Статья Интерактивные технологии как эффективное средство подготовки современного, конкурентоспособного специалиста по профессии «Повар, кондитер»


Автор: Травина Татьяна Викторовна,
мастер производственного обучения
СпбГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Интерактивные технологии как эффективное средство подготовки современного, конкурентоспособного специалиста по профессии «Повар, кондитер»
Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование  профессионально  компетентного   выпускника,  способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Компетенция — это готовность (способность) учащегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.  Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,  это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Проанализировав современные требования работодателей к нашим выпускникам по профессии «Повар, кондитер», следует, что для формирования конкурентно способного специалиста, необходима работа по следующим направлениям:
Развитие творческого мышления;
Развитие коммуникативных способностей;
Формирование умений принимать оптимальное решение, или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
Развитие исследовательских умений и навыков;
Формирование информационной культуры;
Формирование профессиональной культуры специалиста;
Расширение знаний в области моделирования ситуаций производственной деятельности.
Мобильность, способность к самостоятельному освоению знаний, возможностью развития в себе требуемых знаний и умений.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Именно использование этой модели обучения мастером производственного обучения на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.
В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.
В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.).
В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Интерактивные технологии и методы через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:
работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;
метод карусели;
лекции с проблемным изложением;
использование средств мультимедиа (компьютерные классы);
технология полноценного сотрудничества;
технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность).
Проектная  технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся  - индивидуальную, парную, групповую и на реальный  конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности учащихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения философско-художественных знаний в постижении поварского искусства, создать серию мини-проектов, выполняемых самими учащимися под руководством мастера. Так, например можно задать  любую тему  —  и  учащимся необходимо с художественной точки зрения отобразить её при оформлении или составлении своего блюда. Учащиеся осуществляют  проект по следующему  алгоритму: подбор продуктов (товароведение), их дополнение друг другом (физиология питания, химия, биология), технологическая часть (кулинария и оборудование), оформление (изобразительное творчество), рассказ о том, к какой кухне народов мира принадлежит данное блюдо (география, история), реализация блюда (санитария, гигиена).Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы  в мини- группах  ( 2-3 человека)  может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием,  выполнение производственного задания  (приготовление блюда) в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения.В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для учащихся праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа учащегося словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.
Список источников
Панфилова А.П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», Санкт-Петербург, 2011.
Панфилова А.П. «Игротехничексий менеджмент, интерактивные технологии для обучения и организационного развития», Санкт-Петербург, 2011.
Серикова Е.И., Симоменко В.Д. «Общая и профессиональная педагогика», М., 2010.