конспект урока по географии на тему Климат Евразии (7 класс)


Логвиновская Виктория Александровна
учитель географии
ОШ № 13, г. Симферополь
класс 7
ТЕМА УРОКА: КЛИМАТ ЕВРАЗИИ.
Цели и задачи урока:
Систематизировать знания учащихся о погоде, климате, атмосферных процессах;
Охарактеризовать климат материка;
Показать влияние географического положения, океанов и рельефа на климат;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Развивать творческие способности детей.
Оборудование: Климатическая карта Евразии, атласы, презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная.
УМК: учебник/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина/. – М.: Просвещение, 2015.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.
Вхождение в урок.
Учитель. Ребята, тема нашего урока зашифрована в ребусе. Давайте его расшифруем! Молодцы! (слайд 1.)
Итак, сегодня мы рассматриваем климат и давайте повторим основные термины, которые будут нам необходимы: (слайд 2.)
Что такое климат?
Что называют погодой?
Какие климатообразующие факторы вы знаете?
С этим заданием вы справились, а значит о климате вам много известно. Так давайте же дадим ответ и на эти вопросы.
В книге шведской писательницы С. Лагерлеф « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет».
И Тролль взялся за роботу. Он собирал повсюду камни и складывал их один на другой. Вскоре гора из камней поднялась чуть ли не до самых облаков.
- Вот теперь, наверное, хватит! – сказал Тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить под боком у самого солнца! Возле солнца я точно не замерзну!
И Тролль полез на гору.
Но, что случилось? Чем выше он поднимается, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый. Решил на горе дом построить – и построил. Солнце вроде близко, а холод все равно до костей пробирает. Так и замерз глупый Тролль.
- Ребята! Почему замерз Тролль?
Слайд 3.
-Давайте вспомним, как изменяется температура воздуха с высотой? (температура воздуха в тропосфере понижается примерно на 60С на каждый километр подъема)
Какие атмосферные процессы описал в своих стихах великий русский поэт А.С. Пушкин?
Слайд 4.
Буря мглою неб кроет,
Вихри снежные крутя… ( «Зимний вечер»)
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий… («Бесы»)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… («Зимнее утро»)
Мороз и солнце, день чудесный! («Зимнее утро»)
Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Все, что мы вспомнили с вами, пригодится нам для изучения нашей темы урока, а эпиграфом к уроку станут слова:
«Предсказание погоды золотых гор стоит… Если мы научимся точно предсказывать погоду, нам нечего более просить у бога».
М.В. Ломоносов
И послушайте информацию для раздумий от наших корреспондентов.
Ученик. Давно подмечено, что многие дикие животные способны реагировать на изменения в погоде, словно «живые барометры». Например, дикие ослы, которые живут на юге Туркмении, чувствуют такие изменения за 10-12 часов. Они своевременно прячутся от песчаной бури, снеговых буранов в узких ущельях или глубоких оврагах.
Журавли осенью улетают в теплые края приблизительно за 20-25 дней до начала ночных заморозков. Даже маленькая древесная жаба – квакша перед дождем громко квакает, а перед непогодой свой привычный светло – зеленый окрас меняет на светло – коричневый.
Учитель. Предсказывать погоду нам помогают и животные, и растения, об этом вы знаете с предыдущих классов, но для того, чтобы предсказывать погоду, необходимо понимать климат, все процессы, которые происходят в атмосфере, поэтому перейдем к изучению темы нашего урока.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. Проработайте климатическую карту атласа и дайте ответ на вопрос: на каком материке, Евразия или Северная Америка, разнообразнее климатические условия?
Поделим класс на две команды, одна команда исследует Северную Америку, другая – Евразию.
Слайд 5.
Докажите, что лето в Евразии более жаркое, чем в Северной Америке. Для этого сравните:
Средние температуры июля материков;
Абсолютные показатели температуры материков;
Выясните, на каком материке зима холоднее;
Где выпадает больше осадков?;
На каком материке засушливые территории занимают большую площадь?
Результаты сравнения занесите в рабочую тетрадь и сделайте вывод.
(климат Евразии разнообразнее).
Слайд 6.
Далее с учениками выясняем причину разнообразия климата материка.
Большая протяженность материка с севера на юг и с запада на восток;
Циркуляция атмосферы;
Океанические течения;
Рельеф материка.
(ученики записывают в тетрадь и дают краткую характеристику преобладающих воздушных масс и ветров).
Учитель. Восток материка попадает в область действия муссонов
Слайд 7.
- Ребята, давайте вспомним, что такое муссон?
- Как образуется муссон?
- Жители каких азиатских стран хорошо знают, что такое муссон?
И снова информация наших корреспондентов о том, как ожидают муссон в Индии.
Ученик. Путешествуя в сухой сезон по штату Западная Бенгалия, можно увидеть огромные просторы высушенной земли, с которых жаркий ветер поднимает облака пыли. В Калькутте в мае температура воздуха поднимается до + 450С. Люди, которые находятся на улице, могут получить солнечный удар. Не выдерживают такую жару и животные, и птицы.
