Разработка урока по географии 7 класс Географическое положение и исследование Евразии.


7 класс
Географическое положение и исследование Евразии.
Цели урока:
Образовательные:
         - изучить географическое положение
         - назвать имена путешественников и исследователей материка.
Развивающие:
        - развивать умение учащихся определять географическое положение материка;
        - развивать воображение, память, речь, образно – логическое мышление;
       - развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;
Воспитательные:
        - формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.
Ход урока:
I. Актуализация знаний
1.Игра "Что такое? Кто такой?" (задание по группам)
1 . Группа 2 . Группа
1 .Маккензи - река
2. Аппалачи - невысокие горы на востоке материка
3. Секвойя – хвойные деревья
4. Гудзонов - залив
5. Мак-Кинли – самая высокая гора материка
6. Иглу – жилище эскимосов
7.Канада - страна
8. Судан - страна
9.Килиманджаро- вулкан
10. Крики- временно пересыхающие реки
1.Бразилиа - страна Ю.А.
2.Титикака - самое большое высокогорное озеро
3.Виктория - регия.- самая большая кувшинка в мире
4.Пампа – субтропические степи
5.Анхель - водопад
6.Гибралтарский - пролив
7.Калахари- пустыня
8.Ливингстон - английский исследователь открыл водопад Виктория
9.Метис – потомки от браков европейцев и индейцев
10.Скрэб- заросли сухих кустарников
2. «Танцы» с цифрами
• 5969 км — (р. Миссисипи с Миссури).
• 9000 км — (г. Кордильеры).
• 24 200 000 км — (площадь Северной Америки).
• 6194 м — (г. Мак-Кинли).
• 82 тыс. км — (о. Верхнее).
3. «Интересные» слова
• Ниагара — … (гремящаявода).
• Миссисипи — … (большаярека).
• Каньон — … (речнаядолина).
• Гренландия — … (зеленаястрана).
• Прерия — … (зоналесостепиистепи в Северной Америке).
• Гризли — … (медведь).
II. Изучение нового материала
Прием «Дерево знаний»
На партах у учащихся лежат листочки двух цветов — зелёного и красного. На зелёных они записывают все рекорды материка, которые знают, и приклеивают их к макету дерева, который висит на доске.
Разминка
Продолжите предложение: «Физико-географическое положение материка — это...»
Работа с атласом
Ученики с помощью атласов характеризуют ФГП материка.
Прием «мозговой штурм»: работа с учебником, атласами.
Задача. Докажите, что материк Евразия является крупнейшим.
Ученики приводят свои доводы:
• занимает 1/3 от общей площади суши;
• S ≈54 млн км
• S Евр ≈ S Афр + S Сев. Америки;
• две части света;
• расположена в четырёх полушариях.
Евразия – это величайший материк Земли. Ему по праву можно прикрепить и другие характеристики «Самый-самый» .
- Посмотрите на карту , что вы можете сказать о площади этого материка? ( по площади это самый большой материк)
Евразия занимает 1/3 всей суши. Площадь составляет 54 млн.км2. Евразия по площади равна Африке и Северной Америке вместе взятым (30,3+24,2). Евразию образуют две части света Европа и Азия.
Условную границу принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также по проливам, соединяющим Черное и Средиземное море. (показ по карте)
Береговая линия Евразии больше изрезана на Западе, заметно изрезана на Востоке.
- С чего мы начинаем изучение каждого материка ? (с географического положения)
-Давайте определим географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительным материалом.
4. Игра «равнины — горы» (физкультминутка)
Ученики приседают, когда звучит название равнины, и встают, когда слышат название гор.
Например: Амазонская, Анды, Центральные, Кордильеры, Ла-Платская, Котопахи..
5. Практическая работа.
План описания ГП материка.
1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк?
4. Определите, какие океаны и моря омывают материк?
5. Как расположен материк относительно других материков?
6. Сообщения учащихся.
Исследование Сибири.
От Урала до Охотского моря открывателями и покорителями Сибири были простые русские люди, за которыми закрепилось название землепроходцы. Это были казаки, стрельцы, купцы и их приказчики. Были среди них и промысловики - в то время так называли людей, уходивших в тайгу на промысел пушного зверя и моржовой кости. Все они должны были собирать с местных жителей ясак — дань в пользу русского царя. Это означало, что местные жители Сибири становились российскими подданными. А еще землепроходцы были обязаны составлять для правительства «сказку» - описания и чертежи открытых ими земель. Однако прежде чем землепроходцы отправились вглубь Сибири, почти одновременно с Ермаком и его дружиной за Урал пришли военные отряды казаков, которые построили на сибирских землях несколько острогов - крепостей для защиты путей по крупнейшим сибирским рекам. В 1587 году такой острог был построен на реке Тобол. Позднее он превратился в город Тобольск. Отсюда казаки отправились дальше и построили остроги Палим (1592), Татарский городок (1594), Нарым (1595), Енисейский (1618), Красноярский (1628) и др. Из этих острогов землепроходцы отправлялись в далёкие экспедиции. Они прошли всю Сибирь до Камчатки и Амура. А в 1639 г. один из отрядов во главе с Иваном Москвитиным впервые достиг Охотского моря — северо-западной части Тихого океана. Среди известных землепроходцев — основатель города Верхоянска Илья Перфильев, открыватели и завоеватели Приамурья Василий Поярков и Ерофей Хабаров, исследователь Камчатки Владимир Атласов.
