Конспект урока по географии на тему Рельеф Евразии


Дата:
Класс: 7
Предмет: география
Тип учебного занятия:
А) по дидактическим целям: изучение новой темыБ) по характеру познавательной деятельности: проблемный урок.В) по организации познавательного процесса: комбинации фронтальной и индивидуальной поисковой деятельности.
Форма проведения: урок - исследование
Цели и задачи:
Знать:
Усвоить особенности строения земной коры и размещения крупных форм рельефа Евразии, зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.
Уметь:
Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.
Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,
Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная:
Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.
Убедить учащихся, что деятельность человека, это геологическая сила, преобразующая облик планеты.
Прогнозировать тенденции изменения природы под воздействием человеческой деятельности.
Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.Средства обучения:
1. Стенные карты «Строение земной коры» и физическая карта Евразии, видеофрагмент «Рельеф Евразии», презентация урока «Строение и рельеф Евразии», выполненная в MS PowerPoint Приложение 1, мультимедийный проектор.
2. Географический атлас для 7-го класса - карта «Строение земной коры» и физическая карта Евразии,технологическая карта (ТК) для каждого ученика Рисунок 1, бланки для ответов Рисунок 3.
http://ukrmap.su/ru-g7/837.html
http://infourok.ru/videouroki/698
http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=subid=JMC1259_SMNuJucur0-Pa8eBVGOHdtJMC1259_SMNuJucur0-Pa8eBVGOHdt&zoneid=370953http://compendium.su/geographic/7klas_1/17.html
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
I. Организация начала урока:
1) вход в урок;2) определение темы урока;3) целевая установка;4) мотивация.
Слайд
№1, 2
Приложение 1Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Я рада нашей новой встрече!
Приветствует учащихся, отмечает присутствующих, рассаживает уч-ся по группам.
Видео Земли. Играет музыка. Чтение текста о возникновении Земли.
Какой материк осталось изучить?
- Евразию.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?
- Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.
- Опрос учащихся о плане изучения материка
Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?
- Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии.
Тема урока, цели и задачи обозначены в опоре - обратите внимание.
Нам необходимо усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.
Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять. Организация рабочего места.
Отвечают на приветствие
 
 
 
Самостоятельно определяют тему урока. Познавательное:
Выделение существенной информации из слов учителя
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
Регулятивные
Проверяют наличие источников информации
Умение настраиваться на занятие
II. Актуализация знаний – фронтальная беседа.
Слайд
№3 -
опора №2
Рисунок 4. Ответы последовательно высвечиваются на экране вслед за ответами учеников Чтобы успешно усвоить новую тему, нам необходимо повторить полученные ранее знания. Откройте в тетради опору №2.
Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности?
- Материковый тип земной коры.
- Какие участки входят в состав земной коры материкового типа?
- Устойчивые платформы и складчатые области.
Что такое платформа?
Какое она имеет строение?
Какие формы рельефа соответствуют платформам?
Что такое складчатая область?
Как образовались складчатые области?
От чего зависят строение, высота и облик гор?
Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям? Повторяем по опоре.
 
 
 
 
 
  Познавательное:
Первичные компетенции обучающихся в области географии
Принимают участие в дискуссии
Регулятивное:
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению
Коммуникативное
Слушание учителя и сверстников. Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи.
Сотрудничают с учителем и сверстниками
Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают свои мысли.
III. Изучение новой темы:
1. Организация исследования по карте – равнины Евразии.
Слайд №4 (этапы исследования выделяются на отдельные слайды с соответствующими изображениями):
 
 
 
 
Слайд №5
Приложение 1Слайд № 6
 
Слайд
№ 7, 8, 9
 
 
 
  Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?
Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать?
Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе.
Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе.
Какие участки здесь самые древние?
Платформы.
Определите древние платформы в основании Евразии?
Восточно-Европейская, Сибирская, западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Китайско-Корейская, Индийская, плоскогорье Декан и др.
Запишите в таблицу.
Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится?
Равнины имеют разную высоту, возраст, облик поверхности и происхождение. Особенно это различно по высоте.
Рассмотрим несколько из них
Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос?
Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии.
Результаты записываем в технологическую карту. Определяем абсолютную высоту, записываем.
1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.).
На каком материке живём мы с вами? (Евразия)
На какой равнине? (Восточно-Европейской).
На какой низменности? (Прикаспийской). 2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.),
3. Великая Китайская равнина (200 м.),
4. плоскогорье Декан (1000 м.).
Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии?
Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены?
В чём причина?
На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км.  
 
