Урок на тему «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»


Тема урока: «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра»
Предмет: География Класс: 8
Дорошенко Лариса Николаевна,
учитель по географии 5-11 классов
высшей категории МБОУ СОШ д. Ручьи,
Конаковский район, Тверская область.
Цели и задачи урока: Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России, сформировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности, способствовать экологическому воспитанию учащихся, привить чувство любви к природе и Родине.
Тип урока: Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные: Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее
Регулятивные: Самоконтроль и взаимоконтроль
Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание (отвечать на вопросы)
Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Техническое обеспечение урока: Таблицы «Природные зоны России», гербарий, карта «Природные зоны России» , атлас, компьютер и интерактивная доска, документальные фильмы «Природные зоны России».
План урока:
1.Оргмомент
2. Поверка домашнего задания
3.Изучение нового материала
4 Закрепление
5. Домашнее задание
6. Итог урока
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Оргмомент1.Эмоциональный настрой
2.Проверить атласы, контурные карты. Проверка домашнего задания Ответить на вопрос «В чём проявляется природная зональность?» Ответы учащихся: «Зональность - общий закон природы. Ведущими компонентами являются различные отношения тепла и влаги. Зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Изменение климата и растительности идёт по тесной связи. Каждая зона состоит из сочетания ландшафтов.
Ланд – земля, шафт – сообщество и т.д. Изложение нового материала.
Работа с тетрадью.
Сообщение темы урока «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра»
Сообщение цели и задачи урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Фронтальная беседа с учащимися, самостоятельная работа с картой Ответить на вопрос «Каковы природные особенности территории Севера?»
Задания: определить географическое положение природных зон на Севере. Отвечают на вопрос.
Выполняют задания по карте. Презентация ученика (компьютер и интерактивная доска). Арктические пустыни. Характеристика природной зоны и демонстрация презентаций. Запись в тетради, работа с учебником. Природные зоны

Арктич. Тундра
пустыни Запись в таблицу
Арктические пустыни
Страна белой смерти, льда и тьмы.
Арктика – это белый медведь, северное положение, за северным полярным кругом, суровый климат, зима холодная и суровая, лето прохладное 0- (-4), льды, снег, ураганные ветры, полярная ночь, полярный день, полярное сияние.Первичное закрепление нового материала.
Фронтальная беседа с учащимися. Ответить на вопросы:
1.Почему лето в арктической пустыне холодное?
2. Почему растительность не образует сплошного растительного покрова?
3.Почему белые медведи впадают в спячку на зиму?
4. Почему в арктической пустыне преобладают хищники?
5.Почему медведь белый?
6.Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой? Отвечают на вопросы. Рассказ ученика и показ презентации. Природная зона тундра Презентация ученика природная зона тундра (компьютер, интерактивная доска) Самостоятельная работа с книгой. Страница 158 (учебник)
Задание 2: заполнить таблицу. Запись нового материала в таблицу Учитель консультант Зона Тундра.
Полярный день и ночь, снежный покров мало-мощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, много озёр, болот, нет деревьев, встречаются мхи и лишайники . Есть кустарники- брусника , черника, морошка , грибы 50 см. высотой ,карликовая берёза, много перелётных птиц летом, животных- лемминг, песцы, северный олень, полярная сова. Показ таблиц, картин. Обобщение знаний и дополнение материала. Записывают в таблицу. Первичное закрепление
Фронтальная беседа с учащимися Ответить на вопросы:
1.Почему в тундре так много озёр и болот, хотя осадков на Колымской низменности выпадает менее 300 мм , меньше чем в полупустынях при Каспийской низменности?
2. Почему природа особенно ранима и трудно восстанавливается?
3. Почему в тундре низкие летние температуры воздуха, хотя суммарная радиация в полярный день такая же, как на юге лесной зоны?
4. Почему в тундре не растут деревья?
5. Почему говорят: «Грибы в тундре выше деревьев?»
6. Почему для грибников тундра - настоящий рай?
7. Почему в тундре преобладают многолетние растения? Закрепление изученного материала.
Письменный опрос учащихся. Выполнить тест. Тест
( Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни и тундра)
1.Природа зоны легко ранима.
2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
3. Значительные площади покрыты ледниками .
4. Средняя t января – 26 градусов,- 28 , а июня +1 градус.
5. Сильные ветры.
6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
7. Расположена на островах Арктики.
8. Увлажнение избыточное, много болот и озёр.
9.Промысел морского зверя (моржа и тюленя)
10. На южной границе температура июля +10 градусов.
11. На скалах «птичьи базары»
12. Лето короткое и холодное .13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
14. В реках и озёрах много рыбы.
15.Воды-в твёрдом виде, только летом образуются талые воды.
16. Много перелётных птиц летом
( утки, гуси, лебеди)
17. Полярная ночь длится до 5 месяцев. Самопроверка письменной работы Учитель с учащимися - консультантами корректирует оценки ответов
Самостоятельно проверяют тест:
Арктические пустыни:
1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.
Тундра:
1,2,5,6,8,10,13,14,16. Домашнее задание
Запись в дневник. Запись на доске
33 стр.162 вопросы 1,2,3. Презентация
1.Зона тайги
2.Зона смешанных и широколиственных лесов &33. Стр.162 вопросы. 1,2,3.
Презентация: по желанию ученика.
Зона тайги
Зона смешанных и широколиственных лесов. Итог урока
Фронтальная беседа и выставление оценок в дневник. 1.С какой темой мы сегодня познакомились?
2.Показать географическое положение природных зон.
3.В чём особенность природы этих зон?
Спасибо за урок. Ответы учащихся.
Показывают природные зоны на карте. Список литературы:
1.В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. ЛобжанидзеГеография России 8-9 класс (учебник 12-е издание Москва ДРОФА 2011 г.)
2.Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии - М: ДРОФА, 2007.
3.Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля 8-9 классы – М: ДРОФА, 2007.
4.Маерова Н. Ю. Уроки географии 8-9 классы – М: ДРОФА,2004.
Географический атлас. 8-9 классы – М: ДРОФА, 2007.