Плавание Дежнёва и Попова
Знаменитым землепроходцем Семён Дежнёв стал благодаря открытию пролива между Азией и Америкой. К сожалению, об открытии отважного россиянина стало известно только в 1736 году, когда участник Великой Северной экспедиции Г. Миллер обнаружил в архиве Якутска «сказку» Дежнёва. Поэтому открывателем пролива между Азией и Америкой считается Витус Беринг. А случилось все так. В 1647 году приказчик Федот Алексеев - Попов отправился в экспедицию для сбора ясака и поисков моржовой кости. Начальник Колымского острога дал ему на помощь надежного и опытного человека Семёна Дежнёва. Идти решили вдоль берега Ледовитого океана на кочах. Эти деревянные суда, способные перевозить до 40 тонн груза, имели необычную конструкцию и были прекрасно приспособлены для плавания в северных водах. Их обшивали «коцею» двойной обшивкой, которая позволяла кораблям двигаться среди льдин и не быть раздавленными. Корпус коча напоминал яйцо. Благодаря этому они не затирались льдами, а выталкивались на поверхность. И все же первая попытка Попова и Дежнёва в 1647 году была неудачной. Путь мореплавателям перекрыли сплошные льды. Пришлось возвращаться на Колыму. В июне следующего года мореплаватели на семи кочах с командой в 90 человек вновь вышли в море. Вода у побережья была чистой ото льда. Однако мореплавателей ждали сильные штормы. Впоследствии на плаву осталось только два судна. Одним командовал раненый Дежнёв, вторым — Попов. Во время очередного шторма они потеряли друг друга и завершили плавание порознь. Коч Дежнёва долгое время носился по морю, а в октябре его выбросило на берег примерно в 900 км к югу от Чукотского полуострова. Таким образом, мореплаватель проплыл через пролив между Азией и Северной Америкой, но американского берега не видел. Отряд, из 24 выживших человек, отправился по суше до низовьев реки Анадырь. Здесь перезимовали, а весной землепроходцы построили лодки и поплыли вглубь материка. Дорогой Дежнёв собирал со всех встречных жителей ясак и вел записи. Преодолев 500 км, отряд построил зимовье, где землепроходцы прожили несколько лет. Они разрабатывали залежи найденных ими мамонтовых бивней, организовывали экспедиции для сбора ясака и разведки окрестных земель. Однажды в стойбище коряков дежнёвцам рассказали о судьбе Попова и его спутников. Сам Попов умер от цинги. Его товарищи построили лодку и куда-то уплыли. Дальнейшая их судьба неизвестна.
Первая камчатская экспедиция
В XVIII в. Россия вышла на передовые рубежи в области географических открытий. Царь Пётр I по примеру западноевропейских государств решил организовывать научные экспедиции для топографической съемки и исследования малоизученных русских земель. Воспитанники открытой Петром навигационной школы и Морской академии были отправлены в верховья Енисея, в Забайкалье и Приамурье. Крупнейшая из экспедиций получила название Первой Камчатской. Руководил ею датчанин Витус Беринг, уже много лет служивший в российском флоте по приглашению Петра I. Целью экспедиции были поиски пролива между Азией и Северной Америкой. Царь хотел наладить через него морской путь вдоль северного азиатского побережья Ледовитого океана от Двины до устья Амура, а оттуда — до Китая и Индии. Экспедиция началась 24 января 1725 года, когда один из помощников Беринга, Алексей Чириков, во главе отряда из 27 человек отправился на санях из Петербурга в Тобольск. А через несколько дней скончался Пётр I, однако это не нарушило планов экспедиции. Императрица Екатерина I выполнила волю мужа и отдала Берингу написанные Петром инструкции. Дальнейший путь экспедиции проходил от Тобольска по рекам Иртыш, Обь и Кета до Илимска. Там путешественники зимовали. Весной отправились в Якутск, а оттуда добрались до Охотска, построили небольшое судно «Фортуна» и на нем перебрались на Камчатку. Там построили более надежное судно «Святой Гавриил», на котором из устья реки Камчатка отправилась в плавание. В этом плавании Беринг и его спутники установили, что Азия и Северная Америка не соединяются друг с другом, но американского берега не видели. Они открыли много островов и нанесли на карту большую часть азиатского морского побережья. После возвращения в Петербург в конце января 1730 года В. Беринг предложил проект новой более масштабной экспедиции.