 
 
 
Сопоставляют карты – делают выводы о зависимости размещения крупных форм рельефа от строения земной коры
 
 
 
Запись в технологическуюкарту.
Рисунок 1 
 
 
 
 
 
 
 
Делаем выводы. Познавательные:
Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;
Проверка гипотетических положений;
Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий
1. Горы Евразии.
 
 
 
 
 
 
Слайд №10
Приложение 1 
 
 
 
Слайд №11
Делаем вывод:
Слайд №12
Приложение 1 
 
 
 
 
 
 
Слайд №13
Приложение 1Работа с учебником стр. 183
Задание: Найти информацию и объяснить геологического строения Евразии.
Какие участки земной коры расположены между платформами?
- Складчатые области.
Какого они возраста?
- Разного возраста.
Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Запишите – области новой складчатости.
Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении?
Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте? Запишите в таблицу – складчатые горы.
- Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско - Гималайский пояс молодых складчатых гор.
- В Альпийско-Гималайском поясе часто происходят землетрясения. А вот действующих вулканов в пределах Альпийско-Гималайского пояса немного, хотя древних потухших вулканов можно обнаружить немало.
Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в таблице.
5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы.
Задание: Используя стр. учебника 185 ответить на вопрос: - В чем причина сложности строения поверхности Евразии?
Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках?
- В Евразии есть высочайшие горы – запишите в таблицу (Гималаи, Каракорум, Памир, Кунь-Лунь). Возникновение их связано со столкновением Евразиатской и Индо-Австралийской литосферных плит. Горообразование в этом районе продолжается, и горы каждый «подрастает» на несколько сантиметров в год.
Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м.В Евразии количество таких «семитысячников» составляет несколько десятков, а 14 вершин поднимаются выше 8 км.
В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. Пишем в таблице.
Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе?
Вулканические (запись в таблице).
Частью какого кольца они являются?
Тихоокеанского огненного кольца.
Какой вулкан является самым высоким в Евразии?
Ключевская сопка (4688 м.)
Назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите на карте, определите их высоту, запишите в таблицу.
Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м).
Информация об известном извержении вулкана Кракатау в 1883 год (заранее подготовленный ученик).
Вопрос: Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости?
12. Уральские горы (1895 м),13. Саяны (3491 м.),
14. Скандинавские горы (2469 м.).
Назовите, покажите, запишите в таблицу. Исследование по карте и запись в таблицу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Запись в ТК.
 
 
 
Запись в ТК
 
 
 
Запись в ТК Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
3. Делаем выводы.
Слайд №14
Слайд №16
Приложение 1Слайд №17 Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). Отмечаем в опоре.
Рассказ учащегося о самой глубокой впадине не планете на Аравийском полуострове (заранее подготовленные учащиесяГде расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот? Отмечаем.
Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен). Делаем выводы: анализ, синтез и обобщение.
Сопоставить ТК с готовой картой учителя на экране – проверить правильность. IV. Решаем проблему
Слайд №17
Приложение 1 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд №18
Приложение 1Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии?
- Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов.
Чем объясняется размещение гор и равнин на материке?
Как учёные объясняют образование складчатых областей?
- Движением литосферных плит.
Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры».
На какой плите расположена основная часть Евразии?
- На Евразийской.
С какими плитами она граничит?
- На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской.
Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?
Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Продолжаем урок. / Познавательные:
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Просмотр видеофрагмента –решаем проблему.
 
