Статья О ходе пропаганды и функционирования государственного языка в профессиональных учебных заведениях

Пути повышения эффективности урока
Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина, деятельного участника жизни нашего общества.
Какой же урок считать эффективным?
Нередко под эффективностью урока понимают прежде всего его оригинальное, необычное построение и новизну в приемах работы. Сторонники этой точки зрения вольно или невольно игнорируют главное в уроке – его результат. Конечно, и оригинальное построение, и новизна методических приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство, и вопрос о том, насколько они целесообразны, должен решаться в конкретных условиях обучения.
Из практики известно, что методический прием, успешно использованный в одном классе, может оказатьсянецелесообразным в другом, параллельном классе, так как выбор форм и методов работы зависит не только от специфики учебного материала, но и от подготовленности учащихся, их умения работать самостоятельно и других условий.
Все эти этапы урока: опрос учащихся, объяснение и закрепление материала, задание на дом – выполняют свою учебно-воспитательную роль. Однако они взаимосвязаны, и вся работа на уроке направлена к одной основной цели –вооружить учащихся знаниями и навыками, воспитать всестороннеразвитую личность.
Из этого следует, что урок нужно оценивать с таких точек зрения:
1) идейная направленность урока;
2) связь изучаемого материала с жизнью;
3) усвоен ли теоретический материал;
4) выработаны ли навыки, предусмотренные программой;
5) проведена ли воспитательная работа, втекающая из содержания, цели и задач урока.
Некоторые организационно-методические пути повышения
эффективности урока.
В начальной школе практикуются уроки различных типов: урок объяснения учебного материала, комбинированный урок, урок закрепления и повторения материала и другие. Мы остановимся на комбинированном уроке; то есть уроке, на котором проводится “и ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, и их закрепление, и повторение ранее пройденного, и учет знаний”.
Рассмотрим кратко основные этапы комбинированного урока с точки зрения путей, ведущих к его эффективности.
Постановка учебно-воспитательных задач.
Приступая к изучению темы, учитель должен сказать детям, где и когда они смогут применить знания, которые будут даны на уроке, привестисоответствующие примеры, показать связь данного материала с жизнью, производством, бытом, культурой и т.д. Перед учащимися в начале урока должна быть сформулирована цель занятий по теме и поставлены конкретные задачи: что учащиеся должны усвоить, чему научиться, какие навыки приобрести.
А.С.Макаренко подчеркивал, что не только воспитатель, но и воспитуемый должен видеть перспективу своих усилий, а значит, отдавать себе отчет в том, что и зачем он делает. Это указание в полной мере относится и к работе на уроке.
Опрос учащихся.
Проверка домашнего задания и опрос учащихся на уроке имеют исключительно большое значение. Учитель не только проверяет, как каждый учащийся и класс в целом справились с домашней работой, как усвоен материал предыдущего урока, но и закрепляет этот материал. Здесь же учащиеся отчитываются о своей работе перед учителем и своими товарищами. Иными словами, проверка домашнего задания не только служит средством контроля, но и носит характер обучения и воспитания.
На уроках не всегда есть возможность выслушивать подробные, полные ответы учащихся, нередко приходится ограничиваться короткими ответами по основным, узловым вопросам темы. Если из ответа видно, что учащийся знает материал, нет смысла выслушивать его до конца, лучше предоставть слово другому. Таким образом, один и тот же вопрос могут освещать 2-3 ученика. Привлекая к освещению одног вопроса несколько учащихся (исправление ответа, дополнение его и прочие) и оценивая их знания учитель получает полное представление об усвоении материала каждым из них. К такому опросу необходимо готовится, продумывать формулировку каждого вопроса; вопросы должны быть краткими и конкретными. Задавая вопрос, следует уточнить, что необходимо осветить болеее подробно, о чем только упомянуть, какие факты назвать.
Вцелях интенсификации работы при проверке знаний и навыков полезно применитьэлементы программированного обучения, в частности выборочный ответ. Применяя метод прграммированной проверки навыков, учитель имеет возможность контролировать работу многих учащихся на каждом уроке. Однако сказанное гне означает, что на уроке не следует практиковать обстоятельные, развернутые ответы.
Ответы учащихся на уроке – средство обучения, развития и воспитания. С помощью этого средства, с одной стороны, формируется личность учащегося, с другой – осуществляется так называемая обратная связь в процессе обучения и воспитания.
Содержанию ответа учителя обычно придают серьезное значение. К сожалению, этого нельзя сказать о форме ответа. Между тем оформление ответа – это не только его внешняя сторона. Сбивчивый, путаный, бессвязный ответ, даже если факты называются правильно, не может рассматриваться как показатель глубокого усвоения материала. Наобарот, ответ ясный, четкий, стройный и грамотный в речевом отношении свидетельствует о том, что по данному вопросу у учащегося имеются основательные знания и что эти знания приведены в систему, что для их оформления учащимся найдены нужные языковые средства.
