Урок Физико-географическое положение материка Евразии


Тема: Физико-географическое положение Евразии.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели и задачи:
Закрепить понятие географического положения материка и умение составлять характеристику географического положения.
Изучить очертания Евразии, размеры и историю освоения материка.
Выявить имена русских путешественников, принимавших участие в открытии и исследовании материка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение изученногоРабота на физической карте мира. Определить о каком материке идет речь:
Материк, покрытый слоем льда. (Антарктида)
Материк, отделенный от Антарктиды самым широким проливом. (Юж. Америка)
На каком материке расположена Большая Песчаная пустыня? (Австралия)
Горы Атлас, Драконовы, капские – это … (Африка)
Какие континенты разделяет пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны? (Евразию, Северную Америку)
Лазарев и Беллинсгаузен открыли … (Антарктиду)
Дж. Кук открыл … (Австралию)
3. Изучение нового материала
– Найдите на физической карте Евразию.Евразия – материк, на котором мы живем. Это величайший материк земного шара. Он занимает одну треть всей суши планеты. По площади Евразия равна Африке и Северной Америке, вместе взятыми. – С запада на восток материк протянулся на 16 тыс.км, а с севера на юг – на 8 тыс.км. – Страница учебника 230, прочитать вступление.– Из каких двух частей состоит Евразия? (Европа и Азия)– Сообщение учащихся: «Европа» и «Азия»Азия – в переводе с арабского «асу» – восток, часть света, входящая в состав континента Евразия. Занимает наибольший участок Евразии, лежит на восток от Европы. Еще 500 лет назад Азия манила европейцев. Именно из Азии торговцы привозили драгоценные камни, тропические фрукты, тончайшие ткани и пряности (перец, корицу, орех). Европейцы долго мечтали об азиатских богатствах.Европа – Настолько древнее слово, сто проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» – заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначает мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа – часть света, западная часть материка Евразия.
Правила проведения урока – учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-моделей. По этапам идет коллективное обсуждение поставленных задач. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.
КАРТОЧКА-МОДЕЛЬ № 1
1 задание.
Определите название крайних точек Евразии. Найдите, а каких странах находятся крайние точки материка (используйте атлас).
– Северная – …– Южная – …– Западная – …– Восточная – …
2 задание.
Какие океаны омывают Евразию?
– С севера – …– С востока – …– С юга – …– С запада – …
1) К какому океану не имеет выход России?2) Береговая линия какого океана длиннее?
Дополнительные вопросы:
Какой океан открыл Ф.Магеллан?
Какое океан был первоначально изучен арабами?
Какой океан нужно пересечь, чтобы попасть из Европы в Северную Америку?
3 задание.
Какие моря омывают:
– берега Северного Ледовитого океана – …– берега Тихого океана – …– берега Индийского океана – …– берега Атлантического океана – …
1. Назовите внутренние моря.2. Воды, каких морей омывают территорию России?
КАРТОЧКА-МОДЕЛЬ № 2
1 задание.
1. К какому материку Евразия расположена ближе всех?2. На территории каких государств расположена граница между Африкой и Евразией?
2 задание.
Какими проливами Евразия отделена:
– от Африки – …– от Северной Америки – …– от Океании – …
1) Найдите и покажите на карте Суэцкий канал.2) Объясните разницу между понятиями пролив и канал.
Суэцкий канал – был открыт в 1869 году. Длинна 161 км, глубина 13 метров, ширина 120–150 метров, без шлюзов. Является основным каналом транспортировки нефти из Азии в Европу.
3 задание.
В каких полушариях расположена Евразия?
КАРТОКА-МОДЕЛЬ № 3
Номенклатура. Найдите и покажите перечисленные географические объекты.
1 задание.
1) Что такое остров?2) Показать на карте острова: Исландия, Ирландия, Великобритания, Сицилия, Шри-Ланка, Сахалин, Врангеля.
2 задание.
1) Что такое архипелаг?2) Показать на карте: Шпицберген, Новая Земля, Северная Земля, Курильские острова, Японские острова, Филиппинские острова.
3 задание.
1) Что называют полуостровом?2) Покажите полуострова: Пиренейский, Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский.Интересные факты:
Самый большой остров у берегов Евразии Великобритания.
Самый большой полуостров – Аравийский.
Самое большое по площади море – Средиземное.
Самое мелкое море – Азовское.
Самый большой залив – Бенгальский.
«Цветные моря» – Черное, Красное, Желтое, Белое.
4. Домашнее задание
Прочитать параграф № 59.Заполнить таблицу: «Исследование Евразии» по стр, 230–233.
Имена исследователей Заслуги и достижения