Из опыта работы.Советы молодому педагогу.


Говорят, что на ошибках учатся. При этом часто добавляют - «на чужих». Как показывает практика, анализ собственных поступков может принести ещё большую пользу.
Изначально моя педагогическая судьба (1990 год) складывалась, на мой взгляд, благополучно: меня направили работать в школу, где прошли мои десять замечательных ученических лет, где ещё продолжали свою деятельность мои любимые учителя. Хороший диплом, на «отлично» проведённая практика, опыт общественной деятельности – всё это обнадёживало. Но…
Разочарования начались буквально с первого дня. Дали мне для начала 5,6,и 7 класс. Ох уж этот 7 «А»!
Отправляясь на свой первый САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ урок, я знала, что ребята меня будут испытывать. И я дала себе клятву на провокации не поддаваться, при любых обстоятельствах соблюдать спокойствие и железное самообладание. Моей выдержки хватило до конца урока, однако от былой уверенности в свои педагогические способности не осталось и следа. Одно дело практика, когда за последней партой сидит опытный педагог, и тебе надо только провести урок, показать свои знания. А теперь пришлось ещё и призывать к сознательной дисциплине, говорить что-то об ученическом долге, уважении к учителю. Во мне сработала самая обычная учительская наклонность - желание поучать прописным истинам. Конечно, это был элементарный педагогический просчёт. Во-первых, нельзя опираться на пустое место. Бесполезно взывать к сознательности и чувству долга, если они в человеке не воспитаны. Во-вторых, слова и действия учителя будут бесплодными, если между ним и учениками нет взаимопонимания.
Конечно, мне не хотелось мириться с неудачей. Тем более надо было ещё и оправдать доверие моих же учителей. Этот первый урок помог мне прийти к выводу: чтобы работать с классом, надо «овладеть» им, не подавить, не запугать, а «выйти на связь», вызвать класс на общение, утвердить себя в глазах ребят как личность, заинтересовать предметом.
Вопрос. Как заинтересовать детей, если мы впервые видим друг друга, если все они такие разные?
Тогда я вспомнила слова преподавателя возрастной психологии, которая говорила нам, студентам: «Всегда помните о своем внешнем виде: костюме, прическе и пр. ведь встречают человека всё же по одёжке. Если вы будете симпатичны детям, приятны, это уже большой плюс в вашу пользу». И действительно, часто приходится слышать от детей (особенно от младших школьников) такое: «Мне больше всего нравится история, потому что Наталья Петровна красивая», «наша учительница лучше вашей, красивее» и т.п. Но было бы очень просто, если бы успех обеспечивался только внешним видом педагога. Мы-то, взрослые люди, прекрасно понимаем, что внешность обманчива. Нужна какая-то изюминка для урока, ведь основная наша задача - не поразить внешним видом, а заинтересовать своим предметом. И тут вспоминаешь: учитель – личность творческая. «Всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению», - писал Ян Амос Каменский.
Тогда я мысленно возвращаюсь в свои школьные годы. Что мне и моим одноклассникам нравилось на уроках русского языка и литературы, чего нам хотелось? Это чтение по ролям, игровые ситуации, фильмы, музыка, рисунки, интересные сведения о языке, словах и т.п. Оказывается можно сделать так, чтобы ребята заинтересовались, внимательно слушали на уроке, с увлечением выполняли задания.
На второй урок иду уже с уверенностью, что слушать меня будут точно все. Я рассказываю, что у нашего языка, как и у нас с вами, есть предок старославянский язык. Рассказываю, чем он интересен, читаю текст на старославянском языке и предлагаю ребятам пересказать, что они поняли. Дети с азартом начинают переводить услышанное. Далее мы сравнили старославянский и русский алфавит, сделали вывод, что, действительно, старославянский – это дедушка нашего языка, почти все буквы старославянского алфавита нам известны. А неизвестные буквы вызвали ещё больший интерес, ребята задавали много вопросов. Отвечая на их вопросы, беседуя и рассуждая вместе с ними, я получала огромное удовольствие. А прочитав стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей», обратились и к истории, и к слову как художественному материалу.
