Технология подготовки родительского собрания.


Родительское собрание: подготовка и проведение.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. 
 Родительские собрания нужны:
1.    Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае, классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;2.    Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. на подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;3.    Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;4.    Как консультативные по профориентации, трудоустройству детей , по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора АПМН, учителей – предметников и т.д. помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;5.    Как экстренные, чрезвычайные при острой ситуации , при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;6.    Совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.д.);7.    Как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д. такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;8.    Собрания – лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
Подготовка собрания:
•    Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.•    Уточнить регламент, продумать ход собрания.•    Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.•    Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.•    Продумать выставочный или информационный материал.•    Определить, кого из учителей – предметников или других специалистов можно пригласить.•    Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Среди видов можно выделить:
1)организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),2) собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками),
3)тематические,
4)собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
5)итоговые (четвертные) и т.д.
Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. 
Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные и классные.
Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Классные собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.
С чего начинается подготовка к родительскому собранию?
С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросыипроблемыихинтересуют.  Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание – возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести досведения родителей. Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно – воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний – выступление воспитателя или классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.  Cодержание для собрания можно почерпнуть из психолого – педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями – предметниками, детьми, родителями, школьнойадминистрацией.  Cледует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, медицинскими работниками, администрацией школы. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.  Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, журналы, нормативные документы – Устав школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всехучастников.  Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в том, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы и найтивремя для посещения родительского собрания.  Основное выступление на собрании не должно занимать много времени. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например ,в разговоре после общего собрания).  Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками воспитателей, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора воспитателя или классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решенииданных проблем.  Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание. 
Рекомендациипо проведению родительских собраний.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны-детей. Именно поэтому в разделе функциональные обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Организационная работапо подготовке родительского собрания.
    Подготовка родительского собрания начинается с определения его повестки и принятия решения о том, кого следует пригласить на собрание. Опыт показывает, что накануне собрания разумно провести собеседование классного руководителя с учителями – предметниками. Цель этой встречи – обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе. В противном случае любые рассуждения классного руководителя на тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому целесообразно подготовить сводные листы успеваемости, в которых будут отражены результаты учебы каждого учащегося. Каждый такой сводный лист посвящен только одному ученику. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит подчеркнуть маркером тот или иной ряд оценок. При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как известно, что целостной картины успеваемости ученика, к сожалению, не дает. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что нельзя ограничиваться только контролем  записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания.•    заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;•    подготовить альбомы и видео материалы, освещающие внеклассную жизнь детей;•    заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активнывразличныхмероприятиях. Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания оформление классного помещения, в котором оно будет проводиться. Наверняка вам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в празднично оформленном, чисто убранном классе.
Разработка сценария проведения собрания.
Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания – предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:•    Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.•    Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, в столовой, на экскурсиях и т.д.). темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия на менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя. •    Психолого-педагогическое просвещение.
Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки собрания; он быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.•    Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.). Оно состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить. Что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.•    Личные беседы с родителями. На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начитается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.
Советыклассному руководителю по проведению собрания.
•    Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.•    Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.•    Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.•    Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.•    Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.•    Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.•    Поблагодарите всех,  кто нашел время прийти (особенно отцов).•    Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учится.•    В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.•    Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».•    Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку. 
Чего делать не стоит.
•    Обсуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.•    Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.•    Давать негативную оценку всему классу.•    Переоценивать значение отдельных предметов.•    Избирать для общения назидательный тон.
Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании – необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и предложений. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:•    Явка родителей, причины отсутствия;•    Персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;•    Вопросы родителей в ходе родительского собрания, их участия в обсуждении вопросов.Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Тематика родительских собраний.Начальная школа.
•    Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьноговозраста.•    Режим дня и его влияние на качество обучения.•    Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.•    Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формированияличности.•   Рольигры в расширении кругозора ребенка.•   Воспитания трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.•   Деньги и дети. Семейный бюджет и ребенок.•   Шалость и хулиганство – есть ли различия?•    Роль семьи в формировании личности ребенка.
Правила поведенияклассных руководителей на родительском собрании:
1.    Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.2.    Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.3.    Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.4.    Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.5.    Постараться понять родителей, спокойно, уважительно, доброжелательно.Заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Некоторые секретыуспешности родительского собрания:
1.    Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.2.    Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.3.    Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов. 4.    Определить одну самую сложную проблему разговора и на обсуждении постройте собрание.5.    Жестко определите регламент собрания. Берегите время родителей.6.    Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуаций, интересных телепередач и т.д.).7.    Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно, не отмалчиваться, отвергая предложения; вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени – отчеству, а не «Катина мама…».8.    Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.9.    Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.10.    Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
Как сделать так, чтобы родительское собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже на первой встрече с родителями классный руководитель начнет формировать традиции проведения родительских собраний. Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать проблемные ситуации в воспитании детей. Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в традиции приглашений на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до собрания. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой-то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Прочитав данный посыл, кто-то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимет много времени. Однако, именно такой подход к организации системы в работе с родителями, позволит формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом.
Красивой традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в школе является ведение родительских дневников. Родительский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи на каждого ученика класса. Родительский дневник заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Его ведет каждая семья. Первая страничка дневника заполняется родителями. Они фиксируют интересы и увлечения ребенка, положительные качества характера, особенности поведения. На этой же странице родители дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Они это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил родителям важность и значительность родительских рекомендаций для работы классного руководителя.
Родительский комитет вместе с классным руководителем готовит традиционные поздравления родителям учащихся к юбилейным датам и вручает их на родительском собрании или отправляет их по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, который делает их жизнь богаче и добрее.
Хорошей традицией собрания является его рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск молнии, оформление коллажа, интервью и т. д.
В конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчиваться тоже по-разному. Традиционными становятся фотографии на память всем составом родителей, награждение родителей - активистов и помощников классного руководителя и школы, создание классной книги почета, в которую ежегодно торжественно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной и неинтересной.
Все вышеперечисленные традиции родительского собрания приживутся только в таком коллективе, где в них заинтересованы взрослые. Заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.