Анализируя опы передовых учителей, можно сделать выводы о том, при каких условиях объяснение на уроке дает наиболее высокие познавательно-воспитательные результаты. Это прежде всего:
- объяснение нового материала нужно проводть четко, максимально конкретно, убедительно, доступно пониманию учащихся; целесообразно сообщать учащимся план изложения материала; новые термины, встречающиеся в материале, должны быть раскрыты, разъяснены;
- объяснение материала следует проводть при активном участии класса; один из эффективных путей активизации учащихся – прменение проблемного и программированного обучения.
- Объясненный материал необходимо обобщить, а затем проверить, как он усвоен учащимися; для беглой проверки усвоения материала целесообразно применять метод выборочного ответа.
Из сказанного видно, что учитель должен тщетельно готовиться к объяснению нового материала: продумывать толкование новых терминов, решить какие из них следует объяснить подробно, какие – кратко; подобрать наиболее убедительные, яркие иллюстрации, примеры: подготовить средства обучения, наглядные пособия и другие.
Объяснение терминов – также важный путь повышения эффективности урока. Объяснение должно быть простым, максимально доступным. Новый материал, знание которого необходимо для практических целей, должен быть не просто изложен или сообщен, а именно объяснен. Следует показать учащимся, как применяется изученная теория на практике, дать соответсвующие образцы использования полученных знаний, сообщить алгоритм к правилу.
Алгоритм – это инструкция, предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы применить соответствующеее правило. Алгоритмизация – не основное, а вспомогательное средство обучения.
Закрепление материала.
Новый материал должен быть закреплен в классе. С этой целью учащимся дают четко сформулированные вопросы, требующие не простого перечисления фактов или пересказа объяснительного материала, а его анализа.
Если знание изучаемго на уроке нужно для выработки соответствующих навыков, то теория закрепляется упражнениями. Эти упражнения должны быть небольшими, но разнообразными.
Постановка конкретных вопросов, требующих пусть кратких, но осмысленных ответов, подбор учащимися характерных примеров, связь изучаемого с жизнью, практикой – таковы основные пути закрепления материала на уроке.
Домашнее задание.
Однако классного изучения учебного материала, как бы хорошо оно ни было поставлено, недостаточно; знания полученные на уроке, не будут прочными, если их не подкрепить домашними заданиями.
Чтобы помочь учащимся глубже усвоить материал, лучшие учителя прктикуют следующие виды домашних заданий, рассчитанных на самостоятельное осмысление изученного в классе: ответить на предложенные вопросы (устно или письменно); подобрать примеры, аналогичные тем, которые рассмотрены в классе; составить план изученного; выполнить упражнения; повторить материал предыдущих уроков по предложенным конкретным вопросам.
Давая домашнее задание, необходимо разъяснить учащимся, что и как нужно сделать, то есть конкретизировать задание и тем самым облегчить его выполнение.
Подведение итога урока.
Важным этапом учебно-воспитательной работы на уроке является подведение итога урока: что дал урок? Достигнута ли цель? Решены ли поставленные задачи? На эти вопросы в конце урока учитель и учащиеся должны получить ясные ответы.
Итог урока можно подвести с помощью различных методов. Основными из них являются:
1) ответы учащихся на вопросы учителя;
2) подбор примеров, составление схем, таблиц;
3) формулирование выводов по теме урока.
В итоге учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своем развитии.
Индивидуальная работа на уроке.
Организуя индивидуальную работу на уроке, важно вызвать у учащихся интерес к знаниям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях. Для этого необходимо вселить веру в свои силы;нужно вскрыть перед учащимися прчины их отставания и указаь пути ликвидации пробелов; необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке, и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Чтобы учащийся чувствовал свое продвижение вперед, объем и трудность заданий следует увеличивать постепенно.
Чтобы индивидуальная работа на уроке достигла цели, нужно соблюдать такие основные условия:
1) работу следует проводить регулярно;
2) индивидуальные задания должны быть небольшими;
3) в ксрточке для индивидуальной работы следует включать только задания практического характера (упражнения);
4) индивидуальные задания должны проверятся и оцениваться.
К высокой эффективности урока ведут многие пути. Конкретные условия работы, опыт, личные качества урока учителя подскажут ему другие пути и средства прктического решения проблемы эффективности урока. Ведь труд учителя – дело творческое.
Главное состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял учащихся на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он способствовал привитию детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности и умения творчески работать. Содержание урока, организация и методы работы на каждом его этапе должны быть подчинены этой цели.

Заголовок 115