В старину учились дети – Их учил церковный дьяк, –Приходили на рассветеИ твердили буквы так:А да Б – как Аз да Буки,В – как Веди, Г – Глаголь.И учитель для наукиПо субботам их порол.Вот какой чудной вначалеНаша грамота была!Вот каким пером писали –Из гусиного крыла!
Этот нож не без причиныНазывают «перочинным»:Очиняли им перо,Если не было остро.Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину,А девицам полагалосьНе учиться ничему.Обучались лишь мальчишки.Дьяк с указкою в рукеНараспев читал им книжкуНа славянском языке.
Радости не было предела, когда после звонка на перемену дети остались в классе, и продолжали задавать мне вопросы, и даже не только касающиеся темы урока. Первый шаг к взаимопониманию сделан! Я могу быть интересна детям как учитель!
Я заметила, что моим ученикам нравятся стихотворения. С тех пор мы часто стали часто читать стихотворения на уроках русского языка, анализировать их.
Вот урок по теме «Удвоенные согласные». Мы читаем стихотворение С.Я.Маршака «Есть на свете или нет?..»
Есть на свете или нет
Без буфетчика буфет?
Есть ли касса без кассира
И дорожная сума,
Что в трамвае с пассажира
За проезд берёт сама?
Дети отметили, что в стихотворении говорится о доверии к людям, о честности в отношениях между ними. Обращаем внимание на четкость выражения, конкретность высказываемой мысли, на чувства, которыми не мог не поделиться поэт. При повторном прочтении записываются предложения, в которых есть изучаемые орфограммы, ученики объясняют их. Такая работа очень ценна. Во-первых, развивается чувство ритма, память. Во-вторых, даже небольшие комментарии учат понимать, чувствовать поэтические образы. Все это будит интерес к поэзии, делает стихи постоянными спутниками ребят. Запомнившиеся строчки прочно оседают в памяти. А некоторые все чаще пробуют выразить в стихах собственные чувства. Так в 6 классе при подготовке к сочинению о маме ребята сами находили стихотворения, которые, как они считали, можно адресовать именно их мамам.
И очень приятно было мамам читать сочинения своих детей, в которых использовались и стихотворения известных поэтов, и собственного сочинения.
Милихов И.
Мама, мамулька, голубка моя!
Сколько ты лет прожила для меня?
Вырасту я, взрослым буду,
Но маму мою никогда не забуду!
Сидорова Я.
Над колыбелью засыпала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала…
Так я могу сказать о ком?
С любовью искреннею вечно
Неси добро, тепло и свет,
Живи, прошу, подольше, мама!
Тебя родней на свете нет!!!
Нашим ученикам в жизни не придётся писать под диктовку, а вот выражать собственные мысли мы их должны научить.
Любому учителю очень приятно слышать слова благодарности от своих учеников и их родителей.
Сегодня я уже могу сделать некоторые выводы, необходимые в педагогической деятельности:
Чтобы работать с классом, надо «овладеть» им – вызвать класс на общение, утвердить себя как личность в глазах ребят.
Чтобы дети понимали учителя, он должен научиться понимать их. Надо уметь смотреть на жизнь глазами учеников, знать их психологию, отношения в семье, жизненный опыт и многое другое.
Чтобы работать со школьниками не формально, надо знать, что их волнует. Поэтому нельзя уходить от острых вопросов. Нельзя отгораживаться от ребят школьной программой, иначе они потеряют интерес к учителю. Если ученики идут к тебе с вопросами, значит, они дорожат твоим мнением, ты их интересуешь как личность.
Кроме того, учитель – это выразитель взглядов и требований педагогического коллектива. С другой стороны – защитник интересов детей. И здесь важно, чтобы отношения педагогов друг к другу не сказывались отрицательно на учениках.