) (Слайд 20)
-Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года (Слайд 21) показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации. - Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? - Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? (обсуждение)
V. Актуализация знаний.
- Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?
(Доброта, жалость, помощь, прощение, сострадание, великодушие, доброжелательность.) (Слайд 22)
- Скажите, кто может быть милосердным? (человек)
- Встречались ли вам милосердные люди?
- Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (Слайд 23)
- Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)
(Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения) (Слайд 24)
-В чем и как выражается благородные, милосердные качества людей?
(В их отношениях к родителям, родственникам, знакомым, в отношении к природе, к животным, к птицам и т. д.)
- Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. «Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья» - писал поэт Б.Окуджава.
 -Работа с пословицами.
-Ребята, очень много народных пословиц и поговорок о милосердии. Я вам сейчас раздам карточки, в которых написаны части пословиц и поговорок. Вы сами будете составлять пословицы.
(работа в группах)
Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется.
Не делай зла, не то на зло нарвешься.
Не рой другому яму – сам споткнешься.
Человека человеком делает совесть.
Неспособный к благодеянию, зла не совершит.
Добро не купишь.
Человека человеком делает совесть.
( Звучит тихая музыка)
            - Давайте попробуем растопить ледяное сердце, и наполним его добро. (Слайд 25-26. Добро всегда побеждает зло)
            - Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.  Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. Я дарю каждого из вас в виде сердца, чтобы вы не забывали делать хорошие поступки. И пусть он согревает вас и напоминает о добре, милосердии.
Дети поют песню «Дорога добра»






 
























 
·