Взгляды людей с надеждой устремлены на небо, с надеждой на дождь. Влажный муссон, обычно приходит в Бенгальский залив в 20-х числах мая и через три недели достигает подножий Гималаев. Но не всегда он приходит вовремя, и эта неточность приводит к панике среди людей. Индийские газеты, отправивши на второй план важные события международной жизни, печатают тревожные заголовки, типа: «Муссон задерживается на неопределенный период», или утешительные: «Муссон на пороге!»
Когда приходят дожди, обычно очень сильные, население радуется. Воздух становится чистым, и человек и животные снова дышат свободно. Потресканная земля вбирает влагу.
Учитель. А как влияет океан на западное побережье материка? (Влияние Атлантического океана на климат определяется уменьшением количества осадков от окраин к внутренним частям материков, а также на режим температур, пример с течением Гольфстрим)
Также на формирование климата влияет и рельеф.
(горы создают преграду на пути воздушных масс, а равнинный рельеф облегчает их вторжение) Дети приводят примеры - Уральские горы, Гималаи и т.д.
И снова информация нашего корреспондента.
Ученик. Гобийские глубокие колодцы зимой промерзают до дна. Монголы откалывают лед и растапливают его, таким образом, они обеспечивают себя водой. Животные едят траву со снегом. Часто можно увидеть, как монголы утепляют колодцы войлоком, обсыпают землей.
Учитель. Этот эпизод из жизни монголов еще раз дает нам понять, что такое континентальный климат.
Итак, ребята, мы рассмотрели, как влияет на климат Евразии географическая широта, океан, рельеф. Напомните мне, под действием, каких ветров формируется климат материка? (дети отвечают). Молодцы, ребята, вы перечислили постоянные ветры, но очень часто, в силу разных причин: атмосферный фронт, циклон, антициклон, формируются местные ветры. Эти ветры могут существенно отразиться на погоде. Например, зимой на Южном Берегу Крыма дует теплый ветер фен. Вот как описал его А.К. Толстой в своем стихотворении.
Над неприступной крутизною
Повис туманный небосклон;
Там гор зубчатою стеною
От юга север отделен.
Седой зимы сердитый бог
Играет вьюгой и метелью,
Ярясь, уста примкнул к ущелью
И воет в их гранитный рог.
Но здесь благоухают розы,
Бессильно вихрем снеговым
Сюда он шлет свои угрозы,
Цветущий берег невредим.
Слайд 8.
Причину образования ветра вы можете объяснить сами.
Закрепление материала.
Слайд 9.
Учитель. Итак, ребята сегодня на уроке мы познакомились с общей характеристикой климата Евразии. А как вы усвоили данную тему, я узнаю, когда услышу ответ на вопрос. Выполнившие задания, поднимите, пожалуйста, руку.
Якутск и Лиссабон… Какое разные города! Один город находится в зоне тайги на 620с.ш., в глубине материка; другой – в субтропическом поясе, почти 390с.ш., на берегу небольшого залива Атлантического океана. С Якутском связаны морозы и снега. Лиссабон – тепло, солнце и море. Но внимательный географ, изучая климатическую карту, заметит, что Якутск и Лиссабон хоть имеют разный климат, чем то схожи между собой. Что же подобного в климате двух городов?
(июльская изотерма +200С проходит поблизости обоих городов, в Якутске не намного холоднее, чем в Лиссабоне).
Рефлексия. Ребята! И напоследок, я предлагаю вам закрыть глаза, сесть удобно, и послушать стихотворение о материке Евразия.
Евразия
Вот огромный великан,
Материк Евразия,
И куда не глянь – во всем разнообразие!
Озеро Байкал -
Чистое, глубокое
Горы Гималаи –
Самые высокие.
Чем южней, тем жарче.
Просто - красота!
А на крайнем Севере
Вечно – мерзлота
Вот Россия – милая
Родина моя,
Нет страны красивее,-
Точно знаю я!Снег, метель, морозы,Горы до небес,Белые березы,Да дремучий лес.Вольные просторы,Хлебные поля,Реки и озера –Русская земля!Горы здесь УральскиеДелят всю ЕвразиюНа Европу (слева),И еще на Азию.Вот Китай, вот Индия,Ближе – Казахстан,Турция, Туркмения,Иран, Афганистан.Все эти страны в АзииНашли себе приют,Здесь климат очень жаркий,Пустыни, горы тут.Перейду к Европе я,Стран здесь много тоже:Знойная Италия –На сапог похожа,Швеция, Норвегия,Англия, Германия,Греция, Болгария, Франция, Испания.Эти страны развитыКультурно и технически,Климат здесь умеренный,К югу – субтропический.
Л. Громова 
Домашнее задание: повторить климатические пояса Земли, выучить климат Евразии, по желанию нарисовать иллюстрацию к прочитанному стихотворению.