Великая Северная (Вторая камчатская) экспедиция
Экспедиция, план которой предложил Беринг, первоначально называлась Второй Камчатской. Однако её масштабы и результаты были настолько огромны, что в историю географических открытий она вошла как Великая Северная экспедиция. Эту эпопею до сих пор считают самой масштабной географической экспедицией, организованной силами одного государства. Она продолжалась 10 лет, участие в ней приняли около 10 тысяч человек. 17 апреля 1732 года императрица Анна Иоанновна подписала приказ о назначении капитаном-командором этого мероприятия Беринга, а его помощниками — А. Чирикова и М. Шпанберга. В состав экспедиции входило шесть отрядов, которыми командовали морские офицеры. Еще один отряд, который назывался академическим, состоял исключительно из учёных и студентов. В его состав входили Герхард Миллер, Иоганн Гмелин, Георг Вильгельм Стеллер и другие известные ученые Петербургской Академии наук и приглашенные из-за границы. Членом отряда был и Степан Крашенинников — тогда еще студент, ставший за годы странствий гордостью русской науки. В тяжелейших условиях участники экспедиции собрали огромный научный материал. Они первыми сделали гидрографическое описание Северного Ледовитого океана от Архангельска до мыса Дежнёва. Беринг и Чириков открыли пролив между Азией и Северной Америкой.
Братья Дмитрий и Харитон Лаптевы обследовали океанское побережье между рекой Леной и Таймырским полуостровом, провели съёмку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь, нанесли на карту Хатангский залив, открыли ряд островов, а также центральную часть гор Бырранга. Василий Прончищев и его жена Татьяна, первая женщина — полярная путешественница, сделали первую инструментальную съёмку реки Лены и океанского берега от устья Лены до мыса Фаддея, открыли кряж Прончищева и восточную часть гор Бырранга. Семён Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр и достиг северной оконечности Азии — мыса, который сейчас носит его имя. Дмитрий Овцын провел гидрографическое описание побережья Сибири между устьями рек Обь и Енисей, открыл Гыданский залив и Гыданский полуостров. Учёные академического отряда объездили центральную часть Сибири, а Степан Крашенинников по собранному им материалу составил первое описание Камчатки.
7. Самостоятельная работа. Мини-проекты
Класс объединяется в две-три группы. Каждой группе даётся лист бумаги с контурами Евразии. Ученики работают над созданием мини-проекта «На что похож материк», размещают на доске
III. Закрепление
Вычеркните лишнее ( на листочках перед учениками)
Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5100 км.
Эта граница – условная линия – проходит от (Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и ( северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.
IV. Рефлексия.
1. Игра «Многогранник»
Ученикам дается многогранник, каждая грань которого соответствует одному из пунктов физико-географической характеристики материка. Дети по очереди передают его друг другу и отвечают на вопросы.
2.Прием «Дерево знаний»
На красных листочках, лежащих на партах, ученики записывают всю новую информацию о Евразии, которую они услышали на уроке, и приклеивают к макету дерева, висящему на доске
V.Домашнее задание:
Рабочий лист
Географическое положение Евразии
Пункт плана Евразия
Определите, как расположен материк(республика) относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
Экватора________________________
Тропиков________________________
Полярных кругов_________________
Нулевого меридиана______________
Найдите крайние точки материка(республики), определите их координаты и протяжённость материка(республики) в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
Северная-________________________
Южная ________________________
Западная _______________________
Восточная _____________________
Протяженность в километрах с
Севера на юг:___________________
Запада на восток:_________________ Протяженность в градусах с
Севера на юг:___________________
Запада на восток:________________
В каких климатических поясах расположен материк(республика)?
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
4.__________________________
5.__________________________
6.__________________________
7.__________________________
Определите какие океаны и моря омывают материк(республику)?
С севера___________________океанМоря:_________________________
С востока___________________океанМоря:________________________
С юга_____________________океанМоря:___________________________
С запада____________________океанМоря:___________________________
Как расположен материк (республика) относительно других материков?
Северная Америка_______________
Южная Америка_________________
Африка_______________________
Австралия_______________________
Антарктида______________________
Закрепление
1. Вычеркните лишнее
Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5100 км.
Эта граница – условная линия – проходит от ( Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге – вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и (северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.
Тест
1. Подберите пару: географический объект — крайняя точкаЕвразии.
1. Мыс Рокаа) северная
2. Мыс Челюскинб) южная
3. Мыс Дежневав) западная
4. МысПиайг) восточная
2.Выберите правильный ответ.
1.Самый большой остров у берегов Евразии:
а)Исландияв) Великобритания
б)Калимантанг) Суматра
2. Самый большой полуостров материка:
а)Аравийскийв) Индостан
б)Индокитайг) Скандинавский
3. Выберите правильный ответ. Берега полуострова Индокитайомывают:
1. Аравийское и Южно-Китайское моря
2. Бенгальский и Персидский заливы
3. Южно-Китайское и Желтое моря
4. Бенгальский залив и Южно-Китайское море
4. Выберите географические объекты, по которым проходит граница между Европой и Азией:
1. Азовское море
2. Пролив Босфор
3.Пролив Дарданеллы
4. Кавказ
5. Каспийское море
6. Кумо-Манычская впадина
7. Полуостров Малая Азия
8. Месопотамская низменность
9. Уральские горы
10.Река Урал
11.РекаЭмба