 
 
 
 
Слайд №19
Приложение 1 
 
 
 
 
Слайд №20
(столкновение плит)
Приложение 1Где находится современный центр горообразования в Евразии?
- Гималаи.
Почему именно Гималаи?
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её разгадать! Посмотрим, как мы научились думать и размышлять!
Посмотрим видеофрагмент.  Просмотр видеофрагмента, в котором геологи поднимаются на склоны Гималаев и собирают окаменелые остатки древних морских организмов, обитавших на дне океана, а в настоящее время оказавшихся на высоте более 5000 метров. В самый интересный момент просмотр останавливается Остановка.
Проблема: Как организмы, которые обитали миллионы лет назад только в древних океанах, могли оказаться в высочайших горах Земли далеко от океана на высоте более 4000 метров?
Все гипотезы рассматриваются – размышляем, вспоминаем.
(После обсуждения ответов учащихся)
Продолжаем смотреть видеофрагмент, и находим правильный ответ:
После образования Гондваны и Лавразии между ними располагался океан.
В результате сближения Африканской плиты с Евразийской образовались Пиренеи, Альпы и Карпаты. Столкновение Евразии с Аравийским выступом Гондваны привело к образованию Кавказа и Армянского вулканического нагорья. При столкновении Индостана с Евразией, как вы видели в фильме, осадочные слои океанического дна, зажатые между двумя мощными плитами, были смяты в складки и подняты на большую высоту – поднялись высочайшие горы Земли – Гималаи, Тибет и другие.
Какие процессы свидетельствуют, что горообразование продолжается?
- В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Высказывают различные гипотезы – обсуждение аргументов. Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Работают в группах, инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации. Принимают решение и реализуют его.
Установление партнёрских отношений
Регулятивные:
Учатся добывать новые знания
Умение слушать
Осуществление самоконтроля и контроля
Закрепление – обратная связь. Вопросы (правильные ответы в виде цифр в ТК) – выставляем цифры в бланк ответов:
В областях какой складчатости располагаются молодые, складчатые, высочайшие горы Евразии?
Горы, образовавшиеся в результате столкновения Индостана с Евразией.
Равнина, расположенная на Сибирской платформе?
Тестовый контроль (на карточках)
1. Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ.
2. К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская3.Установите соответствие:
Платформа Равнина
1.СибирскаяА) Западно-Сибирская
2. ИндийскаяБ) Великая Китайская
3.Китайско-КорейскаяВ) Декан (плоског.)
Г) Среднесибирское плоског.)4. Установите соответствие:
Горы Возраст складчатости
1. КарпатыА) Древний (Pz)2.СкандинавскиеБ) Средний (Mz)
3. Верхоянский хребетВ) Новый (Kz)
Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» Работают с бланками ответов
Рисунок 3Познавательные:
Распознают и воспроизводят изученный материал
Решают познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения.
Произвольное построение речевых высказываний в устной форме.
Регулятивные:
Участвуют в решении задач в фронтальном режиме.
Уметь формулировать собственное мнение и позицию
Коммуникативные:
Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Контроль правильности ответов обучающихся
Подведение итогов урока. Сопоставьте бланк ответов с правильными ответами, поднимите руки, у кого всё совпало, вы сегодня получаете «5».
Мы сегодня все хорошо потрудились – особо отличившиеся получают оценки. Проверяют результаты. Познавательные:
Контроль и оценка процесса и результата деятельности;
Домашнее задание (записано в ТК).
Слайд №21
Приложение 1На картосхеме обозначить складчатые пояса, подписать литосферные плиты, слагающие Евразию, области землетрясений и вулканизма.
На контурную карту нанести горы, равнины, вершины, вулканы, выучить
Выучить § 50 с опорой на таблицу.
Творческое задание (по желанию) - продолжить высказывание В. И. Вернадского: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой…»
Дополнительное задание: Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле? Обсуждаем домашнее задание. Познавательные:
Записывают задание, осознают его, выбирают уровень.
Выделение существенной информации
Коммуникативные:
Взаимодействуют с учителем
Регулятивные:
Осознают качество и уровень усвоения.
Регуляция учебной деятельности
Рефлексия. 1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?2. Ты помогал другим или тебе помогали?3. Что вызвало наибольшие затруднения?4. Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)? Беседа по оценке своей деятельности на уроке. Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Контроль и оценка процесса и результата деятельности
Регулятивные:
Проводят саморегуляцию
Коммуникативные:
Уметь формулировать собственное мнение
Взаимодействуют с учителем